Кооперативное движение в России в период перестройки (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. «СТАРЫЕ» И «НОВЫЕ» КООПЕРАТИВЫ ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ. НЕОБХОДИМОСТЬ, ВИДЫ, МАСШТАБЫ РАЗВИТИЯ «НОВОЙ КООПЕРАЦИИ»    5
2. ЗАКОН «О КООПЕРАЦИИ В СССР» И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ    13
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ КООПЕРАТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПЕРИОДА ПЕРЕСТРОЙКИ В   ПОДГОТОВКЕ ПЕРЕХОДА СТРАНЫ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ    23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    34
ПРИЛОЖЕНИЯ    36

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Кооперативное движение в нашей стране имеет давние традиции. Известно, что в дореволюционный период производственная, снабженческо-сбытовая и потребительская кооперация были широко распространены и активно развивались. В первые годы советской власти (период НЭПа), кооперативное движение также получило широкое распространения и добилось значительных успехов. Однако затем кооперативному движению был нанесен серьезный удар. В 1935 г. было принято решение о ликвидации потребительской кооперации в городах и об ограничении ее деятельности сельской торговлей силами и на средства пайщиков.

Состояние экономики страны конца 80-х годов XX века характеризуется, прежде всего, кризисом директивно-административной системы управления, основанной на монополии государства на средства производства. Стало очевидно, что для регулирования общественного  производства  необходимо использовать рыночные механизмы. Первой формой, представляющей собой развитие свободного  предпринимательства в стране, той сферой, в которой  опробовались негосударственные формы и методы хозяйствования, стало в годы перестройки кооперативное движение. На этапе его становления в 1987-1988 гг. вокруг  кооперации  развертывались острые дискуссии, высказывались различные, часто взаимоисключающие точки зрения [13, C.34].

1 июля 1988 года вводится в действие Закон "О кооперации в СССР" [3], который определял экономические, социальные, организационные и правовые условия деятельности кооперативов. Кооперативные предприятия наряду с государственными признавались основным звеном единого народно-хозяйственного комплекса страны. Кооперативы могли действовать как в сельском хозяйстве, где их преобладающей формой являлись колхозы, так и в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании, в сфере платных услуг и т.д.

Таким образом, возрождение кооперации началось в нашей стране с принятием Законе  «О кооперации в СССР», который при всех его недостатках создал правовую основу развития кооперативного движения. Актуальность темы исследования определяется возрастающим год от года вниманием к положительному опыту кооперативного движения эпохи перестройки, особенно, с области жилищного строительства, финансовой и сельскохозяйственной деятельности.

Тема исследования является достаточно разработанной, однако, многие авторы комментировали Закон о кооперации в первые годы после его принятия, когда было нелегко объективно оценить все его положительные и отрицательные стороны. В процессе выполнения работы были использованы труды таких авторов, как М. Бергер, А. Глушецкий, П.Н. Коршунов, Л. Никифоров, Т. Кузнецова, Е.И Носырева, Т.Н. Сафронова, Е.А. Суханов, А. Тумашев, В.Ф. Яковлев и др.

Целью работы является исследование кооперативного движения в России в период перестройки.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- исследовать необходимость, виды и масштабы  развития кооперации в эпоху перестройки;

- изучить Закон «О кооперации в СССР» и его значение для развития кооперативного движения в стране;

- проанализировать историческую роль перестроечной кооперации в подготовке перехода страны к рыночной экономике.

 

1. «Старые» и «новые» кооперативы периода перестройки. Необходимость, виды, масштабы развития «новой кооперации»

 

Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР» [3] с точки зрения законодательной техники был кооперативным законом, общим для всех видов кооперативов. Однако он был слишком общим по сво­ему содержанию и не мог быть полноценным «рабочим инструмен­том» как при разработке уставов конкретных кооперативов, так и при определении особенностей их создания, деятельности и прекращения. Поэтому особенности применения Закона к отдельным видам коопе­ративов должны были устанавливаться подзаконными актами — по­становлениями союзного Правительства.

