Совершенствование дополнительного образования детей и подростков в муниципальном бюджетном образовательном учреждении (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО–ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Роль дополнительного образования детей и подростков в современной системе общего образования 6
1.2. Модернизация отечественной системы дополнительного образования детей и подростков: инструменты реализации 14
1.3. Нормативно-правовые основы деятельности учреждений дополнительного образования детей и подростков на современном этапе 24
2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «...» 33
2.1. Общая характеристика МБОУ ДОД «...» 33
2.2. Оценка эффективности деятельности МБОУ ДОД «Параньгинский
Дом детского творчества» 43
2.3. Анализ ключевых направлений деятельности учреждения 53
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ПАРАНЬГИНСКИЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» 65
3.1. Совершенствование системы оценки качества предоставляемых
услуг 65
3.2. Внедрение интерактивных форм работы с кадрами 74
3.3. Разработка программы развития приносящей доход
деятельности учреждения 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 99
ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО–ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Роль дополнительного образования детей и подростков в современной системе общего образования 6
1.2. Модернизация отечественной системы дополнительного образования детей и подростков: инструменты реализации 14
1.3. Нормативно-правовые основы деятельности учреждений дополнительного образования детей и подростков на современном этапе 24
2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «...» 33
2.1. Общая характеристика МБОУ ДОД «...» 33
2.2. Оценка эффективности деятельности МБОУ ДОД «...» 43
2.3. Анализ ключевых направлений деятельности учреждения 53
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «...» 65
3.1. Совершенствование системы оценки качества предоставляемых
услуг 65
3.2. Внедрение интерактивных форм работы с кадрами 74
3.3. Разработка программы развития приносящей доход
деятельности учреждения 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 99
ПРИЛОЖЕНИЯ


Введение


Происходящие социально-экономические изменения в образовательной политике обусловили необходимость развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Требования к модернизационным изменениям сферы дополнительного образования детей были изложены В.В. Путиным в статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России».

Говоря о сфере дополнительного образования детей (ДОД), он отметил, что за последнее время произошел отток из нее значительной части кадровых и финансовых ресурсов. Посещаемость кружков и секций уменьшилась и в настоящее время охватывает только половину школьников, причем только четвертая часть из них занимается на бесплатной основе.

В.В. Путин предложил вернуть систему ДОД в сферу ответственности государства - на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. Меры, принимаемые государством по развитию ДОД, нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение следующих показателей: увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также подготовить предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению ДОД, предусмотрев, при необходимости, софинансирование реализации названных полномочий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Особенностью существующей сферы ДОД является ее интеграционный и межведомственный характер. Современное ДОД  реализуется в учреждениях ДОД, общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, учреждениях НПО (СПО), охватывает различные сферы деятельности и интересов – образование, культуру и искусство, физическую культуру и спорт.

Однако существующие межведомственные преграды не способствуют эффективному развитию ДОД и снижают уровень деятельности учреждения ДОД. Требования к повышению качества сферы ДОД свидетельствует о том, что необходимо активнее использовать конкурсные и подрядные механизмы для успешного привлечения и использования негосударственных образовательных проектов и программ, способных давать качественные практико-ориентированные знания.

Актуальность дипломного проекта обусловлена тем, что сфера ДОД является одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка «образовательных услуг» с растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора, высоким уровнем инновационной активности, что позволяет рассматривать преобразования в сфере ДОД в качестве приоритета инновационного развития России.

Объектом исследования выступает деятельность муниципальных  бюджетных образовательных учреждений.

Предметом исследования является деятельность муниципальных  бюджетных образовательных учреждений в сфере дополнительного образования детей.

Целью дипломного проекта является разработка предложений по совершенствованию дополнительного образования детей и подростков в системе государственного и муниципального управления на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «...».

Задачами дипломной работы стали:

- изучить теоретические и нормативно–правовые основы развития системы дополнительного образования детей и подростков в Российской Федерации;

- дать оценку деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «...»;

- предложить направления развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «...».

Информационной базой исследования явились новейшие труды российских и зарубежных ученых в области дополнительного образования детей.

Методологической основой послужили общенаучные и специальные методы познания, в частности, анализ, синтез, историко-юридический метод, метод сравнительного правоведения, интерпретации правовых идей и нормативно-правовых актов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предлагаемые в нем решения теоретических и методических задач направлены на обеспечение целевой ориентации стратегии социально-экономического развития учреждений и отраслевой составляющей сферы дополнительного образования детей в долгосрочном периоде на достижение максимально возможных экономических и социальных результатов в условиях неустойчивого функционирования макро-, микросред.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО–ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Роль дополнительного образования детей и подростков в современной системе общего образования


Анализ современных научно-педагогических исследований проблем дополнительного образования детей позволяет констатировать, что в его развитии нашли свое отражение теоретико-методологические подходы, как общие для всей системы образования, так и присущие только данной образовательной сфере. Преобразованные в принципы различные методологические подходы определяют приоритеты в педагогической практике сферы дополнительного образования. Продолжая систематизацию, начатую Л. Г. Логиновой [57, с. 12], и обобщая исследования различных авторов, рассмотрим основные методологические подходы в дополнительном образовании детей, заявленные в современных научных исследованиях. Гуманистический (личностный, личностно ориентированный) подход В современных научно-педагогических исследованиях гуманистический подход рассматривается как методология, признающая человека как высшую ценность, его право на свободу, счастье, развитие.

Гуманистический подход в педагогике положил начало личностно ориентированному образованию, что предопределило изменение взгляда на сущность образования: оно становится процессом индивидуального саморазвития, обретения им себя, своего образа в рамках индивидуальной траектории развития через диалог в системе «взрослый – ребенок».

Обобщение исследований проблем дополнительного образования детей (Л. Г. Логинова, Н. А. Соколова, А. И. Щетинская и др.) позволяет констатировать, что гуманистический подход в данной образовательной сфере реализуется через обеспечение индивидуальной образовательной «траектории» ребенка, создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества взрослого и ребенка, способствующей самореализации личности учащегося [57; 87; 98].

Аксиологический подход. В современных научно-педагогических исследованиях аксиологический подход рассматривается как методология, определяющая образование как ценностное самоопределение личности через понимание смысла, целей и ресурсов собственной жизни. Основу содержания образования составляет иерархия ценностей – социальных, государственных, личных. Обобщение исследований в сфере дополнительного образования детей (В. А. Горский, А.В. Егорова, В. И. Козырь, Л. Н. Логинова, Л. Я. Шамес и др.) позволяет констатировать, что реализация аксиологического подхода осуществляется через создание определенной нравственно-эмоциональной атмосферы, особой среды общения, а также организацию индивидуальной и коллективной творческой деятельности [84; 41; 49; 57; 95].

Деятельностный подход. В современных научно-педагогических исследованиях деятельностный подход рассматривается как методология, обосновывающая процесс формирования личности через активную предметную деятельность, активные способы познания и преобразования мира, активное общение с другими людьми.

Обобщение исследований в сфере дополнительного образования детей (А. В. Егорова, Н. А. Соколова) позволяет констатировать, что деятельностный подход реализуется через создание условий для свободного выбора вида деятельности, достижения позитивного результата совместной деятельности педагога и ребенка [41; 87].

Культурологический (культуросообразный) подход. В современных научно-педагогических исследованиях культурологический подход рассматривается как методология, представляющая человека как уникальный мир культуры, а его образование как творение себя в процессе взаимодействия с системой культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культур. Анализ исследований в дополнительном образовании детей (В. А. Горский, Е. Б. Евладова, А. В. Егорова, Н. А. Соколова, А. Б. Фомина и др.) позволяет констатировать, что культурологический подход в дан ной образовательной сфере реализуется через включение достижений культуры (культурных ценностей) в содержание образовательного процесса, создание условий для культурной деятельности детей [84; 40; 41; 87; 89].

Антропологический подход. В современных научно-педагогических исследованиях антропологический подход рассматривается как методология, признающая целостность человека в неделимости его духовной (культурной), социальной и телесной (природной) сущности, а образование – как творческую и ответственную реализацию человеком своей природы.

Обобщение исследований проблем дополнительного образования детей (В. В. Абраухова, А. Б. Фомина, В. П. Голованов, Л. Г. Логинова, А. И. Щетинская и др.) позволяет констатировать, что реализация антропологического подхода в данной образовательной сфере происходит через организацию работы с детьми в согласовании с общими законами и динамикой развития природы, общества и личности на основе деятельностной активности (самодеятельности) [6; 89; 26; 57; 98].

Синергетический подход. В современных научно-педагогических исследованиях синергетический подход рассматривается как методология, обосновывающая представление об образовании в целом, а также об его участниках (педагоге, ребенке) как саморазвивающихся системах.

Обобщение различных исследований дополнительного образования детей (В. А. Ерофеева, Г. И. Гузева, Л. Ф. Комолова, Л. Г. Логинова и др.) позволяет констатировать, что в контексте синергетического подхода данная образовательная сфера рассматривается сложная образовательная система, способная к постоянной эволюции (изменениям структуры и содержания) за счет активного взаимодействия с внешней средой и другими системами под влиянием объективных и субъективных факторов [42; 34; 52; 57].

Акмеологический подход. В современных научно-педагогических исследованиях акмеологический подход рассматривается как методология, обосновывающая значимость каждого этапа становления личности ребенка в достижении будущего макроакме (вершины в развитии человека).

Исследователь проблем дополнительного образования детей Л. Г. Логинова считает, что в данной сфере акмеологический подход может быть реализован «в различных вариантах поддержки личностного становления каждого ребенка или подростка (педагогической, социально-педагогической, психолого-педагогической, психологической, реабилитационной, методической и др.)» [59, с. 77].

Комплексный подход. В современных научно-педагогических исследованиях комплексный подход рассматривается как методология, обосновывающая, с одной стороны, целостность личности как взаимосвязанное взаимодействие всех ее сторон (интеллектуальной, эмоциональной, волевой, действенно-практической), с другой – целостность педагогического процесса как развитость всех его компонентов, скоординированность взаимодействия всех его участников.

Обобщение различных исследований дополнительного образования детей (Н. А. Соколова, Н. И. Фуникова) в контексте комплексного подхода позволяет констатировать, что дополнительное образование осуществляется в различных типах образовательных учреждений через разнообразные образовательные услуги при условии интеграции деятельности всех участников [87; 91].

Педагогика поддержки. В современных научно-педагогических исследованиях педагогика поддержки рассматривается как методология, обосновывающая максимальную индивидуализацию процесса образования ребенка, основанную на признании, с одной стороны, того, что уже есть в личности, но недостаточно развито, с другой – соавторства ребенка в определении собственного жизненного пути.

Суть педагогической поддержки в дополнительном образовании детей исследователями данной образовательной сферы (В. А. Горский, И. В. Колоколова, Е. В. Леонова, И. А. Смотрова и др.) рассматривается как помощь в саморазвитии личности ребенка на уровне его самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации через обеспечение личностной, практико-ориентированной и творческой направленности деятельности [31; 50; 56, 86].

Полисубъектный (диалогический) подход. В современных научно-педагогических исследованиях полисубъектный подход рассматривается как методология, обосновывающая организацию образовательного процесса как опыта деятельности в демократически организованном процессе обучения двух равноправных субъектов – ребенка и педагога.

Исследователь проблем дополнительного образования детей Н. А. Соколова считает, что только в данной образовательной сфере полисубъектный подход может быть реализован в полной мере, поскольку «взаимоотношения педагога и ребенка не имеют другой основы, кроме добровольной и взаимной заинтересованности, строящейся на совместной познавательной, творческой деятельности» [87, с. 484].

Гуманитарный подход. В современных научно-педагогических исследованиях гуманитарный подход рассматривается как методология, рассматривающая образование как процесс формирования гуманитарного мышления ребенка, происходящий через обращение мысли ребенка к человеческим ценностям, через общение с искусством.

Приоритетной образовательной сферой, обеспечивающей большие возможности ребенка общаться с искусством, Л. Я. Шамес рассматривает дополнительное образование детей. Процесс гуманитаризации в условиях дополнительного образования детей, по мнению автора, пронизывает весь воспитательный процесс: гуманитаризация образования в сочетании с гуманным обращением с ребенком способствует формированию «в результате интеллигентного, нравственного честного человека с развитой культурой чувств и высоким уровнем интеллекта» [95, с. 170].

Герменевтический подход. В современных научно-педагогических исследованиях герменевтический подход рассматривается как методология, обосновывающая необходимость построения педагогического взаимодействия на глубоком познании детства в целом, каждого ребенка в отдельности, видении каждого ребенка в его взаимосвязях с другими людьми. Исследователь проблем дополнительного образования детей Л. Г. Логинова в контексте герменевтического подхода высказывает убеждение в том, что «образование – дело только самого образовывающегося человека, и оно должно стать для него настоящей подготовкой к жизни», условием чего является процесс формирования гражданского самосознания личности, начиная с самого раннего возраста, в развитии способности к социальному творчеству [57, с. 70].

Системный подход. В современных научно-педагогических исследованиях системный подход рассматривается как методология, обеспечивающая процесс познания и развития образования в системной целостности, сложности его системной организованности, во всем многообразии присущих ему связей и зависимостей. Обобщение исследований проблем дополнительного образования детей (А. В. Егорова, В. Д. Чепик, Н. А. Соколова, Н. И. Фуникова, и др.) позволяет констатировать, что в контексте системного подхода данная образовательная сфера определяется как сложная многофункциональная и разно-многоуровневая социально-педагогическая система открытого типа, которая функционирует в социокультурном пространстве и в образовательной среде [41; 94; 87; 91].

Социокультурный подход. В современных научно-педагогических исследованиях социокультурный подход рассматривается как методология, формирующая представления об образовании, с одной стороны, как о социокультурном пространстве, с другой – как части более широкого социокультурного пространства. В социокультурном пространстве ребенок активно включается в культурные связи общества, формирует собственное социальное (ролевое) поведение.

Обобщая исследования проблем дополнительного образования детей (Н. Ф. Родионова, Н. И. Фуникова) позволяет констатировать, что реализация социокультурного подхода в данной образовательной сфере осуществляется через преемственность содержания различных видов образования с учетом развития личностного сознания обучающихся и многообразия форм их жизнедеятельности [80; 91].

Природосообразный подход. В современных научно-педагогических исследованиях природосообразный подход рассматривается как методология, обосновывающая отношение к ребенку как части природы, воспитания его в единстве и согласии с природой, обеспечение экологически чистой природной среды его обитания и развития.

Исследователь проблем дополнительного образования детей Л. Г. Логинова, в контексте природосообразного подхода считает, что «настоящий педагог-внешкольник» должен, во-первых, «начинать работу с наблюдения, исследования детской индивидуальности, изучения ее потребностей, инстинктов и природных наклонностей для последующего создания метода, сохраняющего природный потенциал личности», во-вторых, формировать «особую среду» обучения, воспитания и развития личности ребенка [57, с. 96].

Многоуровневый подход. В современных научно-педагогических исследованиях многоуровневый подход рассматривается как методология, обосновывающая образование как непрерывный процесс, включающий несколько уровней, на каждом из которых решаются определенные образовательные задачи. Исследователи дополнительного образования детей (Г. П. Буданова, Л. Г. Логинова, Н. А. Морозова, Н. А. Соколова, М. О. Чеков и др.) в контексте многоуровневого подхода обосновали представление о данной образовательной сфере как многоуровневой социально-педагогической системе, которая (во взаимодействии с основным образованием) создает условия для непрерывного индивидуализированного образовательного пути ребенка в выбранной им области деятельности (от уровня общего интереса до уровня профессионально ориентированной деятельности) [20; 57; 65, 87, 93].

Компетентностный подход. В современных научно-педагогических исследованиях компетентностный подход рассматривается как методология, обосновывающая образование как формирование базовых жизненных компетенций личности (интеллектуальных, социальных, операционально-технологических, художественно-эстетических, физических) как основы для ее дальнейшего саморазвития.

Исследователь дополнительного образования детей В. А. Горский в контексте компетентностного подхода вводит понятие «образовательная компетенция», которая рассматривается им как «совокупность социального опыта, знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность к решению исследовательских задач с несформулированным условием» [30, с. 8], а процесс дополнительного образования – как проект пути постижения самого себя и смысла жизни. Другой исследователь данной образовательной сферы В. В. Полукаров считает оптимальной для развития жизненных компетенций личности клубную деятельность [75, с.27].

Продуктивный подход. В современных научно-педагогических исследованиях продуктивный подход рассматривается как методология, обосновывающая необходимость максимального приближения процесса обучения школьников к реальной профессиональной деятельности в социуме.

Исследователь дополнительного образования детей С. Б. Попцов считает, что в контексте продуктивного подхода содержание работы с детьми в данной образовательной сфере должно интегрировать «три основные сферы: образование – труд – культуру, обеспечивая подросткам знания о себе, о мире профессионального труда, о способах адаптации в культурной среде и выборе образа жизни и профессионального будущего» [76, с. 82].

