Нравственные аспекты международной политики (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ    5
2. МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА: ОБЩЕЕ И СПЕЦИФИЧЕСКОЕ    10
3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА  ПРАВ ЧЕЛОВЕКА    24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    32

 

Введение

 

Нравственность есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и (или) согласно своим принципам [4, C.45].

Изучение политики служит не только абстрактно-познавательной задаче - получению адекватных знаний об этой сфере, обеспечению понимания сути политических процессов, расширению интеллектуального кругозора личности. В современном демократическом обществе оно подчинено также решению более грандиозной, надперсональной задачи — приданию политике гуманистической, нравственной ориентации, использованию ее в интересах личности, общества и всего человечества [13, C.34].

Наиболее полно и ярко служение политики и любой другой общественной деятельности личности, обществу и всему человечеству отражает принцип нравственности. Он предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью [13, C.40].

Нравственность предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности. Это универсальный, планетарный принцип. Он не разделяет людей по национальному, классовому, религиозному, родственному или какому-нибудь другому подобному принципу и требует равно уважительного отношения к любому представителю человеческого рода, а также оказания помощи слабым или страдающим от бедствий людям, например беженцам, голодающим [13, C.41].

Нравственность в политике выражается в формах ее организации, целях и содержании, а также в средствах политической деятельности. В современных условиях наиболее гуманной формой организации политики является демократическая политическая система, базирующаяся на признании свободы и равноправия всех граждан, подконтрольности; власти населению, уважении достоинства и прав человека.

Применительно к целям и содержанию политики нравственность проявляется в ее направленности на реализацию интересов человека, повышение благосостояния и улучшение условий жизни населения, укрепление социальной справедливости и мира в государстве и на планете в целом.

С этой точки зрения наиболее нравственной является политика, обеспечивающая наилучшие условия для удовлетворения потребностей и свободного развития личности. Нравственность в средствах проявляется в устранении наиболее жестоких, варварских форм политического противоборства: войн, применения оружия массового уничтожения: ядерного, химического, бактериологического, экологического и т.п., в запрете пыток и других средств, разрушающих личность или унижающих человеческое достоинство, а также в отказе от духовного насилия — манипулирования сознанием и поведением людей с помощью специальных методов обмана [13,C.43]. Таким образом все вышеизложенное подтверждает актуальность темы данной работы.

Целью данной работы является изучение нравственных аспектов  международной политики.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- исследовать феномен проявлений нравственности в политике;

- изучить взаимовлияние морали и политики;

- изучит систему международного законодательства по защите прав человека.

 

1. Политическое проявление нравственности

 

Нравственность проявляется в сочетании в политике целей и средств в соответствии с выдвинутым И. Кантом императивом (требованием, нравственным законом) — человек должен рассматриваться другими людьми лишь как цель, а не средство. Принцип нравственности имеет как внутригосударственное, так и международное содержание [15, C.67].

На международной арене он проявляется в борьбе за мир и его упрочение, в создании международных отношений и мирового порядка, основанных на справедливости и уважении к человеку. Это предполагает, в частности, признание права народа на свободный выбор государственного и общественного строя, на независимость и создание самостоятельного государства, равноправия государств, невмешательство во внутренние дела друг друга, отказ от применения силы для разрешения спорных межгосударственных вопросов, развитие взаимовыгодного сотрудничества и укрепление дружбы между народами и т.д. [15, C.68].

Важнейшие гуманистические ориентиры внутренней и внешней политики государств нашли свое выражение и юридическое закрепление в ряде документов, принятых ООН, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОВСЕ) и некоторыми другим и международными организациями [8, C.113].

В современных условиях нравственность характеризует не только сферу непосредственных взаимоотношений между людьми, но и отношение человека к природе. Природа всегда была необходимым условием существования человека, одним из важнейших факторов, опосредующих отношения между людьми и, в частности, между различными поколениями. Однако в предшествующие века деятельность человека не была столь разрушительной, не принимала глобальных, планетарных масштабов.

Во второй половине прошлого столетия стала реальной угроза экологической катастрофы человечества в обозримом будущем. Экологическая политика, основанная на разумном, бережном отношении к природе, обрела статус важнейшего гуманистического, нравственного требования, поскольку превратилась в необходимое условие не только дальнейшего развития цивилизации, но и самого существования человеческого рода, его выживания [15, C.75].

В экологической политике сегодня проявляется забота как о реально живущих людях, так и о будущих поколениях. В современном сложно организованном, противоречивом обществе с его обостряющимися глобальными проблемами, достижениями научно-технического прогресса, способными и улучшат жизнь людей, и одновременно разрушать основы человеческой цивилизации, сфера нравственности расширяется.

Из благородного дела, которым занималось ранее лишь преимущественно гражданское общество — область приватных, частных взаимоотношений людей — нравственность переходит в ранг государственной и даже мировой политики. У человеческого рода больше не существует альтернативы гуманистической политике, ибо в противном случае ситуация чревата глобальной планетарной катастрофой, дегенерацией или даже гибелью всего человечества [13, C.77].

Насколько же реальная политик восприимчива к требованиям нравственности и, вообще, совместимы ли политика и нравственность?

Нравственность, выражаемая в форме идей человеколюбия, с древних времен оказывала реальное воздействие на общество и политику прежде всего через мораль и право. Идеи нравственности составляют ядро, общечеловеческое содержание морали.

Воплощаясь в нравственном сознании и получая положительную нравственную оценку, они становятся ориентирами и регуляторами деятельности людей, а некоторые из них затем получают юридическое закрепление в праве [8, C.140].

Мораль — особая, специфическая сфера общественной жизни, включающая сознание, нормы и реальное поведение людей, основанная на

 

Заказать курсовую