Финансовая стратегия государственного образовательного учреждения (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ  ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие и сущность финансовой стратегии организации 6
1.2. Методические аспекты разработки стратегии организации 15
1.3. Особенности разработки финансовой стратегии образовательного   учреждения 27
2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ГАОУ СПО «УСИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» 38
2.1. Общая характеристика образовательного учреждения 38
2.2. Анализ показателей хозяйственной деятельности учреждения 48
2.3. Оценка финансовой стратегии учреждения 58
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ 69
ГАОУ СПО «УСИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» 69
3.1 Обоснование необходимости привлечения внебюджетных источников  финансирования деятельности учреждения 69
3.2. Разработка финансовой стратегии учреждения 77
3.3. Оценка эффективности реализации финансовой стратегии            учреждения 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100
ПРИЛОЖЕНИЯ 105

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ  ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие и сущность финансовой стратегии организации 6
1.2. Методические аспекты разработки стратегии организации 15
1.3. Особенности разработки финансовой стратегии образовательного   учреждения 27
2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ГАОУ СПО «УСИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» 38
2.1. Общая характеристика образовательного учреждения 38
2.2. Анализ показателей хозяйственной деятельности учреждения 48
2.3. Оценка финансовой стратегии учреждения 58
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ 69
ГАОУ СПО «УСИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» 69
3.1 Обоснование необходимости привлечения внебюджетных источников  финансирования деятельности учреждения 69
3.2. Разработка финансовой стратегии учреждения 77
3.3. Оценка эффективности реализации финансовой стратегии учреждения 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100
ПРИЛОЖЕНИЯ 105

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Финансовая стратегия организации представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности организации, определяемых ее финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения. Охватывая все формы финансовой деятельности организации, а именно: оптимизацию основных и оборотных средств, формирование и распределение прибыли, денежные расчеты и инвестиционную политику, финансовая стратегия исследует объективные экономические закономерности рыночных отношений, разрабатывает формы и способы выживания и развития при новых условиях.

Финансовая стратегия включает в себя методы и практику формирования финансовых ресурсов, их планирование и обеспечение финансовой устойчивости организации. Всесторонне учитывая финансовые возможности организаций, объективно оценивая характер внешних и внутренних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей организации условиям, сложившимся на рынке.

В условиях модернизации сферы образования, направленной в том числе на повышение эффективности бюджетных расходов, усиливается заинтересованность образовательных учреждений в получении дополнительных финансовых средств. Новым импульсом к этому стало принятие Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», предусматривающего большую финансово-хозяйственную самостоятельность бюджетных учреждений. Данным нормативным актом установлено, что собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по его обязательствам. Таким образом, ответственность по долгам возложена на сами бюджетные учреждения. Аналогичная норма, согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», предусмотрена и в отношении автономных учреждений.

Если у бюджетного (автономного) учреждения возникла просроченная кредиторская задолженность, то в зависимости от ее размера и срока работодатель (учредитель) может расторгнуть трудовой договор с его руководителем. Обязанности по разработке и утверждению соответствующего регламента возложены на высшие исполнительные органы субъектов РФ и местные администрации.

Таким образом, средства от приносящей доход деятельности для бюджетных и автономных учреждений могут стать своеобразным «стабилизационным фондом», страхующим риски недофинансирования, спонтанного повышения коммунальных тарифов, неэффективного менеджмента и прочих обстоятельств. Вышеизложенное определило выбор темы исследования и ее актуальность.

Объектом исследования является хозяйственная деятельность ГАОУ СПО «Усинский Политехнический Техникум».

Предметом исследования является финансовая стратегия ГАОУ СПО «Усинский Политехнический Техникум».

Целью исследования выступает совершенствование финансовой стратегии ГАОУ СПО «Усинский Политехнический Техникум».

В связи с поставленной целью, можно выделить следующие задачи исследования:

- изучить теоретические и методические основы разработки финансовой стратегии  организации;

- провести анализ хозяйственной деятельности и финансовой стратегии ГАОУ СПО «Усинский Политехнический Техникум»;

- предложить мероприятия по совершенствованию финансовой стратегии ГАОУ СПО «Усинский Политехнический Техникум».

Степень изученности проблемы является высокой. При подготовке работы использовались законы Российской Федерации, монографии российских экономистов и управленцев, касающихся проблематики финансовой стратегии, статьи специализированных журналах, методические разработки в области финансового управления.

Теоретическую базу исследования составили труды следующих авторов: И.А. Бланк, В.В. Бочаров, Р. Брейли, С. Майерс, Д. Ван Хорн, Дж. Вахович, А.Б. Идрисов, С.В. Картышев, А.В. Постников, А.Г. Каратуев, В.В. Ковалев, Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др. Также использовались текущие материалы и отчетность ГАОУ СПО «Усинский Политехнический Техникум».

В ходе исследования использовались разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по заявленной теме, а также нормативно-правовых актов, экономико-математические, графические, а также методы  финансового анализ и моделирования.

Научная новизна исследования состоит в том, исследованы теоретические и практические  аспекты реализации финансовой стратегии бюджетного учреждения  (на примере ГАОУ СПО «Усинский Политехнический Техникум»).

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предлагаемые в нем решения теоретических и методических задач направлены на обеспечение целевой ориентации стратегии социально-экономического развития образовательных учреждений в долгосрочном периоде на достижение максимально возможных экономических и социальных результатов в условиях неустойчивого функционирования макро- и микросреды.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


1.3. Особенности разработки финансовой стратегии образовательного   учреждения


Процесс разработки и реализации финансовой стратегии организации осуществляется по следующим этапам [6, c.106] (рис. 3):

1. Определение общего периода формирования финансовой стра­тегии. Этот период зависит от ряда условий. Главным условием его определения является продолжительность периода, принятого для формирования корпоративной стратегии раз­вития. Так как финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходить за пределы этого периода.

 

 

Рис. 3. Основные этапы процесса разработки и реализа­ции финансовой стратегии


Важным условием определения периода формирования финан­совой стратегии организации является предсказуемость развития эко­номики в целом и конъюнктуры тех сегментов финансового рынка, с которыми связана предстоящая финансовая деятельность организации — в условиях развития экономики страны этот период не может быть слишком продолжительным и в среднем должен опреде­ляться рамками 3-5 лет [12, c.185].

Условиями определения периода формирования финансовой стра­тегии являются также отраслевая принадлежность организации, ее размер, стадия жизненного цикла и другие.

2. Исследование факторов внешней финансовой среды. Такое исследование предопределяет изучение экономико-правовых условий
финансовой деятельности организации и возможного их изменения в
предстоящем периоде. Кроме того, на этом этапе разработки финан­совой стратегии анализируется конъюнктура финансового рынка и фак­торы ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоя­щей финансовой деятельностью организации.

3. Оценка сильных и слабых сторон организации, определяющих особенности его финансовой деятельности. В процессе такой оценки необходимо определить обладает ли организация достаточным потен­циалом, чтобы воспользоваться открывающимися инвестиционными возможностями, а также выявить какие внутренние его характеристи­ки ослабляют результативность финансовой деятельности.

Для диаг­ностики внутренних проблем осуществления этой деятельности исполь­зуется метод управленческого обследования организации, основанный на изучении различных функциональных зон организации, обеспечи­вающих развитие финансовой деятельности. Для разработки финан­совой стратегии в управленческое обследование рекомендуется вклю­чать следующие функциональные зоны [34, c.119]:

- маркетинговые возможности расширения объемов и диверсификации операционной (а соответствен­но и финансовой деятельности);

- финансовые возможности формиро­вания инвестиционных ресурсов;

- численность, профессиональный и квалификационный состав персонала, обеспечивающего разра­ботку и реализацию его финансовой стратегии;

- имеющаяся информационная база, обеспечивающая подготовку альтер­нативных стратегических финансовых решений;

- состояние органи­зационной структуры управления и  организационной  культуры организации.

4. Комплексная оценка стратегической финансовой позиции организации. В процессе такой оценки должно быть получено четкое пред­ставление об основных параметрах, характеризующих возможности и ограничения развития финансовой деятельности организации: каков уровень стратегического мышления собственников, управляющих и финансовых менеджеров организации; каков уровень знаний финан­совых менеджеров (их информационной осведомленности) о состоя­нии и предстоящей динамике важнейших элементов внешней среды; ка­кова эффективность действующих в организации систем финансового анализа, планирования и контроля; в какой мере они ориентированы на решение стратегических задач и т.п. [52, c.83]

5. Формирование стратегических целей финансовой деятельно­сти организации. Главной целью этой деятельности является повыше­ние уровня благосостояния собственников организации и максимиза­ция его рыночной стоимости. Вместе с тем эта главная цель требует
определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предсто­ящего финансового развития организации. Система стратегических це­лей должна обеспечивать выбор наиболее эффективных направлений финансовой деятельности; формирование достаточного объема финан­совых ресурсов и оптимизации их состава; приемлемость уровня фи­нансовых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйствен­ной деятельности и т.п.

6. Разработка целевых стратегических нормативов финансовой деятельности. Сформированная на предшествующем этапе система стратегических финансовых целей должна получить конкретизацию определенных целевых стратегических нормативов. Разработка таких
целевых стратегических нормативов финансовой деятельности служит базой для принятия основных управленческих решений и обеспечения контроля выполнения финансовой стратегии [50,
c.12].

7. Принятие основных стратегических финансовых решений. На этом этапе, исходя из целей и целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, определяются главные стратегии финансо­вого развития организации в разрезе отдельных доминантных сфер, финансовая политика по отдельным аспектам его финансовой деятель­ности, формируется портфель альтернатив стратегических подходов к реализации намеченных целей и осуществляются их оценка и отбор. Это позволяет сформировать комплексную программу стратегическо­го финансового развития организации.

8.  Оценка разработанной финансовой стратегии. Такая оценка проводится по системе специальных экономических и внеэкономических критериев, устанавливаемых организациям. По результатам оценки в разработанную финансовую стратегию вносятся необходимые коррек­тивы, после чего она принимается к реализации.

9. Обеспечение реализации финансовой стратегии. В процессе реализации финансовой стратегии наряду с заранее намеченными стратегическими мероприятиями готовятся и реализуются новые управленческие решения, обусловленные непредвиденным изменением факторов внешней финансовой среды.

10. Организация контроля реализации финансовой стратегии. Этот контроль осуществляется на основе стратегического финансового контроллинга, отражающего ход реализации основных стратегических целевых нормативов финансовой деятельности организации.

Изложенная последовательность основных этапов процесса разра­ботки финансовой стратегии организации может быть уточнена и дета­лизирована с учетом особенностей финансовой деятельности организации и уровня стратегического мышления его финансовых менеджеров. Наиболее фундаментальная стратегическая финансовая проблема для большинства учреждений образования звучит обобщенно следующим образом: как учреждение образования может достигать своих целей и поддерживать свою деятельность при существующем уровне финансирования и процессах, происходящих в окружающей среде.

Большинство ВУЗов и ССУЗов справлялось в прошлом без систематического и объединенного подхода к финансовой стратегии. Это отражает историю сектора как прежде всего публично-финансируемого и тот факт, что учреждения стояли перед менее острыми финансовыми рисками. Все более и более ясно, что, чтобы следовать академическим и ресурсным стратегиям, учреждения должны использовать более действенный и стратегический подход к управлению их финансовым положением для достижения финансового благополучия и академических целей [46, c.25].

Финансовая стратегия учреждение образования — одна из нескольких стратегий, которая наряду с остальными вносит вклад в его миссию, и должна иметь адекватную продолжительность жизни относительно общей стратегии (обычно три-пять лет).

Рассмотрение принципов построения финансовой стратегии учреждение образования неразрывно связанно с рассмотрением других академических и ресурсных стратегий учреждение образования для достижения сбалансированности целей и методов различных стратегий.

Большинство учреждений образования получают доход на уровнях ниже полной экономической стоимости этих услуг. Они также работают по социальный и академическим причинам, которые вряд ли покроют их затраты.

Они работают в смешанной экономике, в которой бизнес поощрен, но выбор источников финансирования и возможности для длительного инвестирования могут быть ограничены и ответственность за качество исполнения академических целей может добавлять затраты и уменьшать гибкость принятия финансовых решений [49, c.13].

Неразвитость финансовой стратегии в вузе может привести к опасности, что в учреждение не вкладывают капитал, соответственно  с тем чтобы поддержать его конкурентоспособное положение или сохранить штат и репутацию, в которой вуз нуждается для будущего успеха.

Правительственные инициативы, в форме дополнительно предназначенного финансирования, могут помогать финансировать деятельность учреждения образования но они обычно краткосрочны и направлены на реализацию правительственных приоритетов. Они также часто требуют вкладов от учреждения. Достижение соответствующего и жизнеспособного баланса является критическим фактором в этой окружающей среде [46, c.26].

Не менее важные задачи поиск источников финансирования учреждения и приведение деятельности, ресурсов и инфраструктуры в жизнеспособное сбалансированное состояние при оптимизации качества и эффективности для любого данного соединения ресурсов и возможностей. Это — сложное уравнение, и оно требует принятия трудных решений, но это в сердце нашего более широкого определения объединенной финансовой стратегии. Поэтому ключевая ответственность ложится на глав учреждения, топ-менеджмент и руководителей управляющих органов вуза.

Элементы, необходимые для достижения более жизнеспособного баланса, могут включать в себя деловое развитие, стратегическое перераспределение ресурсов, меры по повышению эффективности, методы повышения доходов, заимствование и другое внешнее финансирование, сотрудничество, реструктурирование и слияние.

Каждый из них имеет затраты и выгоды, и они будут различны в различных обстоятельствах. Объединенная финансовая стратегия может помочь вузу располагать элементы по приоритетам и использовать их для достижения финансового процветания [49, c.15].

Приоритеты могут со временем измениться под влиянием изменения внешних и внутренних обстоятельств. Учреждение образования будет иметь различные представления относительно того, что является соответствующим балансом, и относительно того, как широко возможности финансовой стратегии должны быть реализованы.

Существует два основных подхода к финансовой стратегии учреждения образования [46, c.27]:

1. В первом случае ресурсные стратегии, включая финансовую, имеют своей целью предоставить возможности и гарантировать, что ключевые ресурсы обеспечиваются в достаточном объеме, необходимом для поддержания академических целей. Исходя из этого, можно сказать, что определяющими стратегиями   являются   академические   стратегии учреждения образования, а концепция реализации ресурсных стратегий непосредственно вытекает из академических.

2. Существенное  число   ВУЗов и ССУЗов   видят  финансовую стратегию как неразрывно связанную со всеми стратегиями учреждения. Они описали финансовую стратегию как «клей, который держит другие стратегии вместе», и как «опекуна стабильности учреждения». Принятие решений в рамках других стратегий учреждения образования принимается после анализа со стороны финансового органа. Снова это упрощение, и оно не предназначено, чтобы обесценить важность человеческих ресурсов или других стратегий.

Учреждение должно развить объединенную финансовую стратегию с тем, чтобы гарантировать жизнеспособность и последовательность своих действий. В частности, это поможет учреждению образования:

- выделить приоритеты и управлять своими действиями, опираясь на анализ реального финансового положения и тех ограничений, которые могут снизить прибыль;

- идентифицировать и определять количество будущих потребностей ключевых ресурсов, включая потребность в инвестициях, с тем, чтобы защитить будущую стабильность;

- оценить стратегические возможности сотрудничества, внедрения новых методов обучения и  делового развития;

- дать рекомендации по  финансированию различных инициатив и возможностей, которые создают долгосрочные программы финансирования;

- управлять ресурсами эффективно на всем протяжении цикла, для    удовлетворения  потребностей внешних и внутренних заинтересованных лиц без того, чтобы повредить культуру учреждения;

- смягчить финансовые риски.

Ключевые принципы, которые нужно рассмотреть при создании финансовой стратегии учреждения образования [49, c.22]:

Пришит   1.   Долгосрочная   жизнеспособность и соответствие ресурсов с целями Стратегия   должна  установить  финансовые   цели для качественного уровня выполнения академических и других целей учреждения      в соответствии с его общим планом и стратегическим позиционированием при соответствии ресурсов с целями в долгосрочной перспективе.

Принцип 2. Поддержание финансовой стабильности для выполнения текущих целей. Стратегия должна учитывать инвестиционные потребности учреждения, чтобы поддержать ценность и вклад человеческих ресурсов, физических активов, интеллектуальных активов, информации и систем, и поставлять различные ресурсы, которые поддерживают миссию и текущие академические цели.

Принцип 3. Развитие финансирования и инвестиционной политики. Стратегия должна предусмотреть и обеспечить соответствующие уровни финансирования для увеличения капитала и инвестиций, включая использование заимствования и других внешних источников финансирования.

Принцип 4. Оценка стратеги чески х альтернатив и управление рисками. Стратегия должна обеспечить структуру, чтобы помочь учреждению оценить значения и последствия потенциальных стратегических событий и решений, оценивать и управлять рисками, которые угрожают реализации общей стратегии.

Принцип 5. Объединение финансовых и других общих стратегии. Стратегия должна быть объединена с другими ресурсными стратегиями, понята и принята топ-менеджментом учреждения образования, вовлечена в управление действия-ми и ресурсами, основана на реалистичном стратегическом анализе и поддержана процессами контроля и обзора.

Финансовая стратегия, как определено выше, касается каждой части учреждения и должна вовлечь широкий диапазон людей. Группы, отмеченные ниже, имеют специфические роли в развитии и осуществлении стратегии, но будет также важно вовлекать и других заинтересованных лиц, из числа штата, студентов, и внешних лиц, заинтересованных в деятельности вуза.

Ректор, в конечном счете, ответственен за жизнеспособность учреждения и поэтому имеет обязанность устанавливать стратегическое руководство и гарантировать, что финансовая стратегия учреждения образования здравая и эффективная и должным образом выровнена по отношению ко всем другим стратегиям и целям, в частности Комитет финансов (или эквивалент) будет непосредственно вовлечен в создание и развитие эффективной и объединенной финансовой стратегии [49, c.23].

Ректор учреждения должен обеспечить стратегическое лидерство и управлять организацией так, чтобы поставить согласованные цели и планы.

Члены топ-менеджмента вуза несут коллективную ответственность за обеспечение стратегического руководства и объединения различных элементов в общую стратегию, а также индивидуальную и коллективную ответственность за постановку целей.

Директор финансового органа будет вести процесс развития стратегии и уведомлять (советовать) относительно финансовых проблем. Главы академических и других единиц должны брать ответственность за планирование и

 

Заказать диплом

Обновлено 22.07.2015 12:33