Эластичность спроса (курсовая)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА    5

1.1. Понятие и сущность эластичности спроса    5

1.2. Оценка по показателю общей выручки    9

1.3. Факторы ценовой эластичности спроса    10

1.4. Реальные проявления ценовой эластичности спроса    13

2. ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА    16

2.1. Прямая эластичность спроса по цене    16

2.2. Перекрестная эластичность спроса по цене    23

2.3. Эластичность спроса по доходу    26

2.4. Связь между эластичностью спроса, изменением цены и выручкой продавца    27

2.5. Некоторые соотношения между коэффициентами эластичности    31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    35

ВВЕДЕНИЕ

 

Смысл аксиомы независимости потребителя сводится к тому, что удовлетворение отдельного потребителя всецело определяется объемом и структурой потребляемых им благ и не зависит от объема и структуры потребления других лиц. Следовательно, и объем спроса отдельного потребителя не зависит от объема спроса других. Значит, функцию рыночного спроса можно получить суммированием индивидуальных функций спроса всех потребителей [5, c. 176].

Очевидно, что при одном и том же совокупном денежном доходе функция рыночного спроса будет различной в зависимости от дифференциации доходов в обществе. Так, при совершенно равномерном распределении доходов спрос на предметы роскоши будет, вероятно, нулевым. Если все потребители предпочитают чай, а кофе представляется как «отрицательная полезность», то спрос на кофе в таком обществе также будет нулевым. Если бы все общество состояло из лиц с одинаковыми потребностями и одинаковыми денежными средствами, то общий спрос отличался бы такой же неэластичностью, как и спрос отдельного лица.

По существу речь идет о форме кривых индивидуального и рыночного спроса. Если кривая спроса выпукла, то снижение цены влечет за собой все более нарастающее по мере ее снижения увеличение объема спроса. Если же кривая спроса вогнута, то снижение цены влечет все более сокращающееся по мере ее снижения увеличение объема спроса.

В принципе кривая спроса отдельного потребителя на обычные товары должна быть вогнутой, поскольку спрос его при определенном уровне цены достигает насыщения. Поэтому кривая рыночного спроса была бы также вогнутой и в случае, когда все покупатели на рынке одинаковы по уровню достатка и степени предпочтений в отношении данного товара. Действительно, кривая рыночного спроса окажется выпуклой в том случае, когда спрос предъявляется людьми с разным уровнем дохода, — ведь снижение цены не только увеличивает спрос тех, кто приобретал товар и до снижения, но и позволяет выйти на рынок новым покупателям, с меньшим уровнем дохода.

При анализе спроса часто интересует не его абсолютный объем, а изменения его в ответ на изменение цены товара или какого-то другого параметра, определяющего объем спроса. Но объем спроса по разным товарам измеряется в различных единицах (штуках, метрах, тоннах). Поэтому по абсолютным изменениям объема спроса нельзя судить о реакции спроса на изменение цен по различным товарам. Удобнее пользоваться показателями относительного изменения. Это приводит к понятию эластичности.

В математике эластичностью называют отношение относительного приращения функции к относительному приросту независимой переменной. Для функции рыночного спроса такими квантифицируемыми независимыми переменными будут цена данного товара, цены всех других товаров и доходы (вкусы и предпочтения являются неквантифицируемой переменной; их изменение не имеет количественной меры) [5, c. 177]. Полезно рассмотреть эластичность спроса по этим переменным. Таким образом, тема исследования является актуальной.

Объектом исследования является феномен эластичности в экономической теории.

Предметом исследования выступает эластичность спроса.

Цель работы состоит в изучении теории и практики эластичности спроса.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- дать общую характеристику ценовой эластичности спроса;

- дать графическое представление эластичности спроса.

В процессе исследования были использованы труды таких авторов, как Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И., Макконнелл К., Брю С., Камаев В.Д., Юрьева Т.В., Марыганова Е.А., Сидорович А.В. и др.

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА

1.1. Понятие и сущность эластичности спроса

 

Согласно закону спроса, в ответ на снижение цены потребители станут приобретать больше продукта. Однако степень восприимчивости потребителей к изменению цены бывает весьма различна в зависимости от продукта, а также в зависимости от диапазона изменения цены на один и тот же продукт. Восприимчивость, или чувствительность, потребителей к изменению цены продукта определяется ценовой эластичностью спроса.

Для спроса на некоторые продукты характерна относительная восприимчивость потребителей к изменениям цены; небольшие изменения цены приводят к значительным изменениям количества покупаемой продукции [12, c. 139].

Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным, или просто эластичным. Но есть и другие продукты, к изменениям цены на которые потребители относительно невосприимчивы, то есть такие продукты, весьма существенные изменения цены которых ведут лишь к небольшим изменениям количества покупок. В подобных случаях говорят, что спрос относительно неэластичный, или просто неэластичный.

Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса экономисты измеряют при помощи коэффициента Ed, который рассчитывается по формуле [10, c. 433]:

(1)

Процентные изменения, используемые в этой формуле, вычисляются путем деления изменения цены на исходную цену и соответствующего изменения величины спроса на исходную величину спроса.

Таким образом, формулу можно представить в следующем виде:

(2)

Возникает вопрос: почему для измерения восприимчивости потребителей к изменению цен применяются процентные, а не абсолютные величины. Тому есть две причины.

1. Выбор единицы измерения. При использовании абсолютных величин наше представление о восприимчивости потребителей попадает в зависимость от произвольного выбора единицы измерения. Покажем это на примере. Если цена продукта падает с 3 до 2 долл., а потребители в результате увеличивают объем покупок с 60 до 100 шт., то может показаться, что потребители весьма чувствительны к изменению цены, и спрос, таким образом, является эластичным. Ведь в конце концов изменение цены на одну единицу привело к изменению величины спроса на 40 единиц [17, c. 279].

Однако, заменив доллары на центы в качестве единицы измерения, мы обнаружим, что изменение цены на 100 единиц вызвало изменение величины спроса на 40 единиц, что создает впечатление неэластичности. Использование же процентных величин позволяет избежать подобных проблем. В данном случае падение цены составило 33%, измеряем ли мы его в долларах или в центах.

2. Сравнение продуктов. Пользуясь процентными величинами, можно с большей достоверностью сравнивать восприимчивость потребителей к изменению цен на различные продукты. Бессмысленно сравнивать воздействие на величину спроса увеличения на 1 дол. цены автомобиля стоимостью 10 тыс. дол. и равного увеличения цены банки пива стоимостью 1 дол. Цена автомобиля повышается на 0,01%, а цена банки пива — на 100%. Если бы цены обоих товаров увеличились на 1% - автомобиля на 100 дол., пива на 1 цент, то сравнение восприимчивости потребителей к изменению цен было бы более осмысленным.

Нисходящий характер кривой спроса свидетельствует об обратной зависимости между ценой и величиной спроса. Это значит, что коэффициент ценовой эластичности спроса Ed в любом случае величина отрицательная. Так, если цена падает, то величина спроса растет, а это означает, что числитель в нашей формуле имеет положительное, а знаменатель - отрицательное значение, давая в итоге отрицательную величину Ed. Если цена растет, то числитель имеет отрицательное значение, а знаменатель -положительное, в результате основа имеет отрицательное значение.

Экономисты, как правило, пренебрегают знаком минус и просто используют абсолютную величину коэффициента эластичности, чтобы избежать недоразумений, которые могли бы возникнуть в противном случае. Странно было бы утверждать, что коэффициент Ed, равный -4, больше коэффициента Ed, равного -2. Подобную путаницу легко устранить, сказав, что Ed, равный 4, свидетельствует о большей эластичности, чем Ed, равный 2 [10, c.434].

На практике могут иметь место, по меньшей мере, три различных варианта ценовой эластичности спроса:

- спрос эластичный, когда при незначительных понижениях цены объем продаж существенно возрастает;

- спрос имеет единичную эластичность, когда 1% изменение цены вызывает 1% изменение продаж;

- спрос неэластичный, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно;

- спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом);

- спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены [19, c.103].

Все варианты эластичности спроса могут быть показаны на графике (рис. 1).

 

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить