Финансовая политика России (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ИСТОРИЯ В РОССИИ В XX В.    5
2. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В КОНЦЕ XX В.    21
2.1. Особенности финансовой политики в 1992 – 2001 гг.    21
2.2. Финансовый кризис 17 августа 1998 г., его причины и последствия    23
3. ЭКОНОМИКА РОССИИ В ПРЕДДВЕРИИ И ВО ВРЕМЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 2008 Г.    34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    49

 

Введение

 

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы. Финансовая политика должна преследовать цель повышения объема и эффективности использования финансовых ресурсов [3, C.12].

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Прямая зависимость намеченных и осуществленных расходов от объема финансовых ресурсов является свидетельством элементарного финансового благоразумия и должна поддерживаться на всех уровнях хозяйствования. Несоблюдение этого важнейшего требования приводит к появлению и увеличению дефицита бюджета, государственного долга, инфляционным процессам. Учет особенностей момента предполагает также тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта. Своевременное изменение финансовой политики на основе учета особенностей текущего момента, назревших потребностей экономического развития дает возможность в более короткий срок и с меньшими издержками решить стоящие перед страной задачи [27, C.49]. Российская экономика уже пережила кризис 1998 года, когда осенью 2008 года разразился мировой финансовый кризис, затронувший в полной мере и нашу страну. Поэтому в данный момент на повестке дня стоит вопрос какую финансовую политику должно проводить государство в условиях кризиса, чтобы помочь своим гражданам преодолеть этот кризис безболезненно и не повторить ошибки 1998 года. Таким образом, тема данной работы является актуальной.

Целью работы является исследование финансовой политики России.

Соответственно в работе были поставлены следующие задачи:

-  изучить понятие финансовой политики и ее историю в XX в.;

- исследовать финансовую политику России в условиях финансового кризиса 1998 года;

-  исследовать финансовую политику России в условиях финансового кризиса 2008 года.

 

1. Понятие финансовой политики и ее история в России в XX в.

 

Большинство своих функций современное государство реализует путем формирования экономической политики и ее стержневой основы – финансовой политики. Ряд авторов определяет финансовую политику как совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. В этом определении вводится очень неопределенный, без очерченных границ термин «государственные мероприятия» [26, c.53]. Требует уточнения с учетом современной науки и практики также термин «финансовые отношения». Он очень широк, неопределенен, неструктурирован и имеет политический характер.

Финансовая политика государства как часть (подсистема) экономической политики государства представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики [25, c.17]. В этом определении принципиально важно подчеркнуть единство двух механизмов финансовой политики – инструментов и институтов финансовой государственной власти. Это единство проявляется в том, что любой финансовый инструмент приводится в действие, «живет» в финансовой жизни страны лишь при условии, если технология его практического использования формируется в государственно-финансовых институтах (Минфин, Министерство по налогам и сборам, Минэкономразвития, Федеральная комиссия по валютному контролю, Пенсионный фонд и т. д.).

Важной компонентой приведенного определения является положение, что финансовая политика – это органическая часть экономической политики и поэтому имеет целевую направленность. У любого финансового инструмента – будь то бюджет, налоговые ставки, льготы, фонды и т. д. – существует связь с целями экономической политики и ее социальной направленностью. На практике это может быть формальная связь, не дающая результатов. В этом случае либо инструменты, например ставки налогообложения, уводят часть экономики, ВВП и доходов в теневую зону, либо институт финансовой власти (налоговая служба) не отладил технологию сбора налогов. Чаще низкая эффективность финансовых инструментов связана как с низкой отлаженностью этих инструментов, так и с плохой организацией функционирования финансовых институтов государственной власти.

В.К. Сенчагов и А.И. Архипов выделяют следующие общие черты финансовой политики России в XX в. [25, c.19]

1. Успех финансовой политики и ее высокая результативность определили мощь государства, его способность обеспечивать выполнение своих важнейших функций, реализацию национальных интересов страны, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами, геополитические позиции страны, а также внутренний социальный мир, социально-экономическую стабильность.

2. В связи с ограниченностью финансовых ресурсов, их дефицитом по сравнению с расширяющимися возможностями их использования под действием научно-технического прогресса, возникновением новых потребностей, расширением мирохозяйственных связей, глобализацией экономики роль финансовой политики непрерывно возрастала. Возникли новые финансовые теории, финансовые технологии, финансовый менеджмент, важнейшей частью рыночной экономики стал фондовый рынок. Не все новые тенденции в финансах являются сферой финансовой политики. Однако несомненно, что поле, предмет финансовой политики существенно расширились. Поэтому задача координации и синтеза финансовых нововведений – обогащение деятельности финансовых институтов власти с позиции современных тенденций в финансах – выходит на первый план как

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить