Конкуренция в экономике России (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И РОЛЬ КОНКУРЕНЦИЯ В МЕХАНИЗМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  РЫНКА    6
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В РОССИИ    13
2.1. Конкуренция как экономический императив    13
2.2. Основные проблемы формирования конкурентной среды в период переходной экономики.    15
2.3. Особенности современного этапа развития страны    17
3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ    22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    37

 

Введение

 

Понимание конкуренции и монопольной власти в мировой экономической науке менялось по мере развития теории рынков и до сих пор остается неоднородным [19, c.11]. Однако независимо от нюансов определения конкуренции, большинство соглашается с тем, что к конкурентным относятся такие рынки, где экономические агенты располагают и возможностями, и сильными стимулами для осуществления инвестиций, направленных на повышение конкурентных преимуществ в процессе производства благ (в отличие от процесса их распределения). Именно в таком понимании рыночная конкуренция является необходимым условием эффективного принятия решений и экономического развития. Монополия, имманентно присущая экономике советского типа, препятствовала эффективному развитию именно потому, что исключала стимулы к производственным инновациям, нацеленным на приобретение сравнительных преимуществ в производстве, на уровне отдельных экономических агентов [3, c.23].

Соотношение между конкуренцией и монопольной властью на отраслевых рынках России существенно менялось на протяжении десятилетнего переходного периода. Отправной точкой развития структуры российских рынков служил высокий уровень монополизма в производстве и распределении благ, созданный советской системой хозяйства. В работах, написанных в период перестройки и посвященных отраслевой структуре в советском хозяйстве, подчеркивались факторы монополизма, созданные политикой централизованного размещения производства: преобладание крупных предприятий, чрезмерно узкая специализация производителей, закрепление поставщиков за регионами и категориями потребителей в рамках централизованной системы сбыта продукции. Именно эти факторы рассматривались как наиболее опасные для успешного развития конкуренции в будущем рыночном хозяйстве.

Приватизацию можно отнести к важнейшим событиям переходного периода. В качестве компонента пакета радикальных реформ приватизация рассматривалась как необходимое условие развитие конкуренции, в первую очередь благодаря тому, что именно приватизация должна была создать децентрализованные стимулы для соперничества между участниками рынков. Действительно, приватизация и развитие корпоративного контроля оказали существенное влияние на становление структуры российских отраслевых рынков, однако в ряде случаев это влияние оказалось не вполне ожидаемым [6, c.10].

На протяжении периода реформ государственная политика оказывала противоречивое воздействие на развитие конкуренции. Первые шаги реформ – в первую очередь либерализация цен и внешней торговли, легализация частного бизнеса как такового, - дали возможность присваивать ренту, создаваемую благодаря заложенному в советской системе монополизму, но одновременно создали возможности и для размывания этой ренты благодаря рыночной конкуренции. Процесс размывания ренты, который служил непосредственным результатом адаптации предприятий к новым условиям (см. выше) происходил в разных отраслях более или менее активно, в зависимости от суммы первоначальных инвестиций.

Вместе с тем, на протяжении последнего десятилетия именно политика государства остается важнейшей причиной, ограничивающей конкуренцию в российской экономике. Так, фактически политика государства (особенно на региональном уровне) на протяжении последнего десятилетия препятствовала закрытию неэффективных производств. Барьеры выхода одновременно снижают стимулы для входа новых участников рынка, даже если последние способны производить продукцию более эффективно, с более низкими издержками. Фактическое различие режима налогообложения для российских компаний (в том числе возможность реструктуризировать задолженность на разных условиях) также снижает стимулы к эффективной ценовой и неценовой конкуренции. По мере развития российских рынков именно подобные препятствия развитию конкуренции выходят на первый план. Таким образом, претензии к государственному регулированию экономики в России связаны с тем, что действия государства создают институциональную среду, в которой бизнес не обладает достаточными стимулами к конкуренции.

"Некоторое время назад, обсуждая положение дел в различных отраслях российской экономики, в том числе металлургической, мы обратили внимание на то, что некоторые участники рынка используют свое монопольное положение достаточно эгоистично. Выявили целый ряд случаев картельных сговоров", - заявил председатель правительства РФ Владимир Путин в ходе совещания по вопросам развития конкуренции в августе 2008 года. По словам премьера, нужно создать систему, которая бы регулировала ситуацию на рынке, исходя из действующего законодательства, справедливо и рационально. По данным ФАС России, в 2007 году было выявлено 1590 случаев злоупотребления доминирующим положением на рынке, 226 запрещенных картельных соглашений, 2970 актов органов государственной власти и местного самоуправления, неправомерно ограничивающих конкуренцию [16]. Таким образом, исходя из вышеизложенного, тема данной работы является актуальной.

Целью работы является исследование теории и практики конкуренции в экономике России.

Соответственно задачами работы стали:

- изучить сущность, роль и виды конкуренции в механизме функционирования рынка;

- исследовать особенности формирования конкурентной среды в современных условиях в России;

- дать макроэкономическую оценку состоянию конкуренции в российской  экономике.

 

1. Сущность, виды и роль конкуренция в механизме функционирования  рынка

 

Реальный механизм функционирования рынка в решающей степени определяется конкуренцией (от лат. concurrere — сталкиваться). Сущность конкуренции состоит в том, что она представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи. В механизме конкурентной борьбы следует различать два аспекта: объективный и субъективный. В объективном аспекте конкуренция выступает как закон, в котором выражаются существенные, повторяющиеся, устойчивые причинно-следственные связи между участниками рынка в процессе их соперничества и борьбы за выживание и экономическое процветание. В субъективном аспекте механизм конкуренции представляет собой экономическую войну всех против всех, — войну, в которой действуют и отстаивают свои интересы все участники рыночных отношений. Можно выделить три основных фронта этой борьбы [11, c.144]:

• конкуренция среди продавцов — все хотят продать свои товары дороже, побеждает тот, кто уступает в цене, но увеличивает объем продаж;

• конкуренция среди покупателей — все хотят купить товары по низкой цене, побеждает тот, кто согласится с более высокой рыночной ценой;

• конкуренция между продавцами и покупателями. Это главный фронт борьбы, ибо противоборствующие стороны стоят на диаметрально противоположных позициях.

Роль конкуренции в функционировании рыночного механизма исключительно велика:

1. Через действие закона стоимости и закона спроса и предложения конкуренция сопоставляет индивидуальные затраты товаропроизводителей с рыночными.

2. Конкуренция побуждает к учету потребностей рынка как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов.

3. Конкуренция порождает механизм саморегулирования рынка через механизм колебаний цен, через воздействие и на спрос, и на предложение.

4. Конкуренция выполняет функцию рыночного размещения ресурсов, которые непрерывно мигрируют туда, где отдача выше.

5. Конкуренция порождает среди товаропроизводителей или приспособленческое поведение, связанное с модернизацией производства только потому, что этим занимается конкурент, или обеспечивающее поведение, которое стабилизирует его позиции на рынке в длительную перспективу, или новаторское поведение, обусловливающее экономическую победу товаропроизводителя над конкурентами за счет новаций.

6. Конкуренция выполняет контролирующую функцию: все следят за тем, чтобы никто не мог обеспечить себе максимальную выгоду за счет другого, хотя и не всегда это удается в реальной жизни.

7. Конкуренция выполняет стимулирующую функцию: она побуждает каждого товаропроизводителя повышать эффективность своего производства, экономить все виды затрат и ресурсов; тем самым конкуренция выступает как своеобразный двигатель экономического прогресса.

8. Не менее важны и социально-экономические последствия конкурентной борьбы: она обеспечивает экономическую свободу каждому агенту рынка, воспитывает в нем предприимчивость и в то же время других участников рынка ломает, разоряет, бросает на дно жизни.

Важнейшим является вопрос о видах конкурентной борьбы. Существует два основных критерия, по которым устанавливаются виды конкуренции: сфера и характер конкурентной борьбы. С точки зрения сферы конкурентной борьбы различают конкуренцию внутриотраслевую и межотраслевую. Внутриотраслевая конкуренция формирует единую по отрасли рыночную цену. Тем самым при различных индивидуальных, издержках и соответственно индивидуальной цене этот вид конкуренции обеспечивает различия в прибылях, а в конечном счете побуждает повышать

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить