Соотношение философской, религиозной и научной картин мира (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение    3
1 Поиск первооснов как метод познания    5
2 Картина мира в религиозном, научном и философском аспектах    12
3 Проблема происхождения жизни    17
Заключение    26
Глоссарий    28
Список использованных  источников    29

 

Введение

 

Существует несколько научных и религиозных систем датировок во времени момента, когда появился мир (Вселенная, звезды, планеты и т. п.). Согласно библейским источникам, период времени от сотворения мира Богом до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Теория Большого Взрыва, широко распространённая в современной физике, оценивает появление Вселенной около 13 миллиардов лет назад. Самая ранняя известная эпоха это Планковское время (секунд после Большого Взрыва). В индуизме это день Брахмы, состоящий из 1000 периодов по 4 юги (4,320 миллиардов лет). Считается, что нынешний Брахма находится на 51 году своей жизни, что соответствует 155,52 триллионов лет.

Согласно одной из альтернативных теорий (так называемой «бесконечно пульсирующей Вселенной»), мир никогда не возникал и никогда не исчезнет (или по-другому рождается и умирает бесконечное количество раз), но обладает периодичностью, при этом под сотворением мира понимается точка отсчета после которой мир строится заново (она же обозначает и конец мира). Объяснение ряда наблюдаемых или предполагаемых явлений, таких как сингулярности, возникающие при развитии массивных звёзд в "чёрные дыры" или существовавшие в "точке 0" в теории Большого взрыва, или асимметрия вещества и антивещества, могут быть найдены при допущении, что наша Вселенная - продукт процессов, имевших место в "Сверхвселенной", метрика которой больше наблюдаемой нами. Такими процессами могли быть соударение сверхмасс, или столкновение сверхмассы с нашей пространственно-временной метрикой, возникшее искривление которой вызывает эффект разбегания галактик, или прорыв в виде "сверхбелой дыры" [16].

Многие креационисты считают, что нет такого фундаментального противоречия между научными и религиозными концепциями, как кажется на первый взгляд. Считается, что многие термины, используемые в древних религиозных текстах, не следует понимать буквально и необходимо делать скидку на время и язык, использовавшийся в древности, и рассматривать их комплексно. К примеру, известный библейский сюжет о шести днях творения следует понимать метафорично, хотя бы только потому, что, согласно тому же тексту, Солнце и Луна появились только на четвертый день, что ясно говорит о том, что как минимум все предыдущие «дни» (а, возможно, и последующие) не являются днями в общепринятом понимании этого слова и не тождественны суткам [16]. Победа христианства утвердила религиозные представления о сотворении мира Богом из ничего. С появлением науки в ее современном понимании на смену мифологическим и религиозным приходят научные представления о происхождении мира. Таким образом, тема данной работы является актуальной.

Целью работы является исследование соотношения философской, религиозной и научной картин мира.

Соответственно задачами работы стали:

- исследовать вопрос о поиске первооснов;

- исследовать вопрос о картине мира с религиозной, научной и философской точек зрения;

- изучить проблему происхождения жизни.

 

1 Поиск первооснов как метод познания

 

На протяжении нескольких тысячелетий ученые стремятся отыскать в Мире нечто универсальное и абсолютное, то из чего все возникает. Идея первоначал была выдвинута греческими философами [20]. Двадцать пять столетий назад Фалес Милетский задавал себе вопрос, из чего состоит Мир, и как он образовался. Этот вопрос до конца не решен и в настоящее время. Фалес пришел к выводу, что первопричиной всему является вода, так как она дает жизнь всему. Представление о качественном единстве материи является главной заслугой Фалеса. Продолжателями школы Фалеса были Анаксимандр и Анаксимен (6 в. до н.э.). Согласно Анаксимандру причиной, основой всего сущего является некий апейрон, неопределённый и беспредельный. Он утверждал, что бесконечность материи вызвана бесконечной совокупностью изменяющихся первичных элементов. Согласно Анаксимену, материей, которая отвечала бы требованиям бесконечности,  является воздух, а по Гераклиту (540-480 г. до н.э.) – огонь.

По Анаксагору материя происходит от смеси бесконечного числа «качеств», видимым образом себя не проявляющих, но постоянно существующих. Эта точка зрения удивительно современна, если под качествами понимать различные структуры и формы  движения. Другой точки зрения придерживались философы из Элеи. Они говорили, что в пространстве существует единая непознаваемая первоматерия с массой различной величины и формы. Например, Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) в своей книге «О природе изменения вещей» писал, что в пространстве имеется бесконечное множество масс, которые по причине своего ничтожного размера невидимы. Вследствие их движения в пространстве путём соединения и разделения возникают и разрушаются все предметы (комбинаторика). Аристотель, Эмпедокл (490 – 430), Платон (427 – 347 гг. до н.э.) объясняли  разнообразие тел  сочетанием в них различных элементов – стихий или элементов – свойств: тепла и холода, сухости и влажности. В частности Эмпедокл утверждал, что четыре субстанции являются основой всего, «суть, корни всего» – огонь, воздух, земля и вода.

Греческий мыслитель Левкипп и его великий ученик и последователь Демокрит развивали атомистическую гипотезу. Демокрит в своём атомистическом учении выдвинул идею множественного первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что не только бытиё, но и небытиё существуют. При этом бытие он представлял в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытиё - как пустоту. Эти его представления приводят к мысли, что восприятие любой структуры осуществляется по неоднородностям пространственно-временного континуума.

Абсолютно однородная среда не воспринимаема ни органами чувств, ни приборами. У Демокрита окружающий мир - это частицы и пустота, иными словами  «рябь» на континууме. Изменчивость всех явлений и предметов Демокрит объяснял движением атомов. Сами же атомы рассматривались им как материальная причина существования вещей - неделимая, невидимая зрением, но постигаемая умом. По Демокриту все атомы образованы из одной и той же материи и различаются величиной и формой [15].

Атомы невидимы не только по причине своих малых размеров, но и вследствие того, что внутри  материи они не ощутимы. Из атомов возникают не только вода, воздух, земля, но и все сложные вещества, и все бесконечные миры. Такова теория строения вещества по представлениям древнегреческих философов. Они выдвинули колоссальной важности проблему природы вещей и для её объяснения предложили гипотезы, не опирающиеся на какие-либо эмпирические факты, но, тем не менее, подтвержденные современными исследованиями. Их учение имело огромное значение. Однако потребовалось две тысячи лет для того, чтобы убедиться в научной ценности атомистической гипотезы, которая была лишь гениальной догадкой.

Из всего сказанного видно, что в древности утверждались различные точки зрения на Мир и его происхождение. И с тех пор идёт постоянная борьба между «линией Платона» и «линией Демокрита», идеализмом и материализмом, решается вопрос о соотношении и характере взаимодействия идеализма и материализма. Материализм принимает материю как нечто первичное, источник всех явлений, в

 

Заказать курсовую