Анализ эффективности государственной антимонопольной политики на региональном уровне (в Республике Марий Эл) (диплом)

Содержание

Введение. 3

1. теоретические основы антимонопольной политики государства   6

1.1. Понятие монополии, виды монополий. 6

1.2. Государственная антимонопольная политика. 22

1.3. Государственное антимонопольное законодательство и его влияние

на развитие рыночных отношений. 35

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИтИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ. 48

2.1. Общая характеристика Федеральной антимонопольной службы по РМЭ.. 48

2.2. Анализ эффективности мероприятий государственной антимонопольной политики в РМЭ.. 57

2.3. Оценка ключевых проблем государственного антимонопольного регулирования на региональном уровне. 74

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.. 96

3.1. Совершенствование нормативно-правовой базы государственной антимонопольной политики. 96

3.2. Совершенствование деятельности Федеральной антимонопольной службы по РМЭ   110

3.3. Совершенствование государственного регулирования тарифов. 115

Заключение. 125

Библиографический список.. 127

Введение

Способ приватизации, а также приоритеты, расставленные на начальном этапе реформирования российской экономики привели к тому, что проблемы монополизма и сопряженные с ними потери благосостояния и недоиспользования возможностей повышения эффективности размещения ограниченных ресурсов оказались в числе ключевых. Вот почему выстраивание адекватной конкурентной политики в современных условиях - комплекс мер с высокой потенциальной общественной отдачей.

Понимание значимости адекватной конкурентной политики постепенно распространяется среди лиц, принимающих важные политические решения. Вот почему в рамках административной реформы произошла корректировка статуса антимонопольных органов, а также начата работа над новым законом о конкуренции. Вместе с тем следует учитывать, что конкурентная политика, а в более узком смысле - антимонопольная политика - относится к числу форм государственного вмешательства в экономику, эффективность которого оспаривается в течение многих десятилетий представителями различных направлений экономических исследований. Дискуссия по данному вопросу началась и в российской экономической литературе. Суть проблемы сводится к тому, как минимизировать негативные последствия, связанные с государственным регулированием, включая антимонопольное с учетом того, что далеко не все изъяны рынка являются «самоликвидирующимися».

Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Проблемы, связанные с неэффективностью антимонопольной политики, были суммированы Крэндаллом и Уинстоном. В их числе:

-       слишком большая длительность судебных процессов по антимонопольным делам,

-       большие трудности с определением мер, которые предотвращали бы негативные последствия монополизации, что отчасти связано с проблематичностью идентификации соответствующей меры для того или иного случая,

-       значительные издержки разграничения слияний, повышающих эффективность использования ресурсов и слияний, которые, ограничивая конкуренцию, ведут к снижению благосостояния потребителей,

-       значительные трудности, связанные с формулированием и реализацией мер антимонопольного регулирования в условиях новой экономики, которая характеризуется динамичностью конкуренции, быстрыми технологическими изменениями, большим значением интеллектуальной собственности,

-       значительное влияние политической составляющей на дела, связанные с нарушением антимонопольного законодательства,

-       для антимонопольной политики остается мало места, если учесть силу рынков в развитии конкуренции и блокировании антиконкурентных злоупотреблений.

Общественные издержки, связанные с применением антимонопольного законодательства, слишком высоки, чтобы делать ставку на антимонопольную политику в качестве средства повышения общественного благосостояния и эффективности использования ресурсов. Кроме того, фактически предполагается, что антимонопольная политика как способ компенсации изъянов рыночного механизма, также как и инструмент повышения степени совершенства рынка, по определению не является действенной. Это означает, что сами участники рынка в состоянии привести в действие механизмы самоустранения рыночных изъянов. Иными словами в результате технических, технологических или институциональных изменений, которые осуществляют сами участники рынка, не прибегая к вмешательству государства, а также к созданию таких механизмов поддержания контрактных отношений как организации саморегулирования, возникают условия, при которых доминирующей формой контрактного процесса оказывается конкуренция.

Вне зависимости от степени жесткости антимонопольной политики за редким исключением существует набор видов деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках, которые (действия) рассматриваются как незаконные по определению. Это касается, прежде всего, злоупотребления доминирующим положением, а также соглашений, ограничивающих конкуренцию (прежде всего, картелей), и согласованных действий хозяйствующих субъектов, действующих на одном и том же целевом рынке.

Целью дипломной работы является исследование теоретических и практических аспектов совершенствования государственной антимонопольной политики на региональном уровне.

В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи исследования:

-       рассмотреть теоретические основы антимонопольной политики государства;

-       провести анализ эффективности государственной антимонопольной политики на региональном уровне (в Республике Марий Эл);

-       разработать основные направления совершенствования государственной антимонопольной политики.

Объектом исследования дипломной работы является территориальное управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл.

Предметом исследования дипломной работы является процесс государственного антимонопольного регулирования на региональном уровне (в Республике Марий Эл).

В процессе подготовки и написания данной работы были использованы и обобщены труды признанных специалистов в области государственного и муниципального управления, антимонопольного законодательства, которые указаны в библиографии.

Библиографический список

Конституция Российской Федерации. //РГ, №237, 25.12.93 г.

  1. Федеральный Закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» №117 от 23.06.99г.
  2. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1 от 22.03.02г.
  3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.90г.
  4. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ // Российская газета.– 2006. - № 162.
  5. Положения «О территориальном органе федеральной антимонопольной службы» от 13.10.2004 №135.
  6. Приказ Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства №707 от 15 сентября 2000 г. «Об утверждении правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
  7. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - // Вопросы экономики. –1997. - №6. – С. 3-12
  8. Авдашева С, Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России. // Вопросы экономики. 2003, №9, С. 18-32.

10. Алчян А.А., Демсетц Г. Производство, стоимость информации и экономическая организация. В сб.: Вехи экономической мысли. Том 5.

11. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебник. – М.: Перспектива, 1997. – 287 с.

12. Бирюков В.А., Беднин В.Ф. Российская приватизация: первые итоги. М., 1995.- С. 22-23.

13. Варга В. Цикл статей по основам рыночного хозяйства. - // Мировая экономика и международные отношения. – 1992. -№10 – 12

14. Влияние конкуренции и антимонопольного регулирования на процесс экономической модернизации, Аналитический доклад Бюро экономического анализа, 2004.

15. Вводный курс по экономической теории. Учебник для лицеев. Под ред.       Г. П. Журавлевой. Москва: ИНФРА – М, 1997 г. – 368 стр.

16. Видяпин Д.Т., Журавлева Н.В. Основы экономической теории. – М.: Перспектива, 1997. – 527 с.

17. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход./ Пер. с англ. под ред. Н.Л. Фроловой. – М.: ЮНИТИ, 1997. –              767 с.

18. Государственно-монополистическая политика в сфере науки и техники. Москва, Проспект, 1999. – 179 с.

19. Градов А.П. Национальная экономика. - М.: Финансы и статистика, 1997.- 345 с.

20. Дерябина М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля. - // Вопросы экономики. – 2001. -№ 10. –             С.55-64.

21. Дж.Вильсон, В.Цапелик. Естественные монополии России. Москва, Экономика. 2000. – 280 с.

22. Долан Э.Дж. Рынок: микроэкономическая модель / Под ред. Б.Лисовика. – СПб, 1992.- 236 с.

23. Камаев В.Д.,  Учебник по основам экономической теории, Москва, "Владос", 1998. – 311 с.

24. Калганов А. К вопросу о власти  планово- корпоративных групп в России. - // Вопросы экономики . –2000. -№ 6 . –С.144-151.

25. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. М.: Юнити, 2001, 345 с.

26. Конкуренция и антимонопольное регулирование. С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др. Под ред. А. Г. Цыганова. Учебное пособие для ВУЗов. Москва: Логос, 1999 г. 368 стр.

27. Колтунов В.М. Основы рыночной экономики: курс лекций. - Н.Новгород, 1999. - 75 с.

28. Корняков В.И. Государственно-корпоративное направление развитой экономики // Экономист, - 2000. - №5. – С. 74-80.

29. Кузнецов Ю. Критика теоретических основ антимонопольного ре­гулирования. - Экономический вестник (Минск), 2002, вып. 2, № 4, С. 595-613.

30. Кузенков А.Л. Перспективы приватизации в России // Проблемы прогнозирования . – 2000. - №2. – С. 74-84.

31. Кураков О.Т. Основы экономической теории. Курс лекций. – М.: Прогресс, 1999. – 456 с.

32. Курс переходной экономики. Под редакцией Л.И. Абалкина – М. Финсатинформ, 1998.  -567 с.

33. Курс экономики. Под редакцией Б.А. Райзберга – М. Изд. ИН-ФРА-М  1999. – 409 с.

34. Курс экономической теории. Учебник. / Под ред. Камаева С.Н. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 301 с.

35. Курс экономической теории. / Под ред. Сидорович. – М.: Прогресс, 1997. – 422 с.

36. Лившиц А.Я. Краткий курс государственного управления экономикой // РЭЖ. – 2002 . - №10-11. – с. 15-19.

37. Лившиц А.Я.,  Никулина И.Н.,  Введение в рыночную экономику, Москва, Высшая школа, 1998. – 367 с.

38. Макроэкономика (основы экономической политики). Бункина М.К., Семенов В.А., АО «ДИС», 1999. – 417 с.

39. Максимова В.,  Шишов А.  Рыночная экономика.  Учебник, Москва, СОМИНТЕК, 1999. – 478 с.

40. Механизм совершенствования антимонопольного законодательства в области поставок газа на российских товарных рынках. Аналитический доклад, Бюро экономического анализа. Москва, 2002.

41. Муравьев. А.Г. Государственные пакеты акций в российских компаниях // Вопросы экономики. – 2003г. - №5. – С. 101-120.

42. Ноздрань Н. Трансформация российской экономики как циклический процесс // Вопросы экономики. - 2000. - №10. - с. 45-50.

43. Новиков В. Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие. // Вопросы экономики. 2003, №9, С.33-48.

44. Новиков В. О праве собственности на внешние эффекты. // Вопросы экономики. 2004, №1, С.141-146.

45. Основы экономической теории. Государственный университет Высшая Школа Экономики. Под ред. С. И. Иванова. Москва: Вита-Пресс, 2000г.  - 336 стр.

46. О конкурентной политике в Российской Федерации, Доклад Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, 2002-2004.

47. Романов А.О. Курс экономической теории. – М.: Прогресс, 1997.– 455 с.

48. Рынок и антимонопольное регулирование. А. И. Колесов, Е. В. Исаенко,      А. В. Исаенко. Белгород, 1999 г. 139 – 140 стр.

49. Рыночная экономика. Учебник / Под ред. Рубина Ю.Б. -М.: Соминтек, 1992. - 166 с.

50. Тамбовцев В.Л. Экономическая теория контрольно-надзорной деятельности государства. // Вопросы экономики. 2004, №4,С. 23-25.

51. Тамбовцев В.Л. Государство и экономика. - М.: Магистр, 1997. - 47 с.

52. Теория отраслевых рынков. Под ред. А.Г.Слуцкого. Спб., Экономическая школа, 2003. С. 280-317.

53. Чепурин М.Н., Киселева Е.А., Курс экономической теории, Киров, «АСА», 1998. -  297 с.

54. Шаститко А.Е. Механизм обеспечения соблюдения правил (экономический анализ). // Вопросы экономики. 2002. №1. С.32-49.

55. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М.: Теис, 2002, 398 с.

56. Шаститко А. Выплескивая воду, не забудьте про ребенка! // Вопросы экономики. 2003, №12, С.111-119.

57. Шаститко А. Реформа антимонопольного регулирования в России: повестка дня и дизайн дискуссии // Вопросы экономики. 2004, №3,                        С. 12-18. Шишкин А.С. Экономическая теория. В 2-х книгах. – М.: Финстаттнформ, 1996. – 609 с.

58. Экономика: Учебник. /Под редакцией А.С. Булатова – М. Юристъ, 2001. – 896 с.

59. Экономическая теория (политэкономия). Под ред. В. И. Видяпина,               Г. П. Журавлевой. Москва: издательство РЭА, 2000 г. - 592 стр.

60. Экономика без тайн. И. В. Липсиц. Книга 2. Москва: Вита-Пресс, 1996г. - 351 стр.

61. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 367 с.

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить