Ценообразование на российском фармацевтическом рынке (курсовая)


Содержание

Введение    3
1. Общая характеристика современного состояния российского фармацевтического рынка    4
2. Экономические аспекты ценообразования на фармацевтическом рынке России    11
3. Государственное регулирование ценообразования на российском фармацевтическом рынке и механизмы его совершенствования    17
Заключение    22
Список используемых источников    24

 

Введение

 

Фармацевтический рынок является наиболее быстро развивающимся и наиболее сложным с точки зрения его социальной значимости для лекарственного обеспечения населения, где процессы ценообразования играют не последнюю роль для создания благоприятных условий по доступности лекарственных средств (ЛС) для граждан. Во многих странах мира цены на ЛС формируются с учетом политических интересов государства, принимающего те или иные нормативно-правовые акты, регулирующие процессы ценообразования на ЛС. С другой стороны, в определении стоимости ЛС не меньшее значение имеют экономические интересы производителей ЛС и товаропроводящей сети [6, c. 9].

Российский фармрынок является одним из самых перспективных среди стран Центральной и Восточной Европы благодаря своим размерам, а также улучшениями в сфере охраны прав на интеллектуальную собственность. Его объем перешагнет отметку в 20 млрд долл. уже в 2011 г., а к 2020 г. достигнет, по разным оценкам, 25-35 млрд долл. [5, c. 23]. При этом удельная доля импорта в общем объеме продаж в последние годы увеличивается, причем в основном за счет импорта дорогих лекарственных препаратов. Таким образом, можно утверждать, что проблема ценообразования на фармацевтическом рынке относится к вопросам национальной безопасности России, что определяет выбор темы исследования и ее актуальность.

Целью исследования является комплексный анализ проблемы ценообразования на российском фармацевтическом рынке.

Для достижения цели должны быть решены следующие задачи:

- дать общую характеристику современного состояния российского фармрынка;

- исследовать проблему формирования цен на российском фармрынке;

- предложить мероприятия госрегулирования по оптимизации  процесса ценообразования на российском фармацевтическом рынке.

 

1. Общая характеристика современного состояния российского фармацевтического рынка

 

Российский рынок ЛС состоит из трех основных сегментов: розничного, госпитального и государственного — ДЛО. Отпуск ЛС по ДЛО — это дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг. По итогам 9 месяцев 2009 г. общий объем российского рынка (розничные продажи + госпитальные закупки + ДЛО) составил 355,7 млрд руб. за 3,1 млрд упаковок без учета общегосударственных тендерных закупок ЛС. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года этот показатель увеличился на 24,4% в денежном и уменьшился на 1,3% в натуральном выражении. В долларовом эквиваленте объем рынка ЛС составил 10,9 млрд дол., что на 8,2% меньше по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. [8, c. 5] (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Динамика объема аптечных, госпитальных закупок и отпуска ЛС по ДЛО в денежном и натуральном выражении в 2007-2009 гг.

 

По итогам 9 месяцев 2009 г. в целом объем потребления ЛС на душу населения в России составил 77 дол., уменьшившись на 8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В общем объеме российского рынка ЛС по итогам анализируемого периода львиную долю занимал розничный сегмент — 74,8% в денежном и 90,8% в натуральном выражении. Госпитальные закупки аккумулировали 6,5 и 6,7% соответственно. Отпуск ЛС по ДЛО — сравнительно новый сегмент российского рынка ЛС (с 2005 г.) — занимает 18,7% в денежном и 2,5% в натуральном выражении.

Опережающие темпы прироста по итогам 9 месяцев 2009 г. продемонстрировал розничный сегмент рынка ЛС — +29,2% в денежном и –0,5% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В это же время сегменты ДЛО и госпитальных закупок ЛС развивались несколько медленней — соответственно +12,9 и +10,1% в денежном и –17,4 и –4,3% в натуральном выражении.

В докризисный период наилучшая динамика была характерна для сегмента ДЛО, по итогам 9 мес 2008 г. темпы его прироста увеличились на 79% в денежном и 8% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В это же время госпитальные закупки ЛС, напротив, демонстрировали слабое развитие — +2,2% в денежном и –22% в натуральном выражении. Лишь сегмент аптечных продаж ЛС отличается относительной стабильностью, особенно в натуральном выражении по итогам 9 месяцев в течение последних 3 лет его объем держится на уровне 2,8 млрд упаковок.

В сегменте розничных продаж и госпитальных закупок ЛС в денежном выражении превалируют препараты зарубежного производства, а в натуральном — российские препараты. Для сегмента ДЛО отмечают весьма высокий удельный вес ЛС зарубежного производства по всем показателям — 94% в денежном и 66% в натуральном выражении. Причем по сравнению с 9 месяцами 2007 г. долевое участие зарубежных препаратов в этом сегменте увеличилось на 3% в денежном и на 14% в натуральном выражении [8, c. 6].

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС по итогам 9 месяцев 2009 г. в сегменте госпитальных закупок составила 3,4 дол. Для ЛС, отпускаемых

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить