Стратегия развития учреждений культуры в современных условиях (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1 Понятие и сущность деятельности  государственных автономных учреждениях культуры 6
1.2 Нормативно-правовая база деятельности государственных автономных учреждениях культуры 14
1.3 Методические подходы к определению показателей оценки эффективности деятельности государственных автономных учреждениях культуры 28
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ГАУК ЯНАО «ОЦНК» 42
2.1 Общая характеристика учреждения культуры 42
2.2 Анализ деятельности ГАУК ЯНАО «ОЦНК» 52
2.3 Оценка эффективности деятельности учреждения культуры 66
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГАУК ЯНАО «ОЦНК» 78
3.1 Разработка и обоснование критериев эффективности деятельности учреждения культуры 78
3.2 Проект внедрения системы менеджмента качества в механизм контроля процесса финансирования учреждения 88
3.3 Оценка эффективности проекта внедрения системы менеджмента качества 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 109
ПРИЛОЖЕНИЯ 118

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1 Понятие и сущность деятельности  государственных автономных учреждениях культуры 6
1.2 Нормативно-правовая база деятельности государственных автономных учреждениях культуры 14
1.3 Методические подходы к определению показателей оценки эффективности деятельности государственных автономных учреждениях культуры 28
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГАУК ЯНАО «ОЦНК» 42
2.1 Общая характеристика учреждения культуры 42
2.2 Анализ деятельности ГАУК ЯНАО «ОЦНК» 52
2.3 Оценка эффективности деятельности учреждения культуры 66
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГАУК ЯНАО «ОЦНК» 78
3.1 Разработка и обоснование критериев эффективности деятельности учреждения культуры 78
3.2 Проект внедрения системы менеджмента качества в механизм контроля процесса финансирования учреждения 88
3.3 Оценка эффективности проекта внедрения системы менеджмента качества 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 109
ПРИЛОЖЕНИЯ 118

 

ВВЕДЕНИЕ


Культура, как совокупность творческих ресурсов, создает позитивные эффекты в разных сферах. Эффективное функционирование организаций культуры, их кооперация с другими социальными субъектами позволяют:решать социально-экономические проблемы; улучшать городскую среду; развивать туризм; привлекать инвестиции; инициировать создание новых рабочих мест. В исследовании Европейской комиссии содержатся невероятные выводы: деятельность, связанная с культурой, искусством и творчеством, обеспечивает в два раза большие доходы на единицу продукции, чем все европейское автомобилестроение; культура как отрасль экономики придает развитию более сильный импульс, чем химическая промышленность, рынок недвижимости или производство продовольствия [53, c.12].

В этом процессе помимо традиционных государственных учреждений культуры (клубов, театров, библиотек, музеев) немалую роль играют субъекты творческого предпринимательства: художественные галереи, творческие мастерские, дизайн - и мультимедиа-студии, рекламные и другие креативные агентства, творческие группы и отдельные творческие профессионалы.

Появление новых производителей культурных продуктов (товаров и услуг) способствует развитию конкуренции между государственным и негосударственным сектором культуры за спрос и внимание со стороны потребителей культурных услуг, источники финансирования и трудовые ресурсы. По оценкам экспертов, потребителями услуг государственных учреждений культуры являются более 90% населения, но это верно только для небольших городов и сельской местности, где частный сектор в культуре практически отсутствует. В крупных же городах число потребителей услуг государственных учреждений стремительно снижается [45, c.62].

Это связанно не только с демографической ситуацией, а скорее с существованием «параллельного» культурного измерения, в котором развивается и вполне успешно функционирует частная культурная сеть, предлагающая потребителям инновационные и современные творческие продукты, имеющая более гибкий график работы и все больше привлекающая внимание горожан.

Поэтому в новых конкурентных условиях государственные учреждения культуры должны помимо решения традиционных задач стать источником новых культурных практик, производителями и ретрансляторами современных культурных продуктов и услуг, адекватных спросу, демонстрировать гибкость и динамизм, быть открыты запросам и проблемам местных сообществ, участвовать в решении актуальных социальных проблем.

Государственные и муниципальные учреждения нового типа — автономные учреждения (АУ) — начали появляться в России с осени 2008 г. В начальный момент в «автономное плавание» отправилось лишь считанное количество учреждений культуры, в основном в сфере исполнительского искусства (филармонии, театры) и дополнительного образования. В целом по всем сферам процесс автономизации идет довольно медленно

В то же время сокращение и повышение эффективности государственных расходов на функционирование сети учреждений культуры, несомненно, ускорит процесс автономизации бюджетных учреждений культуры и дополнительно простимулирует государственные учреждения искать легальные возможности «зарабатывания» средств и самостоятельного распоряжения доходами от них.

Учитывая недостаточность изученности проблемы функционирования и необходимость изучения и широкого обсуждения специфики государственных автономных учреждений культуры, тема исследования является актуальной.

Объектом исследования выступает деятельность государственных автономных учреждений культуры.

Предметом исследования является государственное автономное учреждение культуры Ямало-Ненецкого автономного округа «Окружной Центр национальных культур» (ГАУК ЯНАО «ОЦНК»).

Цель исследования состоит в разработке стратегии развития учреждений культуры в современных условиях на примере ГАУК ЯНАО «ОЦНК».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы стратегии развития учреждений культуры в современных условиях;

- провести оценку стратегии развития ГАУК ЯНАО «ОЦНК»;

- предложить основные направления совершенствования стратегии развития ГАУК ЯНАО «ОЦНК».

Структура работы включает: введение, основную часть из трех глав, заключение, список использованной литературы, включающий 48 первоисточников, и приложения.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ в современных условиях


1.1 Понятие и сущность деятельности  государственных автономных учреждениях культуры


Автономное учреждение культуры – некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации соответственно государственных или муниципальных полномочий, предусмотренных законодательством РФ. Автономные учреждения культуры в обязательном порядке получают от учредителя государственное  задание на оказание государственных услуг (выполнение работ). Автономные учреждения, как и бюджетные учреждения (нового типа), не вправе отказаться от выполнения задания учредителя [29, c.44].

Финансирование деятельности автономных учреждений культуры из бюджета соответствующего уровня осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества и уплату налогов, объектом налогообложения по которым выступает соответствующее имущество, а также с учетом мероприятий по развитию автономного учреждения, перечень которых определяется учредителем.

Помимо выполнения задания учредителя автономные учреждения могут оказывать платные услуги, которые должны быть прямо предусмотрены в уставе автономного учреждения и соответствовать уставным целям деятельности последнего [28, c.50].

Доходы автономного учреждения (в том числе доходы от оказания платных услуг, и имущество, которое автономное учреждение приобретает за счет этих доходов) поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения в соответствии с п. 8 ст. 2 Закона об автономных учреждениях [5]. Указанным Законом также закреплена норма о том, что собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Отметим, что платные услуги могут быть предусмотрены и в рамках государственного задания учредителя для автономного учреждения – в случаях, определенных федеральными законами. К таким случаям, например, относятся родительская плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях и другие услуги, которые оказываются за плату, размер которой устанавливается органами государственной.

Автономные учреждения культуры могут размещать средства на счетах в банках. Законом № 83-ФЗ для автономных учреждений также предусмотрена возможность открытия счетов в органах Казначейства РФ и в финансовом органе региона (образования). Для открытия таких счетов автономному учреждению Федеральное казначейство и финансовые органы субъекта РФ (образования) должны разработать и утвердить соответствующие порядки.

Отметим, что открытие автономным учреждениям счетов в органах Казначейства РФ в соответствии с законодательством производится не по желанию учреждения, а по усмотрению учредителя. Учредители автономных учреждений вправе заключать соглашения об открытии автономным учреждениям, находящимся в  их ведении, лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства [47, c.82].

Согласия или инициативы автономного учреждения для этого не требуется – как и не подразумевается, что автономное учреждение может отказаться от открытия счетов в Казначействе РФ. На автономные учреждения культуры не распространяется обязанность следовать нормам Закона № 94-ФЗ – они вправе осуществлять закупки без конкурсных процедур. Это связано с особенностями правового положения автономных учреждений, в частности с тем, что они не являются получателями бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом РФ [40, c.66].

Министерство экономического развития РФ в своем Письме от 2 февраля 2009 года № Д05-490 «О применении положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» к автономным учреждениям» указывает: «Согласно статье 4 Закона № 93-ФЗ государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования [31, c.71].

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета [38, c.112].

Исходя из этого автономные учреждения культуры не являются получателями бюджетных средств, не могут выступать государственными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и не подпадают под действие Закона № 94-ФЗ.

Еще одно преимущество статуса автономных учреждений по сравнению с бюджетными и казенными заключается в том, что автономные учреждения культуры вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. Однако заметим, что воспользоваться этим порядком сможет лишь ограниченное число автономных учреждений, поскольку Налоговым кодексом РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей предусмотрены специальные условия перехода на упрощенную систему налогообложения.

До принятия Закона № 83-ФЗ автономные учреждения культуры были обязаны проводить ежегодный аудит достоверности годовой бухгалтерской отчетности С 1 января 2011 года, согласно Закону № 83-ФЗ, этот пункт утратил силу – аудит для автономных учреждений больше не является обязательным и может проводиться по усмотрению Наблюдательного совета автономного учреждения.

Примерная модель государственного автономного учреждения культуры [45, c.82] приведена на рис. 1:

– блок 1 – учреждение, основной задачей которого является преобразование ресурсов с целью обеспечения качества и доступности предоставляемых бюджетных услуг;

–  блок 2 – ресурсы на входе – трудовые, материальные, финансовые;

–  блок 3 – ресурсы на выходе, то есть преобразованные ресурсы –услуги в сфере культуры, прибыль, денежные средства;

–  блок 4  – социальная среда, с которой взаимодействует учреждение;

–  блок 5  – природная среда – потребление природных ресурсов;

– блок 6  – взаимосвязь с рынками, маркетинг (блок функционирует как на входе, так и на выходе);

 

–  блок 7  – соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе (является показателем успешности работы учреждения).

 

Заказать диплом

Обновлено 21.07.2015 12:18