Повышение эффективности использования бюджетных средств (диплом)

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  БЮДЖЕТНЫХ  СРЕДСТВ 5
1.1. Основы финансовой деятельности учреждений УИС 5
1.2. Составление и исполнение сметы доходов и расходов бюджетного учреждения 14
1.3. Методические подходы к определению показателей оценки эффективности использованияя бюджетных средств 25
2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  БЮДЖЕТНЫХ  СРЕДСТВ ВУФСИН РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ 36
2.1.Общая характеристика учреждения 36
2.2.Финансовый и экономический анализ деятельности учреждения 43
2.3. Анализ эффективности использования бюджетных средств в учреждении 52
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  БЮДЖЕТНЫХ  СРЕДСТВ В УФСИН РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ 58
3.1 Разработка и обоснование критериев эффективности деятельности 58
3.2. Совершенствование управления расходами учреждения 66
3.3. Разработка проекта развития хозяйственной 75
деятельности учреждения 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 94

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  БЮДЖЕТНЫХ  СРЕДСТВ 5
1.1. Основы финансовой деятельности учреждений УИС 5
1.2. Составление и исполнение сметы доходов и расходов бюджетного учреждения 14
1.3. Методические подходы к определению показателей оценки эффективности использованияя бюджетных средств 25
2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  БЮДЖЕТНЫХ  СРЕДСТВ ВУФСИН РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ 36
2.1.Общая характеристика учреждения 36
2.2.Финансовый и экономический анализ деятельности учреждения 43
2.3. Анализ эффективности использования бюджетных средств в учреждении 52
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  БЮДЖЕТНЫХ  СРЕДСТВ В УФСИН РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ 58
3.1 Разработка и обоснование критериев эффективности деятельности 58
3.2. Совершенствование управления расходами учреждения 66
3.3. Разработка проекта развития хозяйственной 75
деятельности учреждения 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 94

введение

Переход к рыночным отношениям в экономике существенно осложнил реализацию требований уголовно-исполнительного законодательства по обязательному привлечению осужденных к общественно полезному труду, потребовал изменения существующей структуры и форм трудового использования осужденных. Резко снизился удельный вес производственных объектов, работавших по кооперации с предприятиями уголовно-исполнительной системы (УИС) или использовавших труд осужденных на контрагентских объектах.

Наибольшее количество проблем, требующих своего безотлагательного решения, накопилось в финансовой и управленческой сферах. Кроме того, на протяжении последних лет учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, вынуждены строить свою деятельность в условиях систематического недофинансирования федеральным бюджетом неотложных потребностей УИС. В настоящее время процесс финансирования предприятий УИС характеризуется следующими недостатками:

- формальное применение методов программно-целевого планирования;

- ограниченность полномочий и ответственности администраторов бюджетных средств (территориальных органов УИС и т.д.);

- отсутствие процедур, методологии контроля и обоснованности, выделенных финансовых ресурсов, направляемых на развитие;

- отсутствие критериев оценки эффективности управления и распределения финансовых ресурсов.

В этой связи, проведение исследований по выбранной теме является актуальным в условиях рыночной экономики и при существующих тенденциях развития России. Важность исследования также обусловлена необходимостью обобщения практического материала.

Объектом исследования является УФСИН России по РМЭ.

Предметом исследования выступает эффективность исследуемой организации.

Целью исследования является выработка предложений по повышению эффективности бюджетной деятельности УФСИН России по РМЭ.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- исследовать методические основы анализа эффективности деятельности организации;

- провести анализ финансовой деятельности центра трудовой адаптации осужденных УФСИН России по РМЭ;

- предложить основные направления повышения эффективности деятельности УФСИН России по РМЭ.

Информационной базой исследования послужила финансовая отчетность УФСИН России по РМЭ, а также внутренние документы организации. В процессе исследования были использованы различные методы: монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический, аналитический, исследовательский и другие.


1.2. Составление и исполнение сметы доходов и расходов бюджетного учреждения

Бюджетные учреждения финансируются за счет государства и получают средства из федерального бюджета согласно БК РФ. Иными словами, бюджетные учреждения являются объектом сметно-бюджетного финансирования. Они получают ассигнования из бюджета Федеральной службы безопасности и используют их на основе утвержденных финансовых планов – смет[66, c.132].

Смета по своему содержанию включает как экономическую, так и правовую составляющую. Экономическая составляющая сметы определяется содержанием статей сметы, ее разделов и подразделов, а правовая составляющая реализуется в круге прав и обязанностей участников бюджетного процесса, должностных лиц бюджетных учреждений, порожденных утверждением и исполнением сметы. То есть можно сделать вывод, что смета является разновидностью правового акта - финансово-правовым актом, который не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

В РФ смета также рассматривается некоторыми учеными в области финансового права как вид финансово-планового акта, основа для определения величины расходов, финансируемых из бюджета. Сметы составляют и используют организации и учреждения в основном сферы нематериального производства, состоящие на бюджетном финансировании.

До перехода РФ к рыночным отношениям смета традиционно включала раздел расходов, разделенный на отдельные виды в соответствии с бюджетной классификацией расходов (заработная плата, начисления на нее и др.)[18, c.82].

В рыночных условиях структура сметы и методы расчетов ряда статей ее значительно изменились, понятие сметы расширилось. Если ранее она охватывала только расходы, то в современных условиях смета должна включать в себя также доходы бюджетного учреждения. Теперь бывшая смета расходов именуется как "Смета доходов и расходов" конкретного учреждения по соответствующему бюджету. Смета включает два раздела с прилагаемыми расчетами к ним [66, c.134].

Составление сметы доходов и расходов бюджетного учреждения осуществляется каждым бюджетным учреждением после того, как бюджет утвержден и началось его исполнение. Иначе говоря, составление и исполнение смет бюджетных учреждений осуществляется на стадии исполнения бюджета.

Смета доходов и расходов составляется бюджетным учреждением по типовой форме. Она состоит из двух частей. В первой части сметы указываются доходы и поступления бюджетного учреждения, а во второй - текущие расходы. Все доходы, учитываемые в смете бюджетного учреждения, составляют его внебюджетные средства.

Среди них: доходы от предпринимательской деятельности и платных услуг бюджетного учреждения; целевые доходы и безвозмездные перечисления и т.д. Например, в соответствии с Законом РФ "Об образовании" к предпринимательской деятельности относятся: сдача в аренду имущества образовательного учреждения, торговля покупными товарами, оборудованием, приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и т.д. Все эти доходы образовательного учреждения должны быть отражены в доходной части сметы [26, c.87].

Расходная часть сметы бюджетного учреждения построена в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета. Она включает в себя текущие и капитальные расходы бюджетного учреждения. Основными статьями текущих расходов сметы являются:

- оплата труда государственных служащих;

- начисления на оплату труда, т.е. уплата единого социального налога;

- приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

- командировочные и служебные разъезды;

- оплата транспортных услуг;

- оплата услуг связи;

- оплата коммунальных услуг;

- трансферты населению и т.д.

Статьи капитальных расходов сметы включают:

- приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

- капитальное строительство;

- капитальный ремонт.

Непосредственная работа бюджетного учреждения по составлению сметы доходов и расходов начинается тогда, когда оно получает от органа, исполняющего бюджет, уведомление о бюджетных ассигнованиях. Последнее содержит цифры, на которые ориентируется бюджетное учреждение при составлении сметы [19, c.72].

К смете должны быть приложены расчеты. Расчеты к смете предполагают обоснование каждой цифры, указанной в смете расходов. Например, расчеты расходов на оплату труда производятся исходя из числа ставок тех или иных должностей и средней ставки оплаты труда по этой должности.

Кроме того, в ходе составления сметы бюджетное учреждение должно руководствоваться также нормативами финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг и нормативами расходов по отдельным статьям сметы. Нормативы расходов - это установленные компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу (например, норма расхода хлеба на одного человека в больнице, норма расхода одежды на ребенка в детском доме и т.д.).

Нормы расходов подразделяются на обязательные и необязательные (расчетные), материальные и денежные.

Обязательные нормы расходов - это такие, которые не подлежат изменению. К их числу относятся расходы на командировки, на питание, на спецодежду и т.д. Необязательные (расчетные) нормы - это такие, которые определяются индивидуально для каждого бюджетного учреждения исходя из его специфики. К их числу относятся расходы на освещение, на отопление и т.д.

Материальные нормы расходов - это такие, которые определяют количество материальных средств на единицу расходов. Например, определяется количество обуви, которая необходима в год на одного ребенка в детском доме, и т.д. Денежные нормы представляют собой стоимостную форму выражения материальных норм. Они образуются путем умножения затрат в натуральном выражении на среднюю цену этих растрат. Именно денежные нормы непосредственно принимаются во внимание бюджетными учреждениями при составлении смет [60, c.83].

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

Юридическое значение сметы заключается в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по контролю за целевым использованием бюджетных средств.Если у бюджетного учреждения отсутствует смета, то поступившие бюджетные ассигнования расходовать запрещено и любой их кассовый расход может быть признан нецелевым [70, c.55].

Наличие установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей должностных лиц органов, осуществляющих составление и исполнение смет доходов и расходов, является важным элементом правового регулирования расходов на деятельность бюджетных учреждений.

Составление и исполнение смет учреждений, состоящих на том или ином бюджете - составная часть бюджетного процесса, которая именуется сметным процессом. Сметный процесс является составляющей частью бюджетного процесса и носит немаловажное значение в формировании бюджета (сметы доходов и расходов) как Российской Федерации, так и всех бюджетных учреждений.

Так, М.М. Рассолов справедливо отмечает, что порядок составления, утверждения и исполнения сметы в целом соответствует сметному процессу бюджетного финансирования [66, c.150]. Хотя, с другой стороны, данная классификация и выделение сметного процесса законодательно не закреплена в Бюджетном кодексе РФ и носит лишь теоретическое значение.

Поэтому определение сметного процесса и его характеристика имеет ключевое значение для более полного толкования бюджетного процесса и обусловливается особенностями его элементов. Раскрыть содержание сметного процесса означает выявить характеристики составляющих, сравнить адекватность нынешнего правового регулирования сметного процесса со сложившейся практикой, исходя из принципов финансового и бюджетного права.

Сметный процесс, являясь частью бюджетного процесса, имеет ключевое значение для составления и исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Выделение сметного процесса в отдельную категорию обусловлено рядом факторов и условий, заставляющих устанавливать особенности как управления в сфере финансов, так и порядка составления и исполнения смет доходов и расходов, а также контроля за их исполнением.

Сметный процесс включает следующие стадии [52, c.34]:

1) составление сметы доходов и расходов;

2) рассмотрение и утверждение сметы доходов и расходов;

3) исполнение сметы доходов и расходов.

Перед сметным процессом стоят следующие задачи:

- установление расходов и доходов сметы по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех направлений деятельности бюджетного учреждения, предусмотренных сметой;

- согласование сметы доходов и расходов с размером запланированного финансирования бюджетного учреждения из федерального бюджета на соответствующий финансовый год;

- выявление перспективных источников финансирования в целях создания финансовых резервов.

Организация сметного процесса построена на следующих принципах [60, c.117]:

1) единства - выражается в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм сметной документации, единстве денежной системы;

2) самостоятельности сметного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти - обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определения направления их использования;

3) балансовом методе, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами сметы. Важное условие данного метода - соответствие расходов сметы ее доходам, создание финансовых резервов.

Сметный процесс строится с соблюдением всех задач, принципов и правовых основ данного процесса.

Сметный процесс состоит из нескольких стадий, автор подчеркивает, что в ходе сметного процесса применяются разнородные нормативные акты, необходимые для правового регулирования общественных отношений, возникающих на каждой из стадий, что, в свою очередь, свидетельствует о неоднородности правовых основ, применяемых в процессе сметно-бюджетного регулирования.

На основе установления состава финансовых ресурсов формируются различные денежные фонды целевого назначения: амортизационный, фонд накопления и потребления, инвестиционный и т.д. Но обязательным элементом сметы доходов и расходов является определение движения денежных средств в порядке выполнения финансовых обязательств: расчеты по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, расчеты с кредитными организациями и т.д.

То есть можно сделать вывод, что составление сметы - своего рода подведение итогов финансового планирования, реализующееся в составлении финансово-планового документа - сметы и обосновании результатов планирования, их оформлении в приложениях к смете доходов и расходов.

Немаловажной стадией сметного процесса является стадия исполнения сметы и вообще процесс контроля за исполнением сметы со стороны компетентных органов.

Исполнение сметы доходов и расходов пограничных органов ФСБ России включает в себя несколько различных составляющих, сходных по целям, но различных по своему содержанию.

Составление сметы доходов и расходов и строгое его исполнение способствует организации финансового контроля в пограничных органах Федеральной службы безопасности России.