Но главное его значение заключалось совсем не в том, чтобы регулировать статус каждого конкретного кооператива в отдельности, а в том, чтобы легализовать «новые кооперативы», задуманные вместе с арендными предприятиями как средство реанимации разрушающей­ся централизованной экономики. Эти кооперативы должны были стать «третьим сектором» экономики: не государственным и не част­ным (личным), но коллективным. Их идеологической основой служи­ла теория коллективной социалистической собственности, юридиче­ски трактуемая как право собственности юридических лиц и право общей собственности [12, C.84].

Соответственно, в качестве субъектов права собственности кооперативы ставились в один ряд с акционерными обществами, хозяйственными товариществами, т.е. сугубо предпри­нимательскими   капиталистически   ориентированными   хозяйствующими субъектами. В соответствии со ст. 10 Закона СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-I, собственность кооперативов относилась к коллек­тивной собственности вместе с собственностью арендных предпри­ятий, коллективных предприятий, акционерных обществ, хозяйствен­ных обществ и товариществ, хозяйственных ассоциаций, обществен­ных организаций и других объединений, являющихся юридическими лицами [4].

На деле на основе этого Закона стали возникать не личностно, а капиталистически ориентированные кооперативы «в сфере произ­водства и оказания услуг», истинной целью которых стала погоня за прибылью. Они в массе своей были административно неуправляе­мыми и политически неконтролируемыми. Это были кооперативы, выполнявшие роль организационно-правовой формы первоначально­го накопления капитала и «растаскивания» (негласной приватизации) государственной собственности [10, C.153]. Они прекрасно сыграли эту свою истинную роль, одновременно дискредитировав кооперативную фор­му хозяйствования настолько, что ее вообще «забыли» включить в число хозяйствующих субъектов разработчики Закона «О предпри­ятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР». На Западе волну кооперативного движения, накрывшую советскую экономику в период ее распада, справедливо сравнивали с нашествием монгольских орд.

В самом деле, товарищества с ограниченной ответственностью и семейные предп­риятия были ничем не хуже капиталистических или, как их называют на Западе, дивидендных кооперативов, запрещенных там законодательством. Видимо, они неслучайно (либо случайно, но слишком удачно) были названы товариществами (а не обществами) — названием, укоренившимся за кооперативами.

Показательно, что в те годы Е.А. Суханов, бывший, по его словам, активным противником кооперативов из числа субъектов предпринимательской деятельности, на первых порах терпимо относился к появлению «товариществ с ограниченной ответственностью», хотя и понимал, что это «псевдоюридическое» образование гибридного типа, скрывающее нежизнеспособное по российским меркам объединение кооператива с хозяйственным обществом. Как указывал Е.А. Суханов, производст­венные же кооперативы действительно весьма близки к товариществам с ограниченной и дополнительной ответственностью. Отличает их друг от друга лишь принцип распределения дохода. Хозяйственные общества и товарищества являются более цивилизованной формой предпринимательства, и, возможно, постепенно заменят в таком качестве производственные кооперативы [12, C.92].

Кооперативы делились Законом на производственные и потребительские. Производственными объявлялись кооперативы, осуществляющие производство товаров, продукции, работ, а также предостав­ление платных услуг предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам (т.е., по сути, обычные предпринимательские структуры). В этих кооперативах изначально допускалась возможность расп­ределения полученной прибыли (в части, подлежащей распределе­нию) между членами пропорционально не только «трудовому вкла­ду», но и имущественному взносу. В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-I «О собственности в СССР», члены кооператива полу­чили право на ликвидационную квоту, аналогичную предоставленной членам хозяйственных товариществ и обществ.

Все сказанное наглядно свидетельствует о том, что отнюдь не За­кон РСФСР 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской дея­тельности» нанес «решающий удар» удар по кооперативам, отказав им в праве считаться субъектами предпринимательской деятельно­сти, а как раз законодательство о кооперации перестроечного перио­да, вызвавшее, с одной стороны, бурный рост кооперативов, а с дру­гой — ставшее той самой решающей причиной, по которой они в конце концов потеряли право называться кооперативами. Так что законодательство РСФСР 1990-х гг. всего лишь констатировало перерождение кооперативов в товарищества (общества) с ограниченной ответственностью [8, C.56].

Кооперативы не были ограничены в осуществлении видов деятельности. Эта привело к фактическому признанию кооперативов обычными коммерческими организациями. Существенный удар по кооперативам был нанесен после принятия в 1990 году За­кона РСФСР 1990 г.

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить