Анализ формирования доходов и исполнения расходов на примере ГКУ РМЭ «Кужерское лесничество» (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И ИСПОЛНЕНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 5
1.1. Понятие и сущность анализа хозяйственной деятельности бюджетных учреждений 5
1.2. Составление и исполнение сметы доходов и расходов бюджетного учреждения 10
1.3. Методические подходы к определению показателей оценки эффективности использования бюджетных средств 21
2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ГКУ РМЭ «КУЖЕРСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО» 32
2.1. Характеристика деятельности организации 32
2.2. Характеристика структуры деятельности лесничества 43
3. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ  ГКУ РМЭ «КУЖЕРСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО» 54
3.1. Анализ формирования и исполнения сметы доходов и расходов 54
3.2. Анализ хозрасчетной деятельности лесничества 63
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И ИСПОЛНЕНИЯ РАСХОДОВ В ГКУ РМЭ «КУЖЕРСКОЕ            ЛЕСНИЧЕСТВО» 72
4.1. Разработка и обоснование критериев эффективности деятельности 72
4.2. Совершенствование управления расходами учреждения 80
4.3. Развитие приносящей доход деятельности учреждения 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 101
ПРИЛОЖЕНИЯ 107

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И ИСПОЛНЕНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 5
1.1. Понятие и сущность анализа хозяйственной деятельности бюджетных учреждений 5
1.2. Составление и исполнение сметы доходов и расходов бюджетного учреждения 10
1.3. Методические подходы к определению показателей оценки эффективности использования бюджетных средств 21
2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ГКУ РМЭ «КУЖЕРСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО» 32
2.1. Характеристика деятельности организации 32
2.2. Характеристика структуры деятельности лесничества 43
3. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ  ГКУ РМЭ «КУЖЕРСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО» 54
3.1. Анализ формирования и исполнения сметы доходов и расходов 54
3.2. Анализ хозрасчетной деятельности лесничества 63
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И ИСПОЛНЕНИЯ РАСХОДОВ В ГКУ РМЭ «КУЖЕРСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО» 72
4.1. Разработка и обоснование критериев эффективности деятельности 72
4.2. Совершенствование управления расходами учреждения 80
4.3. Развитие приносящей доход деятельности учреждения 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 101
ПРИЛОЖЕНИЯ 107

 

Введение


Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов. К бюджетным организациям относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения, организации государственного управления, военно-промышленного комплекса и армии.

Бюджетные учреждения занимают ведущее место в системе некоммерческих организаций. Они создавались и создаются органами государственной власти и муниципальных образований для выполнения социально-культурных, научно-исследовательских, управленческих и иных функций некоммерческого характера. Их деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Некоммерческие (в том числе бюджетные, казенные, автономные и общественные) организации являются полноправными субъектами налогового права. Отличительной особенностью автономных и бюджетных учреждений нового типа является то, что данные учреждения обладают расширенным объемом прав, соответственно, эти организации уплачивают такие налоги, как НДС от платных услуг и НДС от аренды, налог на прибыль, налог на имущество, земельный, транспортный и т.д., но такие учреждения не имеют права применять упрощенную систему налогообложения. Казенное учреждение, или учреждение старого бюджетного типа, уплачивает только НДС от платных услуг, налог на имущество, земельный и транспортный налоги.

Автономное учреждение, так же как и бюджетное и казенное учреждения, является плательщиком НДС, так как может иметь операции, признаваемые объектом налогообложения. Вышеизложенное определило актуальность выборы темы исследования.

Объект исследования – деятельность ГКУ РМЭ «Кужерское лесничество».

Предмет исследованияформирование доходов и исполнение расходов ГКУ РМЭ «Кужерское лесничество».

Целью работы является анализ формирования доходов и исполнения расходов ГКУ РМЭ «Кужерское лесничество».

В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты формирование доходов и исполнение расходов бюджетных учреждений;

- дать общие сведения о ГКУ РМЭ «Кужерское лесничество»;

- проанализировать основные финансово-экономические аспекты деятельности организации;

- провести анализ формирования и исполнения сметы доходов и расходов;

- провести анализ основных средств, материальных ресурсов, труда и заработной платы;

- провести анализ бюджетных отношений в учреждении;

-  предложить мероприятия по совершенствованию формирования доходов и исполнения расходов в ГКУ РМЭ «Кужерское лесничество»;

В ходе исследования использовались разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по деятельности бюджетных учреждений, социологии, изучение нормативно-правовых актов; экономико-математические; графические; статистические; анализ практических материалов.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ формирования доходов и исполнения расходов бюджетных учреждений

1.1. Понятие и сущность анализа хозяйственной деятельности бюджетных учреждений

В специальной литературе по экономическому анализу можно встретить десятки самых разных его формулировок. Все определения предмета АХД можно сгруппировать следующим образом:

а) хозяйственная деятельность предприятий;

б) хозяйственные процессы и явления [47, c.18].

При более внимательном рассмотрении этих определений можно заметить, что анализ изучает не саму хозяйственную деятельность как технологический процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствия экономических процессов. Результаты экономических процессов как следствие планируются и прогнозируются на будущее в соответствующих показателях, учитываются по мере фактического формирования и затем анализируются. Но результаты как следствия процессов являются не предметом АХД, а объектами. Предметом же экономического анализа являются причины образования и изменения результатов хозяйственной деятельности. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность экономических явлений и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения.

Отличительные особенности данного анализа состоят в следующем [11, c.132]:

- он построен исключительно исходя из предпосылок и ограничений, действующих в условиях централизованно планируемой экономики и не предполагающих наличия реальных рыночных механизмов в экономике;

- он проводится обычно в ретроспективном аспекте;

- его квинтэссенцией являются:

а) анализ выполнения плановых заданий по различным показателям и 
б) жестко детерминированный факторный анализ;

- он затрагивает не только и не столько финансовую сторону деятельности предприятия, сколько предполагает комплексную оценку абсолютно разнородных (с позиции, например, бухгалтера или финансового менеджера) сторон деятельности.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации может быть подразделен на два вида: финансовый и внутрифирменный. Финансовый анализ (иногда его называют внешним финансовым анализом) проводится с позиции внешних пользователей, не имеющих доступа к внутрифирменной информации, т.е. основа его информационной базы - доступная бухгалтерская отчетность. Внутрифирменный анализ (синонимы: анализ в системе управленческого учета, внутренний, внутрипроизводственный) проводится с позиции лиц, имеющих доступ к любым информационным ресурсам, циркулирующим внутри предприятия.

Поскольку все же главным фактором для аналитика является наличие информационных ресурсов, наиболее распространено подразделение анализа на внешний и внутренний. В рамках внешнего финансового анализа, как правило, несложно выделить процедуры, относящиеся к объекту анализа и информационно обеспеченные доступной отчетностью. Например, комплексный анализ будет включать аналитические процедуры, упорядоченные, в частности, по разделам баланса, анализ имущественного потенциала предприятия - процедуры, определяемые логикой построения актива баланса и т. д. Если речь идет о внутрифирменном анализе, то, как правило, берется соответствующая методика внешнего анализа и дополняется процедурами, информационно обеспеченными внутренней отчетностью, данными оперативного и бухгалтерского учета [33, c.154].

Особенность финансово-правового статуса бюджетных учреждений состоит в том, что основным источником его финансирования выступает государственный (муниципальный) бюджет. Вкладывая денежные средства в бюджетные учреждения, государство должно таким образом закладывать основы эффективной деятельности органов государственной власти, а также основы стабильного, культурного и экономического развития общества.

Согласно статье 161 БК РФ бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (далее – смета). В смете отражаются все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности [26, c.98].

При исполнении сметы бюджетное учреждение самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников (п.6 ст. 161 БК РФ [2]). Данная норма корреспондирует статье 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой «если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе». Таким образом, возможность бюджетного учреждения распоряжения внебюджетными доходами, предусмотренная Бюджетным кодексом РФ, полностью соответствует гражданскому законодательству, однако, как представляется, это значительно снижает его заинтересованность в качественном осуществлении основной деятельности (предоставление государственных, муниципальных услуг). Кроме того, деятельность на нерыночной основе создает необоснованные конкурентные преимущества бюджетных учреждений перед негосударственными организациями [23, c.192].

Каждая отдельная сфера экономики, перечисленная в функциональной классификации расходов бюджетов РФ, представляется совокупностью отдельных бюджетных учреждений, обеспечивающих ее функционирование.

Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета. Выделение ассигнований на содержание бюджетных учреждений строится на сметном порядке финансирования, который включает в себя важнейшие основные принципы:

- соблюдение режима экономии в расходовании средств государственного бюджета;

- строгое целевое использование бюджетных средств;

- соблюдение правильности и своевременности выделения ассигнований на содержание учреждения;

- систематический контроль со стороны вышестоящих организаций и финансовых органов за деятельностью бюджетного учреждения.

Различают следующие виды смет [26, c.77]:

- индивидуальные и общие сметы учреждений;

- сметы расходов на централизованные мероприятия, осуществляемые непосредственно Министерствами и Ведомствами, администрациям областей, городов и районов;

- сметы специальных средств;

- сводные отраслевые сметы.

При составлении сметы во внимание принимается специфика деятельности организации, его функциональные особенности и индивидуальные показатели, характерные для него (кол-во штатных работников, кол-во коек мест, занимаемая площадь и т.п.) При составлении сметы заполняются все предусмотренные типовой формой строки и графы, подписывает смету руководитель и главный бухгалтер.

Правильно оформленную смету передают на утверждение в вышестоящую организацию, которая будет осуществлять финансирование указанных в ней расходов. Смета бюджетной организации составляется на основе Экономической классификации расходов бюджетов РФ, которая дает полный перечень групп, подгрупп расходов и предметных, целевых статей расходов.


1.2. Составление и исполнение сметы доходов и расходов бюджетного учреждения


Бюджетные учреждения финансируются за счет государства и получают средства из федерального бюджета согласно БК РФ. Иными словами, бюджетные учреждения являются объектом сметно-бюджетного финансирования. Они получают ассигнования из бюджета Федеральной службы безопасности и используют их на основе утвержденных финансовых планов – смет [66, c.132].

Смета по своему содержанию включает как экономическую, так и правовую составляющую. Экономическая составляющая сметы определяется содержанием статей сметы, ее разделов и подразделов, а правовая составляющая реализуется в круге прав и обязанностей участников бюджетного процесса, должностных лиц бюджетных учреждений, порожденных утверждением и исполнением сметы. То есть можно сделать вывод, что смета является разновидностью правового акта - финансово-правовым актом, который не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

В РФ смета также рассматривается некоторыми учеными в области финансового права как вид финансово-планового акта, основа для определения величины расходов, финансируемых из бюджета. Сметы составляют и используют организации и учреждения в основном сферы нематериального производства, состоящие на бюджетном финансировании.

До перехода РФ к рыночным отношениям смета традиционно включала раздел расходов, разделенный на отдельные виды в соответствии с бюджетной классификацией расходов (заработная плата, начисления на нее и др.)[18, c.82].

В рыночных условиях структура сметы и методы расчетов ряда статей ее значительно изменились, понятие сметы расширилось. Если ранее она охватывала только расходы, то в современных условиях смета должна включать в себя также доходы бюджетного учреждения. Теперь бывшая смета расходов именуется как «Смета доходов и расходов» конкретного учреждения по соответствующему бюджету. Смета включает два раздела с прилагаемыми расчетами к ним [66, c.134].

Составление сметы доходов и расходов бюджетного учреждения осуществляется каждым бюджетным учреждением после того, как бюджет утвержден и началось его исполнение. Иначе говоря, составление и исполнение смет бюджетных учреждений осуществляется на стадии исполнения бюджета.

Смета доходов и расходов составляется бюджетным учреждением по типовой форме. Она состоит из двух частей. В первой части сметы указываются доходы и поступления бюджетного учреждения, а во второй - текущие расходы. Все доходы, учитываемые в смете бюджетного учреждения, составляют его внебюджетные средства.

Среди них: доходы от предпринимательской деятельности и платных услуг бюджетного учреждения; целевые доходы и безвозмездные перечисления и т.д. Например, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» к предпринимательской деятельности относятся: сдача в аренду имущества образовательного учреждения, торговля покупными товарами, оборудованием, приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и т.д. Все эти доходы образовательного учреждения должны быть отражены в доходной части сметы [26, c.87].

Расходная часть сметы бюджетного учреждения построена в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета. Она включает в себя текущие и капитальные расходы бюджетного учреждения. Основными статьями текущих расходов сметы являются:

- оплата труда государственных служащих;

- начисления на оплату труда, т.е. уплата единого социального налога;

- приобретение предметов снабжения и расходных материалов;


- командировочные и служебные разъезды;


Заказать диплом

Обновлено 22.09.2015 13:35