Исполнение бюджета (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    6
1.1. Понятие бюджета, структура его доходов и расходов    6
1.2. Бюджетное устройство РФ    12
2. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА Г. ЙОШКАР-ОЛЫ  В 2007-2008 ГГ.    24
3. ТЕСТЫ    35
4. ГЛОССАРИЙ    40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    45

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Государственные и местные (муниципальные) бюджеты — центральное звено финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого государства. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления [24, c.171].

В материальном аспекте государственный и местный бюджеты представляют собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления ходов и т.п.

Однако сущность бюджета проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономического механизма (категории). В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих с образованием распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач государственных и муниципальных образований общего значения и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления.

В бюджетах концентрируется наиболее крупная часть финансовых ресурсов государства. Понятие бюджета имеет и юридический аспект. В данном случае он рассматривается как правовой акт. В таком смысле бюджет — основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый, соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

В Бюджетном кодексе (БК) РФ  установлена основная правовая форма этого акта применительно к бюджетам разных уровней: федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации утверждаются в форме соответствующих законов, местные (муниципальные) — в форме решений представительных органов местного самоуправления, в чем проявляется принцип демократизма в бюджетной деятельности [2]. К названной основной форме относятся финансово-плановые акты органов исполнительной власти, конкретизирующие бюджет (например, сводная бюджетная роспись).

Подобная правовая форма бюджета (закон представительного органа власти) действует и в большинстве зарубежных стран в течение ряда столетий. В дореволюционной России предпринимались попытки демократизировать правовую форму государственного бюджета. Известный российский государственный деятель М.М. Сперанский в своей работе «План финансов» обосновывал необходимость придания бюджету силы закона, обеспечить гласность в его утверждении и исполнении [16, c.30]. Структура бюджета необходима для формирования иерархии бюджетообразующих статей, а именно:

- распределения ответственности между структурными подразделениями - бюджетообразующие статьи уточняются, и в дальнейшем структурные подразделения могут работать как с общим правилом, так с собственной уточняющей статьей;

- формирования совокупных доходов и расходов — формируют удобную для рассмотрения различных расчетов величин иерархию статей;

- формирования бюджета денежных средств — в структуре бюджета имеются статьи имеющие отношение к движению денежной массы.

Таким образом, тема работы является актуальной, поскольку бюджетное устройство РФ является одним из важнейших понятий в деятельности всего государства.

Объектом исследования выступает процесс исполнения бюджетов в Российской Федерации.

Предметом исследования является процесс исполнения бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола».

Целью работы является исследование исполнения бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» в 2007-2008 гг.

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

- исследовать теоретические основы бюджетного устройства РФ;

- провести сравнительный анализ исполнения бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» в 2007-2008 гг.

- составить тесты по исследуемой тематике;

- составить глоссарий по исследуемой тематике.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды следующих авторов: Акперов И.Г., Коноплева И.А., Головач С.П., Борисов А.Н., Вострикова Л.Г., Петрова Г.В., Преображенский Б.Г. и др., а также Бюджетный кодекс Российской Федерации, Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 29 апреля 2008 г. № 561-IV «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» за 2007 год», Решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 16 марта 2009 г. № 711-IV «О назначении публичных слушаний и опубликовании проекта решения Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» «Об утверждении отчета об исполнении бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» за 2008 год».


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Понятие бюджета, структура его доходов и расходов

 

В законодательстве содержится юридическая характеристика бюджета и с позиций права собственности. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 214) средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно государственную казну РФ или субъекта РФ [3]. Таким образом, средства государственного бюджета — часть государственной казны. Средства местного бюджета отнесены к объектам муниципальной собственности и соответственно — составной части муниципальной казны (ст. 215 ГК).

Такая характеристика важна тем, что определяет собственника бюджетных средств: им являются не тот или иной орган государственной власти или местного самоуправления, а сами названные государственные или муниципальные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, города, районы и т.п.). Соответствующие органы власти и управления в пределах компетенции распоряжаются этой собственностью. Вопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, Конституция РФ (ст. 72) относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов [1].

В настоящее время имеется уточненная формулировка понятия бюджета. Согласно БК РФ бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Здесь, как видим, учитывается обособление органов местного самоуправления от системы органов государственной власти на основании Конституции РФ, в связи с чем местные бюджеты перестали относиться к государственным, выделившись в особое звено бюджетной системы.

Вместе с тем более полному представлению о сущности бюджета и его роли способствует рассмотрение этой категории в разных аспектах. Роль бюджета выражается в том, что он создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач. В то же время и государственный аппарат, и органы местного самоуправления представительной и исполнительной власти, правоохранительные органы содержатся за счет средств соответствующего бюджета. Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны [24, c.179].

С помощью бюджета реализуются государственные (разных уровней) и местные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей экономики, охране окружающей среды, по укреплению научно-технического потенциала и культуры страны, поддержанию материального уровня жизни населения и отдельных его групп, выравниванию социально-экономического уровня субъектов Федерации и муниципальных образований, по борьбе с-преступностью и т.д. Все эти задачи имеют общее значение для соответствующей территории.

Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целесообразного размещения в ее пределах производительных сил. Бюджет — мощный управляющий механизм в распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики [13, c.72]. Местные бюджеты служат и финансовой основой развития местного самоуправления. Значение государственного бюджета обусловлено не только величиной концентрируемых в нем средств. В непосредственной взаимосвязи с бюджетом и под его воздействием функционируют все другие звенья финансовой системы. Наличие бюджета создает возможности для маневрирования при распределении средств на

 

Заказать курсовую

Обновлено 21.07.2015 08:39