Государственные финансы в Российской Федерации (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ    5
1.1. История возникновения государственных финансов    5
1.2. Сущность и функции государственных финансов    9
1.3. Государственная финансовая система и ее звенья    14
2. БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ    17
2.1. Социально-экономическая сущность бюджета    17
2.2. Бюджетная система Российской Федерации    21
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ    29
3.1. Доходы бюджетов    29
3.2. Расходы бюджетов    34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    42

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Распределение и перераспределение созданного в обществе продукта, в конечном счете, находит свое выражение в создании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. При этом важным элементом механизма перераспределения денежных средств субъектов экономических отношений в условиях рыночной экономики является финансовый рынок. Существование финансового рынка обусловлено наличием временно свободных денежных средств, которые аккумулируются в кредитной системе (рынок кредитных ресурсов), а также наличием ценных бумаг, которые выпускаются хозяйствующими субъектами и государством с целью привлечения свободных денежных средств (фондовый рынок)[1].

В результате объективно существующее несовпадение суммы собственных денежных средств с потребностью в них способствует временному перераспределению свободных денег от их владельцев к заемщикам на определенных условиях. Одним из главных субъектов финансового рынка является государство.  Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику.

Чаще всего на финансовом рынке государство выступает в качестве заемщика, что связано с таким широко распространенным явлением, как дефицит государственного бюджета. Для покрытия дефицита государство выпускает ценные бумаги. Эмитентом этих ценных бумаг является Правительство, а агентом – Центральный банк. Централизованные и децентрализованные фонды, а также кредитные ресурсы в совокупности составляют финансово-кредитную систему (ФКС) любого национального хозяйства. В целом ФКС включает две подсистемы: финансовую и кредитную. Каждая их этих подсистем делится на сферы, а те в свою очередь – на звенья, подразделения и т.п. Хотя каждый элемент ФКС имеет свои организацию, механизм и порядок функционирования, все они тесно взаимосвязаны и оказывают большое влияние на развитие национальной экономики.

Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Государственные и местные (муниципальные) бюджеты — центральное звено финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого государства. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления[2].

Объектом исследования являются государственные финансы.

Предметом исследования выступают основные элементы государственных финансов в Российской Федерации.

Целью работы является изучение понятия, сущности и основных элементов государственных финансов в Российской Федерации.

Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

- дать понятие государственных финансов;

- исследовать бюджет и бюджетную систему как основной элемент государственных финансов;

- изучить проблему доходов и расходов бюджета.

В работе были использованы труды следующих авторов: Алехин Э.В., Бабич А.М., Павлова Л.Н.,  Мысляева И.М., Новикова М.В., Ковалев В.В., Титова Л.Н., Синельникова О.П., Якушев А.В.  и др.

 

1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

1.1. История возникновения государственных финансов

 

Возникновение финансовых отношений связано с процессом отделения государственной казны от собственности монарха. С этих пор стал применяться термин «финансы». В Средние века под этим термином подразумевался доход. В европейских странах ближе к XVIII в. финансы включали совокупность доходов, расходов, долга государства. Изначально финансы рассматривались в качестве денежных фондов. Несколько позднее понятие «финансы» стало включать в себя и местные финансы.[3]

Благодаря развитию науки финансов государство стало подходить к формированию финансов более осмысленно. Финансы рассматривались как совокупность налоговых сборов, имущества, формирования бюджета и его расходования на более широкие цели. В мировой практике выделяются две теории возникновения финансов: классическая и неоклассическая. Классическая теория подразумевает господство государства над финансами. Неоклассики представляют другое видение финансовой системы. Они полностью отходят от господства государства во всех сферах, в том числе выделяют финансы как независимую категорию[4].

Классическая теория представляет мысли, касающиеся налоговой политики государства. В этой связи прославился Адам Смит. Его заслуга состоит в разработке правил, касающихся взаимоотношений налогоплательщика и налоговой системы. В современных налоговых отношениях эти правила тоже находят свое отражение, например в Налоговом кодексе РФ. Правила А. Смита гласят:

- налоги не должны наносить ущерб промышленности и свободе человека;

- налоги должны быть справедливы и равномерны;

- налоги должны иметь основательные поводы;

- не должно существовать много касс и много служащих по взиманию налогов[5].

Неоклассическая теория получила свой рассвет в середине XX в. Появилась новая стадия в развитии финансов.  Подход  неоклассиков  применяется  к формированию  национальных и международных финансовых отношений. Теория базируется на четырех принципах:

- экономическая  сила  государства,   следовательно,   и устойчивость  его  финансовой системы   во многом  обусловливаются  экономической  мощью   частного  сектора,   основу которого составляют крупные организации;

- минимальное вмешательство государства в сферу частного сектора;

- основными   доступными   источниками   финансового развития   крупных   корпораций являются прибыль и рынки капитала;

- в  силу  интернационализации рынков  труда,   капитала  и  товаров  общим  курсом развития финансовых систем разных стран является стремление к интеграции.

Этот термин в России стал применяться с XVIII в. и его трактовка была такова: «Финансы - это все то, что касается прихода, расхода государства» (В.И. Даль). 1802-й г. ознаменовался созданием министерств, в том числе и Министерства финансов. В его ведении находилась система контроля над доходами, внешними связями, таможенными делами, налогами и сборами и др. Министерство финансов состояло из финансовых и хозяйственных коллегий[6].

Однако некоторые финансовые и хозяйственные вопросы оставались в ведении других учреждений: Министерства коммерции, Министерства внутренних дел, Государственного казначейства. По функциям и полномочиям Министерство финансов XVIII-XIX вв. является прообразом

 


[1] Алехин Э.В. Государственные и муниципальные финансы: учебник.- Пенза: ПГУ, 2010.- С. 20.

[2] Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой.- М.: Юристъ, 2006.- С. 171.

[3] Новикова М.В. Государственные и муниципальные финансы. Конспект лекций.- М.: Эксмо, 2008.- С. 8.

[4] Государственные финансы России. XIX - первая четверть XX века.- М.: Юнити-Дана, 2003.- C. 23.

[5] Якушев  А.В.  Государственные и муниципальные финансы. Конспект лекций.- М.: А-Приор, 2008.- C. 22.

[6] Финансы в системе государственного и муниципального управления.- М., 2005.- C. 28.

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить