Профессиональная переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ 6
1.1. Понятие и сущность дополнительного профессионального   образования 6
1.2. Виды и методы дополнительного профессионального образования 15
1.3. Особенности и нормативно-правовые основы дополнительного профессионального образования 31
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ РМЭ В ИНСТИТУТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ               ПГТУ 39
2.1. Общая характеристика организации 39
2.2. Анализ кадрового состава служащих и уровня  квалификации 46
2.3. Анализ программ дополнительного профессионального образования муниципальных служащих в ... 54
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ... 65
3.1. Выявление направлений повышения эффективности системы ДПО 65
3.2. Совершенствование программ дополнительного образования муниципальных служащих в ... 74
3.3. Совершенствование  оценка качества профессионального образования муниципальными служащими в ... 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ 106

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ 6
1.1. Понятие и сущность дополнительного профессионального   образования 6
1.2. Виды и методы дополнительного профессионального образования 15
1.3. Особенности и нормативно-правовые основы дополнительного профессионального образования 31
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ РМЭ В ...39
2.1. Общая характеристика организации 39
2.2. Анализ кадрового состава служащих и уровня  квалификации 46
2.3. Анализ программ дополнительного профессионального образования муниципальных служащих в ... 54
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ... 65
3.1. Выявление направлений повышения эффективности системы ДПО 65
3.2. Совершенствование программ дополнительного образования муниципальных служащих в ... 74
3.3. Совершенствование  оценка качества профессионального образования муниципальными служащими в ... 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЯ 106

Введение


В современном мире одной из причин успеха местного самоуправления является уровень профессиональных знаний муниципальных служащих. Знания – это основа профессионализма всех кадров и совершенствования социальной структуры общества. Для большинства муниципальных (и государственных) служащих современного периода характерно то, что база знаний была получена ими в стране с другим государственным устройством, с особенной, социалистической плановой экономикой при наличии фактически одной формы собственности, с авторитарным и тоталитарным управлением, при отсутствии самостоятельности местного самоуправления.

Даже если специалист получал знания после 1993 г., все равно эти знания, как правило, давали преподаватели, обученные и работавшие в старой системе. Даже при осознании служащими произошедших кардинальных изменений, им не хватает знаний о работе государственного механизма и местного самоуправления в современных условиях, знаний рыночной экономики, новых форм управления. Таким образом, практически для всех муниципальных служащих стоит задача актуализации имеющихся знаний и навыков управленческой работы в связи с изменившимися социально-экономическими и политическими условиями.

Развитие профессиональной компетенции и компетентности муниципального служащего требует непрерывного обновления и реализации комплекса профессиональных знаний и практического опыта эффективного управления экономическими, социально-культурными и политическими процессами на территории МО для достижения целей местного самоуправления – удовлетворения потребностей жизнеобеспечения населения и развития муниципального образования. Основа развития муниципального служащего как специалиста-управленца – в системе постоянного профессионального образования (как основного, так и дополнительного). Муниципальные служащие овладевают необходимыми навыками, умениями управления главным образом в процессе практической деятельности. Как правило, они имеют специальные знания в той или иной отрасли (базовое профессиональное высшее образование), но недостаточную квалификацию в области управления. При этом надо учитывать постоянные изменения требований к управленческой деятельности, к управленческой культуре.

Это приводит к слабому использованию в муниципальном управлении новейших методов и технологий, преобладанию в деятельности муниципальных служащих текущего оперативного даже не управления, а руководства отраслями муниципального хозяйства. Муниципальные служащие продолжают ассоциировать себя со специалистом определенной отрасли хозяйства, не используют комплексный подход в управлении, не видят муниципальное образование и его потребности в целом, не связывают свою деятельность как управленца с достижением поставленных целей и решением задач местного самоуправления. Практически повсеместно исключительно низка доля стратегического управления, использования индикативных, а не административных методов, необходимого разделения труда, оценки результатов, использования информации и информационных технологий управления, и, как следствие – низкая эффективность муниципального управления.

Еще одной проблемой обеспечения качественного муниципального управления и профессионального мастерства, требующей проведения обучения муниципальных служащих, является постоянное изменение законодательства как в части компетенции местного самоуправления, так и в части содержания деятельности. Это требует регулярного обновления знаний в области правовых основ деятельности.

Таким образом, тема исследования является актуальной.

Объектом исследования является ...

Предметом исследования выступает процесс повышения квалификации муниципальных служащих в исследуемой организации.

Целью работы является совершенствование управления развитием профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих в ....

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты повышения квалификации муниципальных служащих;

- провести анализ повышения квалификации муниципальных служащих в ...;

- предложить мероприятия по совершенствованию системы повышения квалификации муниципальных служащих в ....

Проблемам управления и развития персонала в настоящее время уделяется в теоретическом плане достаточно внимания. В процессе написания работы были использованы труды известных ученых, психологов и публицистов Шекшня С.В., Егоршина А.П., Кибанова А.Я., Герчиковой И.Н. и др. При подготовке работы также использовались законы Российской Федерации, монографии российских экономистов и управленцев, касающихся систем управления персоналом и его обучения, статьи в официальных экономических журналах, методические разработки о проблемах повышения квалификации муниципальных служащих, а также текущие материалы ....

В процессе исследования применялись общие методы научного познания. В том числе, методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент), методы теоретического исследования, а также абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование.

Структура исследования включает введение, основную часть из трех глав, заключение, список использованных источников и приложения.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ переПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ


1.1. Понятие и сущность дополнительного профессионального образования


Под дополнительным образованием понимается образование, получаемое на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и в структурных подразделениях образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным образовательным программам, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей слушателю документа о соответствующем дополнительном образовании.

Дополнительные образовательные программы реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Видами дополнительного образования являются:

1. Дополнительные профессиональные образовательные программы для получения дополнительной квалификации (свыше 1000 часов).

2. Дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности (от 500 до 1000 часов).

3. Программы курсов повышения квалификации (от 72 до 500 часов).

4. Дополнительные образовательные программы (семинары, тренинги и обучающие программы) до 72 часов.

Профессиональная переподготовка проводится с учетом профиля полученного образования и осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалиста для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой для получения дополнительной квалификации.

Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности (500–1000 часов) осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям и должностям. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации (свыше 1000 часов) проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов для присвоения дополнительной квалификации, установленными Министерством образования Российской Федерации. По окончании обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке с правом ведения нового вида профессиональной деятельности (500-1000 часов) и диплом о дополнительном (к высшему) образованию (свыше 1000 часов).

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. По окончании обучения выдается удостоверение о прохождении краткосрочных курсов повышения квалификации и свидетельство о прохождении среднесрочных курсов повышения квалификации.

Дополнительное образование для государственных гражданских служащих в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 362 от 06.05.2008 включает:

1. Дополнительные профессиональные образовательные программы для получения дополнительной квалификации (свыше 1000 часов).

2. Дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки для выполнения нового вида деятельности (от 500 до 1000 часов).

3. Программы курсов повышения квалификации (от 18 до 144 часов).

4. Краткосрочное повышение квалификации (от 18 до 72 часов).

5. Среднесрочное повышение квалификации (от 73 до 144 часов).

Овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, поддержание их на должном уровне и стремление к достижению профессионального мастерства является служебной обязанностью всех муниципальных служащих. Организованный и целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков необходим для успешного выполнения задач, возложенных на органы местного самоуправления населением и государством [44, c.145].

Федеральный закон «О муниципальной службе» [3] устанавливает право и обязанность служащих на повышение квалификации, Федеральный закон «О государственной гражданской службе» – на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Данные виды обучения в соответствии со ст. 62 ФЗ о государственной гражданской службе являются видами дополнительного профессионального образования.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им государственной или муниципальной службы. Это правило предусмотрено в целях поддержания высокого уровня профессионального мастерства служащих. В соответствии с законодательством РФ в сфере образования дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в пределах каждого уровня профессионального образования [24, c.55].

Основными задачами повышения профессионального уровня муниципальных служащих являются [40, c.98]:

-  формирование и поддержание квалифицированного кадрового состава органов местного самоуправления в соответствии с современными требованиями к управленческой деятельности и для достижения целей муниципального управления;

- совершенствование знаний и умений муниципальных служащих в области управления сложными процессами, навыков внедрения в практику службы достижений науки, передовых форм и методов работы, научной организации труда;

-   освоение и развитие навыков системных и эффективных действий, обеспечивающих успешное выполнение служебных задач;

- формирование профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности по выполнению служебных функций;

- выработка и постоянное совершенствование практических навыков разработки и применения правовых норм для регулирования общественных отношений и обеспечения законности;

-  поддержание у служащих постоянной готовности решительно и умело действовать в чрезвычайных ситуациях, обучение сотрудников приемам и способам обеспечения безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях;

-  формирование и развитие профессионально-психологических качеств и навыков;

- совершенствование навыков работы с информацией, использования информационных технологий;

-  расширение и совершенствование современного инструментария управления;

-внедрение новых форм и методов работы с населением, привлечения населения к участию в осуществлении местного самоуправления.

Статьей 62 Федерального закона «О государственной гражданской службе» определено, что вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим [56, c.78].

По аналогии закона и с учетом называвшегося выше принципа взаимосвязи государственной и муниципальной служб вид, форма и продолжительность обучения муниципальных служащих должна определяться МО с учетом требований законодательства.

При организации профессионального развития муниципальных служащих надо четко знать его виды, а также цели и задачи, которые ставятся при каждом из видов обучения. Нельзя также забывать, что профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка не влекут за собой изменения образовательного уровня работника (среднее, высшее и т.д.).

Статьей 26 закона РФ «Об образовании» установлено, что в пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов [89, c.101].

Профессиональная переподготовка специалистов проводится на базе высшего и среднего профессионального образования. Уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности. Освоение программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной итоговой аттестацией (выпускная квалификационная работа, итоговый экзамен, междисциплинарный экзамен и т.п.).

Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, по решению аттестационной комиссии получают диплом о профессиональной переподготовке, который удостоверяет право (соответствие квалификации) специалиста на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере. Слушатели, обучающиеся по дополнительным профессиональным образовательным программам для получения специалистами дополнительной квалификации и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают дипломы о дополнительном (к высшему) образовании или о дополнительном (к среднему профессиональному) образовании, удостоверяющие присвоение дополнительной квалификации [27, c.82].

Организация стажировки регулируется работодателем (периодичность, продолжительность, содержание).

Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем органа или организации, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный характер и может предусматривать [13, c.56]:

- самостоятельную теоретическую подготовку;

- приобретение профессиональных и организаторских навыков;

-  изучение организации и технологии управления, работ;

- непосредственное участие в планировании работы организации;

- работу с технической, нормативной и другой документацией;

- выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

- участие в совещаниях, деловых встречах и др.

Стажировка, являющаяся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования муниципального служащего, организуется представителем нанимателя совместно с органом местного самоуправления (в том числе другого муниципального образования), государственным органом или иной организацией, в которые служащий направляется для прохождения стажировки, при участии образовательного учреждения в порядке, определяемом уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с положениями, устанавливаемыми Правительством РФ для государственных гражданских служащих. По результатам прохождения стажировки, проводимой на основании договора с образовательным учреждением стажеру выдается документ о краткосрочном или длительном повышении квалификации в зависимости от сроков обучения [78, c.202].

Стажировка, являющаяся элементом повышения квалификации, проводимым работодателем, организуется представителем нанимателя совместно с органом местного самоуправления (в том числе другого муниципального образования), государственным органом или иной организацией, в которые служащий направляется для прохождения стажировки, в порядке, определяемом уполномоченным органом местного самоуправления.  Стажировка, являющаяся элементом профессиональной переподготовки организуется на основании и в соответствии с программой профессиональной переподготовки образовательного учреждения.

Стажировка специалистов может проводиться как в РФ, так и за рубежом, в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах, в органах государственной власти и органах местного самоуправления [8, c.23].

Контроль за организацией и состоянием профессионального обучения служащих осуществляется с целью оценки ее влияния на результаты деятельности муниципального служащего. При осуществлении контроля проверяются [55, c.63]:

- порядок организации дополнительного профессионального образования;

- качество и регулярность проводимых занятий, успешность выполнения учебной программы;

- своевременность и необходимость проведенного обучения;

- актуальность и практическая направленность обучения;

- соотношение практических и теоретических занятий в тематическом плане и расписании занятий;

- посещаемость занятий сотрудниками;

- уровень сформированных знаний, умений и навыков, а также их взаимосвязь с показателями деятельности служащего;

- усвоение служащим программного материала, умение применять и применение полученных знаний и навыков на практике;

-  присвоение сотрудникам квалификационных званий и результаты аттестации;

-  другие показатели, характеризующие качество обучения служащего

Повышение квалификации работодателем должно проводиться, если [51, c.92]:

- необходимый учебный продукт не представлен на рынке образовательных услуг, осуществляемых учебными заведениями, или цели обучения специфичны и связаны с проблемами данного МО;

- качество предлагаемых программ неудовлетворительно;

- квалификации значительно ниже;

- предлагаемые учебными заведениями программы требуют значительных затрат на проезд и проживание обучаемых.

Дополнительное образование муниципальных служащих осуществляется на основе муниципального заказа. Заказ представляет собой задание по профессиональной переподготовке и повышению квалификации служащих на календарный год, установленное уполномоченным органом местного самоуправления для всех органов и (или) структурных подразделений в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете на эти цели [33, c.83].

Муниципальный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку муниципальных служащих на очередной год содержит следующие сведения [5, c.21]:

- численность подлежащих обучению муниципальных служащих (отдельно по программам профессиональной переподготовки и по программам повышения квалификации, по стажировке);

- объем средств, необходимых для оплаты обучения (отдельно за профессиональную переподготовку и за повышение квалификации, стажировку);

- объем средств для финансирования научно-методического, учебно-методического и информационно-аналитического сопровождения муниципального заказа.

Муниципальный заказ рассчитывается на основе:

- установленных расходных обязательств по обучению муниципальных служащих и других категорий муниципальных работников;

- прогнозируемой численности муниципальных служащих, подлежащих обучению, с распределением по должностным категориям, направлениям, видам, формам и срокам обучения;

- экономических нормативов для определения стоимости обучения по группам должностей и видам обучения муниципальных служащих;

- других экономических нормативов.

При этом в структуру затрат на профессиональное обучение входят [10, c.243]:

- оплата труда педагогических работников и лиц, осуществляющих теоретическое и практическое обучение (учебную практику), стажировку;

- оплата труда членов комиссий по аттестации лиц, закончивших обучение;

- оплата за квалификационные экзамены (если они предусмотрены по программе и виду обучения);

- оплата за разработку, приобретение, изготовление, экспертизу учебных планов и программ, учебно-методических материалов, средств обучения;

- оплата за приобретение, аренду и содержание необходимых для обучения учебно-производственных площадей, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, других материальных ресурсов;

- оплата при необходимости стоимости проезда и проживания обучаемых к месту обучения или преподавателей к работодателю при обучении служащих на рабочем месте;

- затраты на развитие учебно-производственной базы учебных центров;

- методическое обеспечение образовательного процесса, внедрение в образовательный процесс современных технологий и методик обучения;

- иные расходы, связанные непосредственно с организацией и осуществлением профессионального обучения.

Размещение указанного муниципального заказа осуществляется уполномоченным органом на конкурсной основе в соответствии с законодательством в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих лицензию на проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации муниципальных и (или) государственных гражданских служащих и государственную аккредитацию [39, c.191].

Размещение муниципального заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку муниципальных служащих осуществляется с учетом программ развития муниципальной службы и (или) программ развития муниципальных служащих соответствующего органа местного самоуправления, аппарата муниципальных органов.


1.2. Виды и методы дополнительного профессионального образования


Переподготовка (переобучение) – это получение служащими новых знаний, навыков, необходимых для выполнения новых видов профессиональной деятельности. Она организуется для освоения работниками, уже имеющими профессию, новых профессий с учетом потребностей производства и для получения дополнительной квалификации.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ [15, c.93].

Повышение квалификации представляет собой обновление теоретических и практических знаний специалистов, необходимых для освоения новых, современных методов решения профессиональных задач в связи с повышением требований к уровню квалификации. Повышение квалификации – это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков.

Главной задачей повышения квалификации является удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте [64, c.177].

Таким образом, в результате подготовки и переподготовки работник получает новую профессию или квалификацию, а в случае повышения квалификации – совершенствует свое мастерство по уже имеющейся специальности.

Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности [28, c.73].

Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Формы профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки. Заказ на обучение


Заказать диплом

Обновлено 21.07.2015 13:05