Протекционизм как направление внешней политики государства (курсовая)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТЕКЦИОНИЗМА КАК НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА    5

1.1. Протекционизм как элемент внешней торговой политики государства    5

1.2. Виды и методы протекционизма    13

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТЕКЦИОНИЗМА КАК НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА    21

2.1. История  и современное состояние протекционизма в мире    21

2.2. Развитие протекционизма в России    31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    39

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ    42

ПРИЛОЖЕНИЯ    45

 

 

Введение

 

Протекционизм в отдельных отраслях экономики подразумевает целенаправленное и позитивное воздействие специально уполномоченных органов исполнительной власти в виде прямой поддержки (финансовой, организационной или правовой) отдельных отраслей или сфер предпринимательской деятельности (например, сельского хозяйства или угольной промышленности). Известный экономист Дж. Долан под протекционизмом понимает любые государственные меры, целью которых является защита промышленности своей страны от конкуренции [6, c.43].

Протекционизм подразумевает государственную поддержку развития наиболее сложных, убыточных или высокозатратных сфер экономической деятельности. При этом необходимыми условиями установления протекционизма является не только непривлекательность какой-либо сферы для предпринимательской деятельности, но и  необходимость ее развития в целях обеспечения интересов обороны и безопасности государства, избежания социальной напряженности либо заинтересованность государства в использовании результатов, полученных в данной сфере предпринимательской деятельности, для развития экономики страны в целом и т.д.

Таким образом, при помощи протекционизма государством могут решаться две задачи регулирования в экономической сфере: поддержание непривлекательных и развитие новых сфер экономики. Учитывая такие целевые установки, административно-правовые режимы протекционизма являются по содержанию прав и обязанностей их субъектов наиболее «мягкими» из всех видов административно-правовых режимов, существующих в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с определениями, существующими в таможенной практике, под протекционизмом понимается экономическая политика данной страны, стремящейся оградить свой внутренний рынок от проникновения импорта в интересах развития внутреннего производства и ограждения отечественных предпринимателей от иностранной конкуренции. Протекционизм осуществляется как с помощью повышения ставок ввозных таможенных пошлин, так и путем нетарифных мер внешнеэкономического регулирования.

Неопротекционизм привел к введению дополнительных ограничений на торговлю. Неопротекционизм использует такие экономические механизмы как упорядоченные торговые соглашения, добровольное ограничение импорта. Заключение такого рода соглашений зачастую происходит под прямым «силовым давлением», подкрепленным угрозой введения высоких тарифов на импорт.

Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой – это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися – это экспорт промышленных товаров развивающимся странам. В торговле развивающихся стран между собой – это товары традиционного экспорта.

Актуальность темы определяется важным значением протекционизма в целях развития экономики в целом и ее отдельных отраслей.

Объектом исследования является внешнеэкономическая политика государства.

Предметом исследования выступает протекционизм во внешнеэкономической политике.

Цель работы заключается в изучении протекционизма как направления внешней политики государства.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты протекционизма как направления внешней политики государства;

- исследовать практические аспекты протекционизма как направления внешней политики государства.

 

1. Теоретические аспекты протекционизма как направления внешней политики государства

1.1. Протекционизм как элемент внешней торговой политики государства

 

Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:

- изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;

- изменение объема экспорта и импорта;

- изменение структуры внешней торговли;

- обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.п.);

- изменение соотношения экспортных и импортных цен [25, c.86].

Некоторые цели имеют долговременный характер, например изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например изменение объема экспорта или импорта.

Существует два основных направления внешнеторговой политики:

- политика свободной торговли;

- протекционизм.

Политика свободной торговли в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.

Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.

Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась [30, c.290].

Протекционизм — политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран.

Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры.

Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица.

Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства [25, c.88].

В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.

Политика автаркии, так же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции.

Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции. Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой конкретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.

Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государственные заказы и т.д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей [17, c.167].

Более действенными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различного рода запреты, например, на экспорт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны. К инструментам внешнеторговой политики относится также система двусторонних и многосторонних договоров.

Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство,

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить