Исполнение бюджета (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТОВ    6
2. ГЛОССАРИЙ    21
3. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ В 2007-2008 ГГ.    24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ    38

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Государственные и местные (муниципальные) бюджеты — центральное звено финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого государства. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления [22, c.171].

В бюджетах концентрируется наиболее крупная часть финансовых ресурсов государства. Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В данном случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет — основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый, соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

В Бюджетном кодексе РФ  установлена основная правовая форма этого акта применительно к бюджетам разных уровней: федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации утверждаются в форме соответствующих законов, местные (муниципальные) — в форме решений представительных органов местного самоуправления, в чем проявляется принцип демократизма в бюджетной деятельности.

Подобная правовая форма бюджета (закон представительного органа власти) действует и в большинстве зарубежных стран в течение ряда столетий. В дореволюционной России предпринимались попытки демократизировать правовую форму государственного бюджета. Известный российский государственный деятель М.М. Сперанский в своей работе «План финансов» обосновывал необходимость придания бюджету силы закона, обеспечить гласность в его утверждении и исполнении [11, c.30].

Исполнение бюджета находится в сфере ответственности правительства, исполнительной ветви власти. Основа его заключается в реализации закона о бюджете, принятого парламентом. Исполнение отдельных статей бюджета должно осуществляться в соответствии с утвержденным планом, и исполнительная власть не вправе вносить существенных изменений в его структуру. Однако при этом существует определенная свобода действий правительства. Она необходима для того, чтобы государство могло оперативно реагировать на изменения ситуации в экономике, социальной сфере, внешней политике страны.

В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения по различным направлениям расходов, но они должны осуществляться в пределах утвержденных ассигнований. Поскольку финансовые ресурсы государства ограничены, на практике используется так называемое лимитирование расходов. Это означает, что финансирование отдельных расходных статей осуществляется в пределах установленных лимитов, превышать которые не допускается. Научный и практический интерес к проблематике исполнения бюджетов не ослабевает, что и определило выбор темы исследования и ее актуальность.

Объектом исследования выступает процесс исполнения бюджетов в Российской Федерации.

Предметом исследования является процесс исполнения бюджета Республики Марий Эл.

Целью работы является исследование исполнения бюджета Республики Марий Эл в 2007-2008 гг.

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

- исследовать теоретические аспекты исполнения бюджетов;

- составить глоссарий по исследуемой тематике;

- провести сравнительный анализ исполнения бюджета Республики Марий Эл в 2007-2008 гг.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды следующих авторов: Акперов И.Г., Коноплева И.А., Головач С.П., Борисов А.Н., Вострикова Л.Г., Петрова Г.В., Преображенский Б.Г. и др., а также Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Закон Республики Марий Эл «Об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2008 год» и Закон Республики Марий Эл «Об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2007 год».

 

1. Теоретические аспекты Исполнение бюджетов

 

Исполнение бюджета - процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года. В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов [6, c.32]:

- казначейская, при которой на специальные органы министерства финансов (казначейства) возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений;

- банковская, когда функцию организации исполнения бюджетов выполняет центральный банк (возможен вариант участия и коммерческих банков);

- смешанная, для которой характерно обслуживание бюджетных счетов как казначейством, так и центральном банком.

В Российской Федерации существовала такая банковская система исполнения бюджета, которая допускала фиксирование денежных средств только на стадии платежа, т.е. когда возможность маневрирования государственными финансовыми ресурсами была уже практически упущена. Постановка учета бюджетных средств в банках не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а следовательно, эффективно контролировать эти операции. Вследствие раздельного учета рублевых и валютных позиций нарушался принцип кассового единства бюджета [12, c.18].

Для совершенствования бюджетного процесса в нашей стране были организованы казначейские органы, за счет которых был осуществлен переход от банковской системы исполнения бюджета к казначейской.

Сравнительный анализ процесса доведения средств федерального бюджета до получателей в период до создания системы федерального казначейства и после ее создания позволяет утверждать, что во втором случае уменьшается количество звеньев, участвующих в работе с бюджетными средствами, что создает возможности усиления контроля за их целевым использованием.

Схема доведения средств федерального бюджета до производителей продукции (работ, услуг), существовавшая до создания системы казначейства [6, c.34], приведена на рис. 1.

 

Рис. 1. Схема доведения средств федерального бюджета до производителей продукции (работ, услуг), действовавшая до создания системы казначейства

 

Схема доведения средств федерального бюджета до производителей продукции (работ, услуг) после создания системы казначейства, когда органы последнего ведут лицевые счета распорядителей бюджетных средств, приведена на рис. 2. Участниками процесса исполнения бюджета являются главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств, бюджетные учреждения, а также финансовые и банковские учреждения [6, c.35].

 

Заказать курсовую

Обновлено 21.07.2015 08:39