Полисферный подход. Понятие полисферности ввел в методологию дополнительного образования детей В. П. Голованов [27]. Появление этого подхода в научном обиходе связано с тенденцией регионализации в данной образовательной сфере. Реализация полисферного подхода в дополнительном образовании детей, по мнению автора, происходит через региональную образовательную интеграцию, т. е. формирование образовательного сообщества из представителей различных сфер, заинтересованных в собственном и региональном развитии на поликультурной основе, а также регионализацию содержания дополнительного образования детей.

Конвенциальный (конвенциональный) подход. Автором конвенциального подхода в дополнительном образовании детей является В. П. Голованов, который ввел его в научный обиход в 2009 г. Конвенциальный подход понимается автором как «определение содержания деятельности в сфере дополнительного образования детей, создание условий для развития интереса ребенка в пространстве свободного времени и выстраивание системы отношений ребенок – взрослый с позиций основных положений Конвенции ООН о правах ребенка» [29, с. 2].

Признавая защиту прав ребенка в качестве концептуальной позиции конвенциального подхода, в принципиальном плане под защитой прав ребенка автор понимает «создание таких условий для позитивной социализации, в которой он сможет в полной мере играть свою позитивную социальную роль» [29, с. 3].

Рассмотрев базовые позиции различных методологических подходов, реализуемых в настоящее время в сфере дополнительного образования детей, мы приходим к следующему выводу: каждый из подходов имеет научно-теоретические и практические основания к реализации, но они пока еще не сложились в единую методологическую систему, определяющую базовые приоритеты в данной образовательной сфере. Основой для разработки единых методологических оснований может рассматриваться системный подход, который, по нашему мнению, позволит содержательно объединить все рассмотренные выше подходы (Приложение 1). Таким образом, системный подход позволил не только содержательно объединить различные методологические подходы, реализуемые в дополнительном образовании детей, но и предложить единые методологические основания деятельности данной образовательной сферы.


1.2. Модернизация отечественной системы дополнительного образования детей и подростков: инструменты реализации


Концепция модернизации Российского образования сохраняет общий смысл этих требований, и он же продолжен в Национальной доктрине образования в Российской Федераций до 2025 года [4], а также в Федеральной программе развития образования [3].

Приоритет социальных целей общего образования отражается в лексике документа, использующего преимущественно термины: «граждане государства», «учащиеся», «обучающиеся», «воспитанники», «личность» и только в некоторых случаях - абстрактное понятие «человек». При этом в текстах документов слабо используются такие существенные понятия, как дети и молодежь. В данном случае, уместно вспомнить данное социологами определение детства и молодежи как «молчащего большинства» [60].

Так, в тексте Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понятие «дети» присутствует только в двух ситуациях: при уточнении обязанностей образовательного учреждения по отношению к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и детям с аномалиями развития; в характеристике дошкольного образования, учреждения которого в помощь семье занимаются воспитанием детей дошкольного возраста, охраной и укреплением их физического и психического здоровья, развитием индивидуальных способностей и, при необходимости, коррекцией нарушений развития [2].

Язык и логика Закона в какой-то степени послужили стартовой точкой для выделения отдельной отрасли в образовании - «Защита детства», с одновременным влиянием на сохранение стереотипов в педагогическом сознании и практике. Нельзя не согласиться с оценкой парадоксальности этой современной ситуации:

- будучи достаточно известным явлением, детство, как ни странно, рассматривается в научной литературе как малопонятный и весьма таинственный феномен социального мира. Даже в психологии, для которой детские годы человека - один из главных предметов изучения, нет теоретического определения детства, не изучены основные его критерии и характеристики как социального явления и состояния общества; не раскрыта его субстанциональная сущность;

- при большом объеме проведенных исключительно ценных психологических исследований, налицо неразработанность ряда важнейших направлений и линий познания детства;

- анализ педагогической практики показывает, что у учителей и воспитателей представления о детстве сужены, и хотя традиционно признается, что успешность деятельности педагога в значительной степени обеспечивается его знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, тем не менее проблемы осознания закономерностей, характера, содержания и структуры процесса развития ребенка в детские годы, скрытых возможностей его развития и саморазвития на каждом возрастном этапе остаются в стороне» [75, с. 12-13].

К проявлениям этой парадоксальности относятся факты усиления тенденции по перемещению дополнительного образования детей, практически единственно на сегодняшний день полноценного «пространства детства» в образовании, в разряд дополнительных образовательных услуг; рецепции (заимствование и приспособление) узкого представления о детстве и ребенке во всех нормативно-регулирующих документах.

 

Заказать диплом

Обновлено 22.07.2015 08:11