Рынок образовательных услуг в современной экономике России (диплом)

Содержание

 

Введение. 3

1. Теоретико-методологические основы функционирования рынка образовательных услуг. 11

1.1. Сущность, социально-экономическое содержание, особенности понятия «образовательная услуга» и классификация образовательных услуг. 11

1.2. Понятие и формирование рынка образовательных услуг в аспекте системного подхода. 26

1.3.  Методы регулирования рынка образовательных услуг. 43

2. Характеристика рынка образовательных услуг в России и в Республике Марий Эл.. 59

2.1. Особенности функционирования рынка образовательных услуг в России  59

2.2. Анализ рынка образовательных услуг в Республике Марий Эл. 79

2.3. Проблемные вопросы функционирования рынка образовательных услуг в современной России. 92

3. Совершенствование регулирования рынка образовательных услуг в России.. 107

3.1.  Мероприятия по совершенствованию государственной политики в области высшего образования. 107

3.2. Совершенствование функционирования рынка образовательных услуг в сфере СПО   119

3.3. Проект внедрения информационных технологий в систему управления образованием в Республике Марий Эл. 124

Заключение. 142

Список использованных источников. 149

Приложения.. 158

 

Введение

 

В условиях институциональных изменений, происходящих в российском обществе, и формирования новых качеств общественной системы все больше проявляются проблемы, связанные с современным состоянием и перспективами развития системы образования. Динамично развивающаяся социокультурная среда, инновационные процессы во всех сферах социальной системы предъявляют новые требования к институту образования.

Социальная направленность нового этапа институциональных и экономических преобразований в стране требует детального рассмотрения вопросов, связанных с институционализацией рынка образовательных услуг. При этом изменение институциональной составляющей функционирования данного рынка является важнейшим шагом к достижению нового качества развития экономических отношений. В связи с этим возникают вопросы соотношения рыночных и государственных начал в производстве образовательных услуг, так как они являются одним из основных факторов формирования человеческого капитала.

Современная экономика – это экономика, основанная на интеллектуальном капитале, знаниях и информации. В таких условиях, человеческие ресурсы и интеллектуальный потенциал нации становятся главным богатством любой страны и главным инструментом в обеспечении национальной конкурентоспособности. Основной механизм развития интеллектуального капитала на любом уровне – от индивидуума и отдельной фирмы до отраслей и в целом национальной экономики, основной механизм преумножения национального интеллектуального потенциала – это повышение уровня знаний населения, уровня освоения гражданами страны тех навыков и умений, которые необходимы для профессиональной деятельности, для создания интеллектуального продукта, для генерирования новых знаний и технологий, а также поддержание и умножение этого уровня знаний на протяжении всего активного периода жизни любого гражданина страны. В связи с этим одной из важнейших задач государства и общества, решение которых позволило бы государству достичь высокого уровня национальной конкурентоспособности и обеспечить дальнейший планомерный и устойчивый экономический рост, а обществу позволило бы обеспечить необходимый для его процветания уровень жизни каждого из членов общества – создание эффективной и отвечающей всем современным требованиям системы образования и формирование полноценного, четко функционирующего рынка образовательных услуг.

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества, проявляется ведущая роль умственной деятельности, а значит, приоритетным становится образование высокого уровня. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления отставания страны от мирового уровня. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса.

Система образования, являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических для страны задач, как: повышение уровня благосостояния граждан; обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества; обеспечение безопасности граждан и государства; сохранение социально-культурной целостности и этно-национальной идентичности российского общества; обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах; участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.

В формирующейся среде рыночной экономики, и гражданского
общества успешная реализация этих задач должна стать предметом
стратегического партнерства государства, общества и бизнеса.

То значение, которое образование имеет для современного мира в целом и для экономики в частности, комплексность этой системы, высокие темпы развития рынка образовательных услуг, постоянное возникновение новых видов и форм образовательных услуг – все это предопределяет актуальность данной темы и необходимость всестороннего изучения процессов, происходящих в сфере образования.

Государство в период перестройки практически отстранилось от процесса управления социально-экономическими отношениями между функционирующими субъектами в сфере образовательных услуг и предоставило возможность учебным учреж­дениям самостоятельно решать свои финансово-экономические проблемы. Рынок образовательных услуг в России, при отсутствии государственного управления, сформировался стихийно. Решение социальных задач в условиях недофинансирования уступило место решению экономических задач, что способствовало к проявлению ряда противоречий. В первую очередь, это коснулось:

-        структуры подготовки кадров; отсутствие государственного прогнозирования и планирования   подготовки кадров привело к переизбытку специалистов в одних отраслях знаний и недостатку в других (переизбыток юристов и экономистов и недостаток специалистов в области инновационных технологий), что не соответствует современным потребностям рынка труда и качеству образования;

- ценообразования на рынке образовательных услуг; отсутствие государственного контроля над ценообразованием в сфере образования привело к деформации соотношения «цена - качество» на образовательные услуги;

-        проблемы доступности образования; отсутствие государственной фи­нансовой поддержки граждан в удовлетворении разнообразных образова­тельных потребностей и использование лишь рыночных механизмов в сфере образования приводит к нарушению социально-образовательной справедли­вости.

Сейчас от профессионального образования требуется мобильный выпускник, способный быстро адаптироваться к изменяющимся условиям развивающегося производства, умеющий самостоятельно осваивать новые технологии и оборудование, коммуникабельный, конкурентоспособный на рынке труда.

Система традиционного обучения, сложившаяся в результате многовекового накопления лучших методов и приемов преподавания, имеет безусловные достижения. Однако она не лишена и существенных недостатков, которые вошли в противоречие с запросами и требованиями общества. Главные из них — это медленный рост эффективности обучения, хронически низкая мотивация к учению у учащихся, отсутствие заметной динамики улучшения качества.

Регулирование рынка образовательных услуг и саморазвитие субъектов такого рынка должны развиваться на основе закона дополнения и находиться во взаимосвязи с потребностями рынка тру­да в профессиональных кадрах.

Изучение экономических механизмов функционирования образовательной системы и рынка образовательных услуг как отдельный объект для изучения с точки зрения именно экономики стала рассматриваться учеными-экономистами менее полувека назад. И как следствие в экономике образования достаточно много неизученных вопросов и противоречивых концепций, что связано, безусловно со сложностью объекта изучения – продукт, формируемый в рамках системы образования, и образовательные услуги, в отличие от материальных товаров, обладают значительной спецификой и тенденцией к многообразию форм и видов. Возникновение новых форм и видов образования и образовательных услуг также усложняет проблему.

В общем виде подходы к трактовке образования в политико-экономическом аспекте сформулированы в классических работах А. Маршалла, А.  Смита, С. Фишера, ставших отправной точкой развития данного направления научных изысканий- Теоретики западной экономики образования Г. Беккер, М. Блауг, Ф.Г. Кумбс, Ф. Махлупи др. сформировали современные представления об обоазозании как основном элементе человеческого капитала, охарактеризовали природу и критерии эффективности затрат на образование. Осмысление и развитие идей теории человеческого капитала содержат работы отечественных исследователей В.С. Автономова, И.М. Албегозой, В.В. Клочкова, И.Н. Мысляевой, Н. Хоменкова, Ю. Филиппова и др.

Современные западные экономисты Э. Долан, Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд, Д.Н. Хайман и др. ставят в прямую зависимость от «ошибок» рынка образовательных услуг необходимость регулирующего воздействия государства. Отечественные учёные А.М. Бабич, Е.В. Егоров, Е.Н. Жильцов, В.М. Зуев, Л.И. Якобсон, участие государства в процессе предоставления образовательных услуг объясняют в том числе принадлежностью последних к группе общественных благ.

Проблемы профессионального образования раскрываются в трудах А.П.Беляевой, В.П.Беспалько, Е.Л.Бутко, Э.Д.Днепрова, ВЛ.Зинченко, А.Н.Лейбовича, А.К.Марковой, А.М.Новикова, И.П.Смирнова.

При этом достаточное количество работ, существующих в отечественной литературе до сих пор концентрируется на отдельных сторонах процесса образования или формирования рынка образовательных услуг, а зарубежный опыт больше рассматривается в рамках теории управления отраслью. Механизмы, которые предопределяют развитие рынка образовательных услуг и методы его регулирования, рассматриваются односторонне и без использования комплексного подхода, слабо дефиницирован социальный статус образования, не дана дескрипция его институциональных признаков в РФ, не оценены перспективы и направления дальнейшей институционализации и интеграции в институциональную структуру трансформирующегося российского общества.

Кроме того, в отечественной экономической литературе отсутствует детальная разработка таких базовых понятий как «образовательные услуги», «рынок образовательных услуг», являющаяся основой утверждения нового подхода к определению и анализу образования.

В зарубежной экономической литературе достаточно много работ, которые исследуют данный механизм, но, во-первых, они не рассматривают российскую специфику, во-вторых, большинство этих работ написано не в последние годы, а в связи с ускорением развития как экономики, так и сферы образования, появляется необходимость в новых исследованиях, которые бы рассматривали механизм взаимодействия этих двух сфер в современной динамике.

Слабая разработанность проблемы при практической потребности в ее исследовании определяет актуальность данного исследования.

Цель дипломной работы: исследование рынка образовательных услуг в современной экономике России и методов его регулирования в единстве теоретического и эмпирического анализа.

Для реализации данной цели решаются следующие задачи:

проанализировать теоретико-методологические основы формирования рынка образовательных услуг;

раскрыть сущность и социально-экономическое содержание понятий «образовательная услуга» и «рынок образовательных услуг»;

выявить основные особенности функционирования рынка образовательных услуг в условиях современной экономики в аспекте системного подхода;

определить основы регулирования рынка образовательных услуг;

проанализировать особенности функционирования рынка образовательных услуг на уровне Российской Федерации и в Республики Марий Эл;

выявить проблемы функционирования рынка образовательных услуг в современной России и в Республике Марий Эл;

предложить мероприятия по совершенствованию государственной политики в области высшего и среднего профессионального образования;

- разработать проект внедрения информационных технологий в систему управления образованием Республики Марий Эл.

Объект исследования - рынок образовательных услуг в экономике России и методы его регулирования.

Предмет исследования – процесс формирования и регулирования рынка образовательных услуг в современной экономике России и Республики Марий Эл.

Теоретической основой исследования явились результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых в областях теорий: систем, экономики, труда, ценообразования, менеджмента, маркетинга, статистики, социологии, а также современных моделей и методов государственного регулирования рынка.

Методологическую основу исследования составил анализ,  основанный на приоритетных положениях институционального, системного, а также структурно-функционального подходов.

Нормативно-правовой базой исследования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ, синтез, изучение и обобщение управленческого опыта; методы социологического исследования (метод экспертных оценок); статистический анализ при качественной и количественной оценке эффективности деятельности Министерства образования РФ и Республики Марий Эл.

В качестве информационной базы исследования использовались нормативные и законодательные акты РФ, материалы аналитических и статистических исследований в сфере образования, всероссийских и региональных научных конференций, семинаров, а также статистические материалы Министерства образования Республики Марий Эл.

Практическая значимость в состоит в том, что ее результаты, положения и рекомендации могут быть использованы при разработке стратегии развития рынка образовательных услуг в России с целью стимулирования инновационного социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности. Результаты исследования могут также иметь важное теоретическое и практическое значение для органов государственного управления, организаций и учреждений, имеющих отношение к исследуемой проблематике. Содержащиеся в работе аналитические оценки и выводы могут быть учтены руководителями образовательных учреждений и государственными органами на федеральном и на региональном уровнях, занимающимися разработкой и реализацией программ в области развития российского образования.

Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных  источников и приложений.

Список использованных источников

 

  1. Конституция РФ. 12.12.1993
  2. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ (ред.26.06.2007) «Об утверждении Федеральной программы развития образования» // Собрании законодательства РФ. - 2000. - N 16. - Ст. 1639
  3. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I (ред. 28.02.2012) «Об образовании» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. - N 30. - Ст. 1797
  4. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. (ред. 11.03.2011) N 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - N 2. - Ст. 186
  5. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» // Собрании законодательства РФ. - 2011. - N 10. - Ст. 1377
  6. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. (ред. 3.10.2009) N 130 «О государственной поддержке в 2009 году подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 8. - Ст. 991
  7. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распо­ряжение Правительства Российской Федерации от 17 нояб. 2008 г. № 16162-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.youngscience.ru/753/820/978/index.shtml
  8. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - N 9. - Ст. 1255
  9. Закон Республики Марий Эл от 25 октября 2007 г. N 52-З (ред. 7.03.2007) «О республиканской целевой программе "Развитие образования Республики Марий Эл на 2008-2010 годы» // Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2007. - N 11 (1). - Ст.496
  10. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31.07.2008 (16.06.2011) N 205 «Об утверждении Республиканской целевой программы «Рабочие кадры РМЭ на 2009-2012 гг.» // Собрании законодательства Республики Марий Эл. - 2008. - N 8 (II). - Ст. 441
  11. Анисимов, П.Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики) / П.Ф. Анисимов. – М.: Высшая школа, 2011. – 268 с.
  12. Бабкин, Н.И. и др. Проблемы управления образованием / Учебное пособие / Н.И. Бабкин. – Чебоксары, 2012. – 93 с.
  13. Белая книга российского образования. Ч.1. – М.: МЭСИ, 2010. – С. 246-248.
  14. Беляков, С.А. Новые формы образовательных организаций и некоторые проблемы организации управления образованием. Университетское управление: практика и анализ. – 2010. - № 5.- С. 66-72.
  15. 15. Беспарточный, Б.Д. Институционализация социального образования в России:  региональные особенности. Автореф. дисс…. докт.социол. наук / Б.Д. Беспарточный. – М., 2007. – 23 с.
  16. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / Ред.-сост. С. Медведев и К. Пурсиайнен. – M.: РЕЦЭП, 2005. – 199 c.
  17. Бусыгин, В.П. Модернизация системы образования: концепция и процессы// Россия, которую мы обретаем: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. / В.П.Бусыгин, И.П. Харченко.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 2008. - Гл. 17. - С. 325-354.
  18. Бусыгин, В.П. Социальные практики, субъекты и интересы в сфере образования// Россия, которую мы обретаем: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. / В.П.Бусыгин, И.И.Харченко.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 2008. - Гл. 18. - С. 355-384.
  19. Василенко, Н.В. Институциональный подход к исследованию образования / Н. В. Василенко // Образование и наука. 2006. № 5 (41). – С.20-28
  20. Воронина, Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т.П. Воронина, В.П. Кашицын, О.П. Молчанова. - М.: АМО, 2009. – 195 с.
  21. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. – М.: НИИВО, 2009. – 128 с.
  22. Гильманов, С.А. Региональные аспекты развития систем образования // Интеграция региональных систем образования / С.А. Гильманов. – Саранск: МГУ, 2009. – 195 с.
  23. Главные события в современном образовании: 2004-2011. Электронный ресурс]. – Режим доступа:
    http://www.ulsu.ru/about/yearreport/2012/
  24. Гончарова, Л.И. Сущность рынка образовательных услуг как социально-экономической категории / Л.И. Гончарова. //Вестник Самарского государственного экономического университете. - 2009. № 9 (59). –С.26-29
  25. Гревцев, Г. С. Слагаемые качества профессионального образования / Г. С. Гревцев // Профессиональное образование. - 2009. - № 7.
  26. Гущина, Е.Г. Особенности развития рыночных отношений в системе образования / Е.Г. Гущина // Обруч.- 2011.-№4
  27. Джапарова, Р. Маркетинг услуг профессионального образования. / Р. Джапарова // Маркетинг. – 2005. – № 4. – С. 55-65.
  28. Егоршин, А.П. Перспективы развития образования России в XXI веке / А.П. Егоршин // Право и образование. – 2010. № 5. – С. 40.
  29. Жильцов, Е.Н. Коммерциализация высшего образования в России: возможности и границы // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 5, Экономика /  Е.Н. Жильцов, В.М. Зуев, Р.П. Колосова. - 2010. № 6. – С.102-105
  30. Жураковский, В.М. Среднее профессиональное образование России в рыночных условиях / В.М. Жураковский, П.Ф. Анисимов // Образование – наука – рынок. – 2012. № 1-2. – С. 46-52.
  31. Зайчикова, С.А. Стратегия маркетинга высшего учебного заведения в системе открытого образования: Монография / С.А. Зайчикова, И.Н. Маяцкая – М.: Изд-во РГСУ, 2006. – 115 с.
  32. Караман, Е.В. Институционализации корпоративного образования в современной России. Автореф. дисс….канд.эконом.наук / Е.В. Караман. – Екатеринбург, 2009. – 23 с.
  33. Кириллов, А.В. Проблемы взаимодействия субъектов
    рынка образовательных услуг // Актуальные проблемы развития высшей школы. Материалы международной научно-методологической конференции. / А.В. Кириллов, Т.В. Петрова.- СПб.: ЛТА, 2002. - с.87-89. с.87
  34. Кликунов, П.Д. Рынок и доступность образования / П.Д. Кликунов, В.М. Окороков //Университетское управление. 2010.-  № 34. - С.47-49, 47 с.
  35. Коллонтай, В.М. Пределы новой экономики. Экономическая теория на пороге XXI века. Неоэкономика / В.М. Коллонтай ; под ред. Ю.М. Осипова, В.Г. Белолипецкого, Е.С. Зотовой. − М. : Юристъ, 2011. – 145 с.
  36. Коновалова, В. Квалифицированные рабочие кадры для инновационной экономики: в чем проблема и как ее решать / В. Коновалова // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2009. - N 11. – С.19
  37. Коротков, Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста / Э. Коротков //Высшее образование в России. - 2009. - №2. - С. 72-78.
  38. Курбатова, Л.Н. Институциализация образования: этюд к социальной картине современного общества / Л.Н. Курбатова//Вестник ВИНПУ. Социально-экономические науки. – 2012. - №13 (37). – С.21-31
  39. Кумбс, Ф. Кризис образования в современном мире. Системный анализ / В. Кумбс. – М.: Прогресс, 2011. – 212 с.
  40. Кутейницына, Т. Г. Институциализация взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования: теоретические подходы и практика // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. - 2009. - № 2. - С. 31–36.
  41. Ларионова, Н.И Институционализация рынка социальных услуг: теория, методология. Дисс…докт.эконом.наук / Н.И. Ларионова. - Йошкар-Ола, 2010. – 408 с.
  42. Лидэ, Е.Н. Бизнес-образование как элемент инфраструктуры инновационной экономики / Е.Н. Лидэ.// Проблемы теории и практики управления. - 2011. - № 11 (12). – С.101-107.
  43. Лидэ, Е.Н. Инновационное развитие системы бизнес-образования в условиях модернизации российской экономики. Автореф. дис…канд. эконом. Наук / Е.Н. Лидэ. – М., 2012. – 26 с.
  44. Лидэ, Е.Н. Интернационализация бизнес-образования в условиях глобализации: проблемы и перспективы / Е.Н. Лидэ // Экономика, предпринимательство и право. - 2012. - № 1 (12). - c. 3-8. - http://www.creativeconomy.ru/articles/16863/
  45. Липкина, Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг: Монография / Е.Д. Липкина. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. – 136 с.
  46. Лукашенко, М. А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления / М.А. Лукашенко. – М.: Маркет ДС, 2009. – 356 с.
  47. Метлюк, В. В. Государственное регулирование рынка образовательных услуг на современном этапе экономического развития России [Электронный ресурс] дис.... канд. экон. наук: / В.В. Метелюк. - СПб.: РГБ, 2007.  – 312 с.
  48. Мильнер, Б. Управление знаниями - вызов XXI века / Б. Мильнер// Вопросы эко­номики. - 2006.-№ 9.-С. 112.
  49. Найденко, В.В. О тенденциях развития отечественной системы высшего образования / В.В. Найденко, В.Н. Бобылев, А.Н. Анисимова // Высшее образование в России. – 2009. - №1. - С. 58-60.
  50. Низова, Л. Подготовка рабочих кадров - приоритет социально-экономического развития региона. Из опыта Республики Марий Эл / Л. Низова, Е. Пищенина // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2011. - № 3. – С.41-47
  51. Николаева, Е.М. Формирование рынка образовательных услуг и его регулирование. Автореф. дисс…..канд. эконом. наук /Е.М. Николаева. – М., 2006 . – 26 с.
  52. Обзор российского рынка образовательных услуг. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.marketologi.ru/lib/mou05.html
  53. Олейник, А. Издержки и перспективы реформ в России: Институциональный подход / А. Олейник // МЭиМО. – 2007. – № 12 ; 2008. – № 1.
  54. Осипов, С.В. Разработка принципов определения цен на многоуровневой системе подготовки специалистов / С.В. Осипов, С.Ф. Сутырин// Вестн. С.-Петерб. гос. ун"та. Сер. 6, Экономика. - 2009. - № 11. – С.72-76
  55. Перегудов, Ф. Рынок и профессиональное образование / Ф. Перегудов // Вестн. высш. шк. - 2010. - № 11. – С.22-27
  56. Перминова, М.С. Проблемы и противоречия рынка образовательных услуг / М.С. Перминова. - Волгоград. гос. ун-т. - Волгоград, 2010.  – С.44-48
  57. Петровичев, В.М. Региональное образование: организация, управление развитием / В.М. Петровичев. -Тула: Приок.кн.изд-во, 2009. – 294 с.
  58. Подопригора, М.Г. Современные тенденции развития рынка образовательных услуг / М.Г. Подопригора // Креативная экономика. — 2010. — № 7 (43). — c. 67-71. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:  http://www.creativeconomy.ru/articles/3697/
  59. Половова, Т.А. Образовательная услуга как ключевой элемент рынка образования / Т.А. Половова, О.С. Баталова [Электронный ресурс]. –Режим доступа:  http://old.nsaem.ru/Science/Publications/Science_notes/Last_issue/516.pdf
  60. Попов, Е.Н. Проблема формирования рынка образовательных услуг // Молодежь, образование, рынок: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В.М. Зуев / Е.Н. Попов. - М., 2012. – С.56
  61. Потев, М.И. Основы менеджмента в сфере образования: Учебное пособие / М.И. Потев. - Спб.: ИТМО, 2011. -199 с.
  62. Правовые проблемы модернизации образования / Отв. ред. И.А.Рожков.  – М.: ГУ ВШЭ, 2008. – 192 с.
  63. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с.
  64. Регионы России: социально-экономические показатели: стат. сборник; Федеральная служба государственной статистики (Росстат). — М., 2012. — 996 с.
  65. Резник, А.А. - Образование в России: история, современность, про­блемы развития. / А.А. Резник //Петербургский Аналитик. - 2009. - №. 6. - С. 25-31.
  66. Республика Марий Эл /Статистический ежегодник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики  по Республике Марий Эл - Йошкар-Ола, 2012.
  67. Романова, И.Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения / И.Б. Романова. – Ульяновск: Средневолжский научный центр, 2010. – 140 с.
  68. Сагинова, О. В. Природа и характеристики образовательных услуг / О.В. Сагинова // Маркетинг. — 2005. — №3 (82). — С. 53 — 63
  69. Сайт Министерства образования РМЭ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://portal.mari.ru/minobr/pages/main.aspx
  70. Сафаралиева, С.Г. О правовом статусе образовательных учреждений / С.Г. Сафаралиева // Юрист ВУЗа. – 2011. - N 8. – С.13.
  71. Сериков, Г.Н. Элементы теории системного управления образованием / Г.Н. Сериков. –Челябинск, 2010. -196 с.
  72. Скорев, М.М. Модернизация институциональной структуры Российской системы образования / М.М. Скорев. – Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та, 2008. – 168 с.
  73. Создание новой структуры управления региональной образовательной системой - Спб.: Образование, 2010. -92 с.
  74. Сон, Т.А. Формирование рынка образовательных услуг / Т.А. Сон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.marketing.spb.ru.
  75. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Седьмой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (13–14 октября 2010 г.). Кн. I. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010. – 376 с.
  76. Старовойтова, Т.А. Формирование и развитие рынка образовательных услуг в России / Т.А. Старовойтова // Научные записки НГУ. – 2009. - №2. – С.26-29
  77. Стрижов, А.М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений / А.М. Стрижов. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009. - № 3. – С. 47-50.
  78. Тенденции рынка образовательных услуг [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/16863/
  79. Тертышный, А.Т. Проблемы подготовки специалистов в условиях становления рынка // Образование в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике: Сб. науч. тр. / Под ред. В.М. Зуева и др.; НИИ высш. Образования / А.Т. Тертышный. - М., 2011. -291 с.
  80. Тихомирова, Н.В. Тенденции российского рынка образовательных услуг высшего профессионального образования / Н. В. Тихомирова, С. Н. Исаев[Электронный ресурс]. URL:
    http://www.ulsu.ru/about/yearreport/2012/
  81. Тихонов, А.Н. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А.Н. Тихонов, А.Е. Абрамешин, Т.П. Воронина, Иванников А.Д., О.П. Молчанова. – М.: Сфера, 2011. – 279 с.
  82. Управление в образовании: Проблемы и подходы: Практическое руководство. Сборник статей / Под ред. П.Карстанье. - М.: Изд.фирма "Сентябрь", 2009. -395 с.
  83. Управленческие технологии и модели модернизационных процессов в научно-образовательной сфере: отечественный и мировой опыт [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/16863/
  84. Устененко, А.Р. Товарное образовательное производство в системе высшего образования // Образование и рынок: Сб. науч. ст. Вып. 3 / Под ред. П.Л. Клюева / А.Р. Устененко. - Саратов, 2005. – С.112-114
  85. Харченко, И.И. Образование как фактор стабильности российского общества в условиях переходного периода / И.И.Харченко // Некоторые аспекты социодинамики сферы образования в современном российском обществе: Сб. - М.: МОНФ, 2009. – Вып. 15. -С. 11-36.
  86. Харченко, И.И. Рынок труда и будущее трудоустройство в представлениях выпускников профессиональных учебных заведений / И.И.Харченко // Экономика. Вопросы школьного экономического образования. - 2009. - № 2. - С. 17-24.
  87. Хаширов, О.А. Предпринимательство в сфере услуг / О.А. Хаширов. - СПб., 2009. – 120 с.
  88. Ченцов, А. О бизнесе образовательных услуг / А. Ченцов // Высшее образование в России. – 2009. - № 2 – С. 120-123.
  89. Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательная политика / В.Д. Шадриков. – М.: Высшая школа, 2009. – 98 с.
  90. Шеркунов, С.А. Система среднего и высшего профессионального образования как источник накопления человеческого капитала и кадрового обеспечения инновационной экономики региона / С.А. Шеркунов // http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/1524-2012-03-13-19-28-53
  91. Щетинин, В.П. Экономика образования / В.П. Щетинина, Н.А. Хроменков, Б.С. Рябушкин. – М.: Изд-во РЦЭО МПУ, 2009. – 220 с.
  92. Щетинин, В.П. Рынок образовательных услуг в современной России – Школа / В.П.Щетин // - 2007. - №3. - С. 25-28
  93. Юхименко, В.В. Экономическое регулирование сферы платных услуг: Монография / В.В. Юхименко. - Киев, 2009. – 12 с.

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить