Развитие учреждения дошкольного образования (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 5
1.1 Сущность, принципы и методы управления муниципальным образовательным учреждением 5
1.2 Нормативно-правовая база управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением 15
1.3 Мировой опыт управления муниципальными учреждениями дошкольного образования 28
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №90               «КРЕПЫШ» 36
2.1 Общая характеристика МДОУ «Детский сад №90 «Крепыш» 36
2.2 Оценка показателей развития МДОУ «Детский сад №90 «Крепыш» 46
2.3 Оценка результативности управления
МДОУ «Детский сад №90 «Крепыш» 56
3 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ДЕТСКИЙ САД №90 «КРЕПЫШ» 68
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию управления организацией 68
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию управления персоналом организации 79
3.3. Управления расходами учреждения 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 104
ПРИЛОЖЕНИЯ 112

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 5
1.1 Сущность, принципы и методы управления муниципальным образовательным учреждением 5
1.2 Нормативно-правовая база управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением 15
1.3 Мировой опыт управления муниципальными учреждениями дошкольного образования 28
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №90  «КРЕПЫШ» 36
2.1 Общая характеристика МДОУ «Детский сад №90 «Крепыш» 36
2.2 Оценка показателей развития МДОУ «Детский сад №90 «Крепыш» 46
2.3 Оценка результативности управления МДОУ «Детский сад №90 «Крепыш» 56
3 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ДЕТСКИЙ САД №90 «КРЕПЫШ» 68
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию управления организацией 68
3.2 Разработка мероприятий по совершенствованию управления персоналом организации 79
3.3. Управления расходами учреждения 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 104
ПРИЛОЖЕНИЯ 112

Введение


Современный этап модернизации системы российского образования в качестве основных приоритетов провозглашает его доступность, качество и эффективность. Реализация данных приоритетов в образовательных учреждениях невозможна без структурных изменений системы управления. Перенос значительного объема полномочий в сфере образования на уровень местного самоуправления связан с формированием и реорганизацией деятельности соответствующих институтов — муниципальных органов управления образованием.

Отличительной особенностью муниципального уровня управления образованием является его организационная обособленность. Муниципальные органы управления образованием не входят с систему региональных, т.е. государственных органов, а являются структурной единицей органов исполнительной власти местного самоуправления.

Создание эффективного механизма управления системой образования во многом зависит от прогностического подхода к развитию образования в условиях современных крупных и средних городов, от качественных характеристик управленческих кадров, владеющих продуктивными способами решения управленческих задач, стоящих перед муниципальной системой образования.

Практика формирования новой системы управления дошкольным образованием вызывает необходимость разработки научных основ оптимизации этой деятельности. Особое значение имеет разработка научных основ программно-целевого подхода к управлению развитием системы дошкольного образования. В первую очередь, это касается процесса управления дошкольным образованием на муниципальном уровне, определение его целей и задач, функций и полномочий. Деятельность органов управления дошкольным образованием предполагает формирование широкой сети разнонаправленных потоков и связей между системой дошкольного образования и иными сферами деятельности городского сообщества. Она должна включать в себя как вертикальные связи, обеспечивающие управляемость муниципальной дошкольной образовательной системой при сохранении возможности динамичной и гибкой адаптации к изменяющимся условиям; так и - горизонтальные, способствующие регулированию отношений путем координации в рамках единого пространства управленческой деятельности.

Объектом исследования является деятельность МДОУ «Детский сад №90 «Крепыш».

Предметом исследования является система управления МДОУ «Детский сад №90 «Крепыш».

Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по развитию учреждения дошкольного образования на примере МДОУ «Детский сад №90 «Крепыш».

Соответственно задачи исследования включают:

- изучить теоретические основы управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением;

- провести анализ развития муниципального дошкольного образовательного учреждения МДОУ «Детский сад №90 «Крепыш»;

- разработать программу развития муниципального дошкольного образовательного учреждения      МДОУ «Детский сад №90 «Крепыш».

Теме совершенствования системы управления предприятием посвящено множество различных трудов, из которых в процессе данного исследования были использованы труды таких авторов, как В.Б. Акулов, М.Н. Рудаков, А.В. Киселев, Д.Г. Коноков, М.А. Рожков, А.О. Смирнов, О.Н. Яниковская, Т.И. Овчинникова, А.И. Пахомов, И.Н. Булгакова, В.С. Соловьев, С.Б.  Папин и др.

Структура исследования включает введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, список использованных источников и приложений.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

1.1 Сущность, принципы и методы управления муниципальным образовательным учреждением


Современный период развития системы дошкольного образования характеризуется  качественными изменениями в сфере дошкольного образования, периодом перехода от унитарной к вариативной образовательной системе, что определило существенные перемены в области организационно - управленческих, содержательных и технологических основ дошкольного обучения и воспитания. На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования  к ведущим направлениям в управлении социокультурной модернизацией вариативной системы дошкольного образования можно отнести [8, c.76]:

- утверждение гуманных субъект-субъектных отношений;

- развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей;

- индивидуальное творческое развитие личности ребенка.

Изменение парадигмальных установок современного образования позволяет рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование выступает формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы.

Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в управлении ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры. В условиях социокультурной модернизации системы дошкольного образования, большое внимание уделяется проблемам стандарта качества дошкольного образования, а именно [17, c.14]:

- формированию в детских садах образовательной среды, стимулирующей детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка;

- широкому использованию информационно-коммуникационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей;

- расширению социального пространства детского сада (сотрудничество с библиотеками, музеями, парками, участие в жизни микрорайона);

- диверсификации спектра дополнительных образовательных услуг;

- развитию механизмов общественной экспертизы качества образовательных услуг.

В этих обстоятельствах неизбежно приобретает новые акценты задача управления муниципальной  системой дошкольного образования (МДОУ). Разнообразные виды МДОУ активно включаются в процесс социокультурной модернизации непрерывного образования, способствуя становлению целостной системы образования, наиболее полно удовлетворяющей потребности населения на территории конкретного муниципалитета, сохраняющей культурное своеобразие и этнопедагогические традиции [42, с.180].

Социокультурная модернизация управления муниципальной вариативной системой дошкольного образования напрямую зависит от решения нормативно-правовых, социально-экономических, организационно-административных проблем формирования государственно-общественных структур управления образованием на муниципальном уровне. В этой связи достаточно остро стоит педагогическая проблема, связанная с необходимостью поиска оптимальных условий развития муниципальной вариативной системы дошкольного образования в конкретных социально-экономических, демографических, геополитических, экологических региональных условиях. Проблема социокультурной модернизации муниципальной вариативной системы дошкольного образования остается актуальной.

Во многом это обусловлено наличием ряда противоречий [25, c.57]:

- между наличием определенного практического опыта совершенствования муниципальной вариативной системы дошкольного образования и отсутствием его научного осмысления;

- между объективной значимостью разрешения проблемы развития муниципальной вариативной системы дошкольного образования и недостаточной изученностью особенностей содержания и технологий этого процесса;

- между усложнением современных условий функционирования МДОУ, влияющих на качество их образовательной деятельности, и относительно медленным внедрением новых технологий и методов управления системой дошкольного образования на муниципальном уровне;

- между необходимостью модернизации жизнедеятельности МДОУ на основе учета специфики региональных условий и недостаточной разработанностью эффективной технологии управления этим процессом.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса управления муниципальной вариативной системой дошкольного образования, в частности, такие, как [97, c.83]:

- совмещение в ДОУ инновационных программ с существующими;

- несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;

- потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;

- потребность в новых педагогических кадрах;

- приспособление новшеств к новым условиям;

- проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;

- проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

Социокультурная модернизация управления муниципальной вариативной системой дошкольного образования на современном этапе модернизации связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и самоуправления.

Показателями качественной трансформации управления муниципальной вариативной системой дошкольного образования  в первую очередь является соблюдение принципов [83, c.19]:

- демократизации и гуманизации;

- системности и целостности управления;

- централизации/децентрализации;

- взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);

- единоначалия и коллегиальности;

- объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

В целом социокультурная модернизация управления муниципальной вариативной системой дошкольного образования должна осуществляться на основе [52, c.67]:

- стратегического планирования, базирующегося на мониторинге ресурсной обеспеченности МДОУ, актуальных и перспективных потребностях населения муниципалитета в различных формах и услугах дошкольного образования, учёта социокультурных особенностей  и этнопедагогических традиций;

- реализации инновационных моделей  в МДОУ;

- преемственности в освоении нововведений в системе «дошкольное – начальное - школьное образование»;

- активизации профессионально-творческого потенциала педагогов МДОУ и специалистов органов управления системой образования;

- реализации комплекса правовых, организационно-управленческих, социально-экономических мер по поддержке развития системы дошкольного образования, экспериментальной деятельности в МДОУ;

- консолидации  муниципального сообщества в интересах детей, вовлечения общественности в управление муниципальной системой МДОУ, интеграции усилий семьи, специалистов МДОУ, его социальных партнёров (учреждений дополнительного образования, общественных организаций и др.) в непрерывном процессе личностно-творческого развития ребёнка.

В настоящее время основной организационной формой дошкольного образования являются дошкольные образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно, основная масса дошкольных образовательных программ, разрабатываемых до сих пор, нацелена именно на дошкольные образовательные учреждения.

Вместе с тем, в связи с резким сокращением сети муниципальной дошкольных образовательных учреждений и невозможностью принять в них всех детей дошкольного возраста, с 2000 года начали развиваться вариативные формы дошкольного образования, а именно группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, и развернулись разработки программ для них.

Система муниципального дошкольного образования может быть  представлена разнообразными дошкольными образовательными учреждениями и вариативными формами образования [24, с. 34]:

I тип - Дошкольное образовательное учреждение.

Виды:

- детский сад;

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

- центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников;

- детский сад предшкольной подготовки;

- детский сад с этнокультурным компонентом образования;

- детский сад для детей раннего возраста;

II тип - Общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Виды:

- начальная школа - детский сад;

- начальная школа - детский сад компенсирующего вида;

- прогимназия;

- общеобразовательная школа (дошкольные группы) и др.

При этом следует обратить внимание на то, что, характеризуя вариативные организационные формы дошкольного образования на муниципальном уровне, имеет смысл выделять как особую организационную единицу «дошкольную образовательную группу» [53, с. 121].

В настоящее время перечень возможных организационных форм образования детей старшего дошкольного возраста выглядит следующим образом:

-  группы кратковременного пребывания в детском саду;

- группы для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений;

- дошкольные группы на базе разных культурно–образовательных центров и центров дополнительного образования детей;

- дошкольные группы на базе добровольных родительских сообществ.

Необходимо рассматривать возможности создания таких групп (для детей в возрастном диапазоне 1–7 лет, в том числе и для детей 5–7 лет) не только в дошкольных образовательных учреждениях (как групп кратковременного пребывания), но и на базе разных культурно – образовательных центров и центров дополнительного образования детей (библиотек, музеев, клубов, домов детского творчества), а также на базе добровольных родительских сообществ. При этом дошкольные образовательные группы должны иметь возможность работать в разных временных режимах (с полным или неполным днем пребывания, каждодневные или несколько дней в неделю), отвечая тем самым многообразным запросам населения [12, c.46].

Создание таких разнообразных дошкольных групп позволит более полно использовать культурный потенциал социума в образовании детей дошкольного возраста на данной муниципальной территории.

В письме Министерства образования и науки РФ №  03–2998 от 25 декабря 2006 г. «О методических рекомендациях по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста» указывалось, что  «дошкольная образовательная группа» как организационная форма – мобильнее и дешевле, чем дорогостоящий и сложный механизм детского сада полного дня. Это не исключает и более полного использования инфраструктуры детского сада для групп кратковременного пребывания разного типа [49, c.54].

Важно отметить, что относительно детей старшего дошкольного возраста речь в письме  шла именно о «дошкольной образовательной группе», а не о «классах раннего развития» при школах или центрах дополнительного образования. В данном письме  Министерства образования и науки РФ отмечалось, что  «дошкольные образовательные группы должны стать самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, главной целью которых будет полноценное развитие детей дошкольного возраста, реализация общеобразовательной программы дошкольного образования в полном объеме. Такие группы ни в коем случае не должны рассматриваться как подготовительные курсы для детей по подготовке их к поступлению в первый класс определенной школы».

Основной  задачей  таких групп, наряду с развитием детей дошкольного возраста, является необходимая диагностическая работа с детьми 5 и 6–летнего возраста, направленная на выявление уровня и особенностей развития ребенка, а также консультативная работа с родителями дошкольников, целью которой является выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для развития ребенка, подготовки его к школе и выбора оптимальной модели обучения в начальной школе.

Было предложено три модели форм образования детей старшего дошкольного возраста, в их основу  был положен характер организации образовательного процесса [55, c.36]:

1) группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста);

2) группы кратковременного пребывания детей на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ;

3) образование в семье (представленное в формах собственно семейного образования, осуществляемого родителями, гувернерства и репетиторства).

Выделение трех основных моделей образования детей старшего дошкольного позволяет задать инвариантную часть его организации. При этом сама инвариантная часть, в свою очередь, представлена тремя уровнями [71, c.40]:

1 уровень  –  базовый – психолого-педагогические основания организации образования детей старшего дошкольного уровня,

2 уровень – основные модели образования детей старшего дошкольного возраста для двух типов дошкольных образовательных групп – полного дня и кратковременного пребывания – и семьи;

3 уровень – специфика организации образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста, определяемая типом учреждения, при котором создана образовательная группа.

Необходимым условием организации различных форм образования детей старшего дошкольного возраста является соответствие его определенным требованиям.  Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста независимо от модели организации должен включать три блока [73, с.12]:

1) учебный;

2) совместной деятельности взрослого с детьми;

3) самостоятельной деятельности детей.

При этом ведущая роль должна принадлежать второму блоку – совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми. Содержание образования и организация предметно-развивающей среды должны соответствовать возрастным особенностям развития детей.

Основными моделями образования детей старшего дошкольного возраста являются дошкольные образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования, и дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ [100, c.67].

Именно данные две модели требуют первоочередного развития в целях создания равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. При этом особого внимания требует организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных школ. Образование в школах имеет жесткую формализацию, поэтому какая бы качественная программа ни использовалась, процесс начинает постепенно приобретать характер, присущий обучению в начальной школе, что противоречит возрастным особенностям образования и развития старших дошкольников. В силу этого, если дошкольная образовательная группа будет создаваться при общеобразовательной школе, она должна представлять собой самостоятельную структурную единицу, организованную в соответствии с принципами построения образования для детей дошкольного возраста.

Организация образования детей старшего дошкольного возраста на базе муниципальных учреждений дополнительного образования и учреждений культуры должна происходить в соответствии с требованиями организации дошкольных образовательных групп, предусмотренными для групп кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений. Однако не стоит отказываться при этом от тех возможностей, которые заложены в специфике самих учреждений дополнительного образования и учреждений культуры, имея в виду широкий контекст включения детей в разного рода культурные практики (музыка, танцы, изобразительное искусство, музейные экспозиции) [73, c.10].

Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительских сообществ является в нашей стране слабо развитой практикой, поэтому требует особого внимания со стороны органов управления образованием. Для развития сферы семейного образования детей старшего дошкольного возраста необходимо определить его возможности и ограничения, формы взаимодействия семьи и родительского сообщества со специалистами в области развития и образования детей старшего дошкольного возраста (физиологами, психологами, педагогами).

Образование детей старшего дошкольного возраста на базе семьи и родительского сообщества на данный момент не имеет достаточного методического оснащения, что требует дополнительных научных исследований и специального проектирования системы взаимодействия родительского сообщества и специалистов по развитию и образованию детей старшего дошкольного возраста [73, c.11].

Большое внимание в  настоящее время уделяется и  совершенствованию форм воспитания и обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие инклюзивного воспитания в дошкольных учреждениях призвано решать следующие задачи:

- формирование комфортной, безопасной, адаптированной к особым нуждам воспитанников среды, оснащённой специальным оборудованием; развитие системы психолого-педагогического сопровождения ребёнка;

- создание непрерывных образовательных маршрутов: вариативные формы дошкольного образования — детский сад — начальная школа.


1.2 Нормативно-правовая база управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением


Правовыми основами развития и функционирования дошкольного образования в Российской Федерации являются документы, принятые международными организациями (Международная Конвенция о правах


Заказать диплом

Обновлено 21.07.2015 13:29