Бюджетные учреждения используют бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. При этом виды расходов, содержащиеся в смете доходов и расходов, соответствуют направлениям расходов бюджетного учреждения, содержащихся в БК РФ. Согласно этой статье бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на [22, c.58]:

- оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

- оплату товаров, работ, услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Бюджетное учреждение может перераспределять расходы в пределах сметы, т.е. может увеличивать один вид расходов по смете за счет другого. Однако права бюджетного учреждения перераспределять расходы при исполнении сметы определяются Федеральным казначейством РФ либо другим органом, исполняющим бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств. В то же время бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, т.е. средств, полученных от предпринимательской деятельности, от безвозмездных поступлений и т.д. [10, c.25].

Бюджетные учреждения помимо ассигнований из соответствующих бюджетов имеют, как правило, и внебюджетные средства. Внебюджетные средства бюджетных учреждений образуются главным образом за счет оказания бюджетными учреждениями платных услуг. Однако в ряде случаев внебюджетные средства могут образовываться у бюджетного учреждения и по иным основаниям.

Внебюджетные средства бюджетных учреждений подразделяются на четыре группы: специальные средства, суммы по поручениям, депозитные суммы, другие внебюджетные средства.

Специальные средства - самая широкая группа внебюджетных средств бюджетных учреждений. Ими являются доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности.

Депозитные суммы - это средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений и подлежащие по наступлении определенных условий возврату вносителям или передаче по назначению. К ним относятся денежные средства больных, находящихся на лечении в лечебных учреждениях; денежные средства в виде заработной платы, не полученные работниками в срок, и т.д. [21, c.40].

Другие внебюджетные средства - это средства, не входящие в состав специальных средств, сумм по поручениям и депозитных сумм. К их числу относятся: плата за содержание детей в дошкольных учреждениях; плата за обучение детей в музыкальных школах; плата за пользование общежитиями при высших и средних специальных учебных заведениях; средства, образующие фонд всеобуча в образовательных школах для оказания материальной помощи нуждающимся учащимся; средства, поступающие на питание детей в школах с продленным днем и в интернатах при школах, и др.

Согласно Правилам оформления и выдачи разрешений на открытие счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, к внебюджетным средствам бюджетных учреждений, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, относятся [66, c.105]:

- средства, полученные от предпринимательской деятельности;

- внебюджетные фонды и средства, образованные по решениям Правительства РФ;

- безвозмездные поступления;

- целевые средства, полученные на выполнение поручений.

К средствам, полученным от предпринимательской деятельности, например, в сфере культуры, относятся:

- доходы от оказания посреднических услуг;

- доходы от долевого участия в деятельности предприятий;

- доходы от сдачи в аренду основных фондов и т.д.

К безвозмездным поступлениям относятся добровольные взносы предприятий, кооперативов, общественных организаций, населения.

Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ [2].

Если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств  не финансируется в полном объеме, получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования. Недофинансирование означает разницу между лимитом бюджетных обязательств, доведенных в уведомлении о лимите бюджетных обязательств до получателя бюджетных средств, и объемом средств, зачисленных на лицевой счет получателя бюджетных средств, либо объемом средств, списанных с единого счета бюджета в пользу получателя бюджетных средств, в период действия лимита бюджетных обязательств. Компенсация в размере недофинансирования осуществляется в соответствии с судебным актом [66, c.153].

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов.

Наибольшее число вопросов, связанных с практическим применением Бюджетного кодекса Российской Федерации и новой Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, возникает в учреждениях, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Например, насколько положение о том, что бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, соответствует положению БК РФ, в котором говорится, что все доходы, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, отражаются в доходах соответствующего бюджета, которые должны быть перечислены в бюджет. Отсюда следует, что бюджетное учреждение теряет право самостоятельно расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников[18, c.53].

Затруднения на практике работы вызывает применение положений БК РФ, которыми предусмотрено включение в доходы бюджета доходов, полученных от использования имущества, и доходов от оказания бюджетными учреждениями платных услуг. Поскольку в соответствии с действующим законодательством получение указанных доходов является дополнительным источником финансового обеспечения бюджетных учреждений (который хотя и отражается в смете доходов и расходов, но не уменьшает объем бюджетного финансирования), а полученные от осуществления предпринимательской деятельности средства используются бюджетными учреждениями на хозяйственные нужды, то их включение в доходы бюджетов противоречит действующему законодательству и ущемляет права бюджетных учреждений.

Такая схема оплаты расходов, при которой бюджетным учреждениям решительно запрещено самостоятельное управление финансовыми ресурсами, может привести к ограничению инициативы коллективов по оптимизации и сокращению затрат. Причина тому - отсутствие экономической заинтересованности в каждом конкретном случае.


Заказать диплом