Иностранные инвестиции в экономику России (курсовая)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ РОЛИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ    5

1.1. Понятие и сущность инвестиций    5

1.2. Зарубежный опыт инвестиционной политики    10

2. АНАЛИЗ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ    15

2.1. Общая характеристика иностранных инвестиций в российскую экономику    15

2.2. Характеристика проблем инвестиционной политики в РФ    25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    33

 

Введение

 

Перед российским государством стоит сложная задача: привлечь в страну иностранный капитал и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественно полезных целей. Вместе с тем национальные инвестиции еще более важны, чем иностранные потому, что они служат показателем доверия народа своему правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны [19, c.35].

Одной из ключевых задач российской экономики на сегодняшний день является преодоление рецессии, вызванной финансовым кризисом 2008-2010 гг. и ускорение экономического роста. Особую актуальность эта задача приобретает для депрессивных и отсталых регионов, где спад оказался более глубоким, а восстановительные процессы более медленными, чем в среднем по России.

В экономической теории и практике инвестиции рассматриваются как основной фактор, определяющий структурную перестройку, рост производства и доходов экономических систем. Несмотря на широкие дискуссии о необходимости увеличения инвестиций и повышения эффективности их использования, в большинстве работ отечественных исследователей, посвящённых определению инвестиционных приоритетов на национальном и регионом уровнях, используется микроэкономический подход, который предполагает оценку эффективности отдельных проектов [3, c.4].

В то же время, теории экономического роста, которые широко применяются к национальным экономикам, основаны на макроэкономическом подходе. Этот подход, позволяет оценить взаимосвязи основных показателей развития экономики, результаты воздействия на них количественных изменений факторов производства, а также взаимообусловленность роста дохода в экономике и расширения инвестиций.

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. Поэтому повышение инвестиционной привлекательности России и, в рамках этой общей задачи – ее отдельных регионов, является актуальной задачей.

В числе наиболее крупных современных специалистов по теории и практике инвестирования следует назвать таких учёных как: Г. Александера, Р. Брейли, З. Боди, С. Майераса, Г. Марковица, Р. Мертона, М.Г. Миллера, Ф. Модильяни, У.Ф. Шарпа, И.А. Бланка, Н.И. Берзона, П.Л. Виленского, А.Б. Идрисова, В.В. Коссова, И.В. Липсица, В.Н. Лившица, Т.В. Теплову и др.

Объектом исследования выступают инвестиции.

Предметом исследования являются иностранные инвестиции в экономику России.

Цель работы состоит в оценке роли иностранных инвестиций в экономику России.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические подходы к определению роли иностранных инвестиций в экономику;

- провести анализ иностранных инвестиций в российскую экономику.

 

1.2. Зарубежный опыт инвестиционной политики

 

В странах развитой рыночной экономики по отношению к иностранным инвесторам используется так называемый национальный режим. Данное положение, закрепленное в ряде документов МВФ-МБРР, Международной торговой палаты и ОЭСР, означает, что привлечение иностранных инвестиций и деятельность компаний с иностранным участием регулируется, как правило, национальным законодательством [6, c.38].

При этом последнее в основном не содержит различий в регламентации хозяйственной деятельности национальных и зарубежных инвесторов. Иностранные инвесторы могут иметь доступ к местным производственным, трудовым и финансовым ресурсам, создавать предприятия на основе любой организационно-правовой формы деятельности, принятой в данной стране, осуществлять хозяйствование на тех же условиях, что и национальные предприниматели, пользоваться значительными местными льготами.

В частности, разработанные МБРР совместно с МВФ принципы приема прямых иностранных инвестиций включают: национальный режим, недискриминацию иностранных инвесторов, защиту и гарантии. В указанных Принципах содержатся рекомендации беспрепятственного перевода соответствующих валют, недопущения экспроприации иностранных капиталовложений, обращения для разрешения спора между иностранным инвестором и принимающим государством к арбитражу Международного центра по урегулированию инвестиционных споров.

В отличие от развитых стран во многих развивающихся странах сохраняется ряд ограничений, препятствующих движению иностранных инвестиций. Национальные инвестиционные законодательства, направленные на сохранение национального суверенитета и экономической безопасности, устанавливают ограничения на вложения иноинвесторов в определенные отрасли и производства, на вывоз прибыли, определяют предельные размеры доли участия иностранных инвесторов в капитале национальной компании, особый порядок допуска иностранных инвесторов и их регистрации [3, c.27].

Вместе с тем в 90-е годы во многих развивающихся странах происходила определенная либерализация инвестиционного режима. Почти все принятые в последнее время законы в области инвестиционной деятельности предусматривают предоставление иностранным инвесторам, за определенными исключениями, не менее благоприятного режима, чем национальным, гарантии для иностранных инвесторов в отношении беспрепятственного перевода прибылей, а в случае экспроприации иностранной собственности соответствующую компенсацию, возможность разрешения споров между принимающей страной (государством) и иностранными инвесторами путем форм арбитража, широко применяемых в международных экономических отношениях.

На практике в большинстве стран, несмотря на принятые законы, либерализующие инвестиционный режим, все-таки сохраняются различные ограничения для деятельности иностранных инвесторов. Это касается не только процедурных вопросов (требование предварительного разрешения на инвестирование, многоступенчатость и длительность процедуры рассмотрения заявок), но и прямых ограничений на иностранные инвестиции в отдельных отраслях экономики (или даже запретов), лимитирование иностранного капитала в компаниях или возможность его участия в них только совместно с отечественными инвесторами и др.

Характерной чертой современного национального законодательства в области прямых иностранных инвестиций является расширение сферы его распространения на все виды имущественных активов и связанных с ними прав собственности, а также прав на интеллектуальную собственность. Хотя национальные законы касаются преимущественно частных инвестиций, они часто распространяются на инвестиции государственных организаций и инвестиции самого государства [6, c.39].

Важным условием привлечения иностранных инвестиций, способствующим минимизации рисков зарубежных инвесторов, является их государственное гарантирование прав и интересов зарубежных инвесторов, которое может осуществляться:

- на основе конституций или специальных нормативных актов;

- в рамках двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений о защите и стимулировании иностранных инвестиций;

- через участие в Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран.

В конституциях многих стран содержатся положения о неприкосновенности собственности и о возможности ее экспроприации только в строго определенных случаях (как правило, при нарушении общественных интересов). Конституционно закрепляются права на справедливую компенсацию и способы урегулирования споров при несогласии собственника с фактом, размерами, сроками конфискации. Эти гарантии обычно распространяются и на иностранных собственников. В странах, где приняты специальные законы и кодексы в области инвестиционной деятельности, отмеченные положения конкретизируются в данных нормативных актах.

Межгосударственные соглашения о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций включают в себя, как правило, следующие обязательства: создание благоприятного режима для капитальных вложений при инвестиционной и связанной с ней деятельности иностранных инвесторов; обеспечение защиты иностранной собственности; гарантии в отношении беспрепятственного перевода доходов от иностранных инвестиций и соответствующей компенсации в случае экспроприации иностранной собственности; рассмотрение споров по вопросам иностранных капиталовложений в третейских судах [19, c.49].

Участие в Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран обеспечивает возможность разрешения споров между принимающей страной и иностранными инвесторами путем арбитража, широко применяемого в международной экономической практике. Вопросы гарантирования иностранных инвестиций содержатся также в ряде других документов, одобренных специальными международными организациями.

В 1985 г. с целью содействия иностранным инвестициям в рамках Международного банка реконструкции и развития (МБРР) было создано Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Агентство обеспечивает иностранным инвесторам долгосрочные гарантии на следующие случаи некоммерческих рисков [6, c.41]:

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить