Аттестация государственных служащих как важнейший фактор развития кадровой политики в области государственного управления на примере муниципального образования «Город Волжск» РМЭ (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава 1. Аттестация муниципальных служащих: теоретические и методологические основы... 8

1.1.   Методы и критерии оценки при аттестации муниципальных служащих. 8

1.2. Подготовка и проведение аттестации. 22

1.3. Специфика аттестации муниципальных служащих. 29

Глава 2. Оценка эффективности процедуры аттестации муниципальных служащих в администрации городского округа «Город Волжск». 35

2.1. Социально-экономические характеристики муниципального образования «Город Волжск». 35

2.2. Анализ количественных и качественных характеристик персонала администрации городского округа «Город Волжск». 53

2.3. Оценка эффективности аттестации муниципальных служащих. 64

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию процедуры (методов оценки) аттестации муниципальных служащих 70

3.1. Совершенствование подбора и отбора персонала. 70

3.2. Совершенствование процедуры аттестации персонала. 73

3.3. Совершенствование профессиональной подготовки и обучения муниципальных служащих. 88

3.4. Психологический аспект подготовки кадрового резерва муниципальных служащих  98

Заключение.. 108

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННых источников.. 113

Приложения.. 120

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования состоит в том, что современная  теория  управления  и  мировой   опыт       свидетельствуют: в кризисные ситуации периодически попадают все стра­ны и цивилизации, но выход из нее осуществляется на основе корен­ных изменений в самой системе управления, ее инновирования с по­мощью научных технологий, включения в процесс управления интел­лекта, стратегического мышления кадров, что требует коренных пе­ремен в самой кадровой политике и всей системе подбора, подготов­ки и мотивирования руководителей, прежде всего государственных служащих, к управленческой деятельности.

России необходимы непре­рывные механизмы выхода из кризиса, принципиальные изменения ее управленческих, организационных и кадровых структур, что требует принятия нетрадиционных решений, прежде всего в области кадровой политики.

Трансформация социальной общности в период кризиса осущес­твляется путем повышения эффективности ввода в "прорыв" новых ре­сурсов, прежде всего управленческих, кадровых.

Прорыв, реформирование системы, ее модернизация предпола­гают: преодоление инерции, консерватизма, установившихся стерео­типов мышления, раскрепощение творческой интуиции управляющих, прежде всего, государственных служащих, являющихся главными субъектами осуществления перемен. Первый резерв "прорыва" - желание изменить ситуацию, необхо­димый потенциал профессиональных и нравственных качеств. Второй - гражданская позиция государственных служащих, поли­тическая и личностная воля, их направленность на поиск (пока ги­потетический) механизмов и нетрадиционных ресурсов.

Третий - выдвижение нетрадиционно мыслящих людей, прежде всего профессионалов - управленцев широкого профиля (политологов, юристов, экономистов, социологов, менеджеров-управленцев, психо­логов, демографов и т.п.), лидеров стратегического типа, обладаю­щих разносторонними знаниями, объединяющих всех работников управ­ления на основе концептуальной власти и способных на этой основе предложить инновационные методы, модели модернизации, выхода из кризиса. Опыт свидетельствует, что при данных условиях даже сос­тояние кризиса, напряжения в обществе, отставание в экономичес­ких и технических сферах может быть использовано не во вред, а на пользу системы, вступившей на путь модернизации, на благо граж­дан, неизбежно втянутых так или иначе в этот процесс.

Залог успеха "прорыва" состоит, как свидетельствует мировой опыт, в создании инновационного ядра управления. Именно благода­ря его действиям с учетом изложенных условий и факторов, со­циальная система переходит из вялого аморфного состояния в пол­нокровное жизнестойкое с активными прорывными очагами и населе­нием в целом.

Однако  реальность  государственного  управления,  на мой взгляд, резко отстает от требований данной универсальной техноло­гии инновирования управленческой ситуации. В деятельности госу­дарственной службы и ее кадрового корпуса прочно удерживаются заскорузлый стереотип "здравого смысла", деформированного коман­дно-административного стиля мышления, что обусловливает слабую управляемость социально-экономической и политической ситуацией как на федеральном, так и на региональном уровне. Каков же выход из этого положения?

Ответ на этот вопрос требует обстоятельного анализа всей системы управления, которая сегодня переживает кризис, ее кадро­вого обеспечения и в первую очередь, всей системы подбора, выдви­жения и обучения кадров государственных служащих в России.

Сложилось реальное противоречие между требованиями к госу­дарственному служащему, которые предъявляет иная социально-поли­тическая и экономическая ситуация, и тем деформированным типом государственного служащего который сегодня пришел в государствен­ный аппарат и реально осуществляет экономические реформы.

Исследования показали, что профессионализм государственных служащих не только не повышается, но и резко понижается, падает престиж государственной службы, деформируется мотивация труда, отсутствует должный интерес к непрерывному образованию и служеб­ной карьере, что способствует разрастанию таких негативных явле­ний в деятельности государственного аппарата, как коррупция, взя­точничество, непрофессионализм. Особо следует отметить, что прои­зошло резкое снижение гражданского самосознания и государствен­ных ценностей. Все это обусловливает низкий уровень государствен­ного регулирования тех сложных процессов, которые обычно харак­терны для переходного периода. Это усиливает неустойчивость влас­ти, непоследовательность в проведении политики реформ и углуб­ляет разбалансированность социального пространства.

Положение усугубляется недостаточностью юридической базы развития государственной службы, отсутствие достаточно полного свода законов о государственной службе. В таких условиях особую значимость приобретают научные ис­следования в области формирования нового типа государственного служащего, определения принципов типологизации, оценки реального состояния в этой области и поиска оптимальных путей подготовки государственного служащего, отвечающего современным требованиям. Особенно важным становится проведение аттестации государственных служащих как важнейшего фактора развития кадровой политики в области государственного управления.  В этом и состоит актуальность темы исследования.

Аттестация обеспечивает развитие организации в целом. Очень важно понимать, что при аттеста­ции происходит не сравнение сотрудников между собой, а имеет место сопоставление «сотрудник - стандарт работы». Сравнивают то, насколько один сотрудник больше/меньше соот­ветствует стандарту работы, чем другой.

Целью исследования является изучение проблем аттестации государственных служащих в реализации кадровой политики государственных учреждений на примере муниципального образования «Город Волжск», отвечающего современным и перспективным задачам организации.

В связи с вышеизложенным задачами работы стали:

1) изучить теоретические основы аттестации как важного инструмента управления кадровой политикой;

2) провести анализ деятельности и проведения аттестации на примере муниципального образования «Город Волжск»;

3) предложить мероприятия по совершенствованию процедуры проведения аттестации государственных служащих муниципального образования «Город Волжск».

Объект исследования - администрация муниципального образования «Город Волжск».

Предметом исследования  является процедура проведения аттестации администрации муниципального образования «Город Волжск».

Методы исследования – экономико-математические, графические, статистические, аналитические.

Проблемам управления кадрами в настоящее время уделяется много внимания. Источниками для написания работы явились труды таких известных ученых, психологов и публицистов как Шкатулло В.И., Шекшня С.В., Кибанова А.Я., Дарховского И.С., Волкова И.П., Герчиковой И.Н., Ковалева Л.Г., Ксенчук Е.В., Макарова С.Ф., Вла­совой В.М. и др. Кроме российских разработчиков, проблемами рабо­ты с персоналом давно занимаются зарубежные ученые, работы кото­рых также помогли в написании работы - Мескон М.Х., Вудкок В., Карлоф Б., Ховард В. и др.

При написании работы были использованы такие нормативные документы, как Федеральный закон № 112-ФЗ от 25.07.2002г «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», Постановление от 31 июля 2006 г. № 175 «Об основных направлениях подготовки кадров местного самоуправления на 2007-2009 годы», Федеральный закон от 05.10.2006 N 54-З «О муниципальной службе в Республике Марий Эл, Трудовой кодекс Российской Федерации, Положение о проведении аттестации муниципальных служащих администрации городского округа «Город Волжск» и т.д. Также были использованы работы известных авторов, таких как Егоршин А.П., Кибанов А.Я., Мескон М.Х., Калачева С.А., Поршнев А.Г., Глазунова Н.И., обработан большой объем журнальной публицистики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002г. № 112-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»
  2. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ  «Трудовой кодекс Россий­ской Федерации».
  3. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ  «Трудовой кодекс Россий­ской Федерации»
  4. Федеральный закон от 05.10.2006 № 54-З «О муниципальной службе в Республике Марий Эл».
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154 (с внесением изменений и дополнений).
  6. Постановление от 31 июля 2006 г. № 175 «Об основных направлениях подготовки кадров местного самоуправления на 2007-2009 годы».
  7. Положение о проведении аттестации государственных служащих Российской Федерации, утвержден­ное Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005. № 110.
  8. Положение о проведении аттестации федерального служащего, утвержден­ное Указом Президента Российской Федерации от 09.03.1996г. № 353 (с последующими дополнениями и изменениями).
  9. Положение о проведении аттестации муниципальных служащих администрации городского округа «Город Волжск» № 1688 от 05.12.2006г.
  10. Постановление Правительства Республики Марий Эл «О мерах по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти» от 24.09.2002г.
  11. Постановление Правительства Республики Марий Эл «О закреплении функций государственного управления Ревпублики Марий Эл» от 04.03.2003г.
  12. Доклад «Социально-экономическое положение городского округа «Город Волжск» в 2006г.».- Й-Ола, 2007.
  13. Статистический ежегодник»Города и районы РМЭ». – Й-Ола, 2004-2005.
  14. Сборник нормативных документов «Государственная служба». - М.: «Дело», 1999.
  15. Устав городского округа «Город Волжск». – Волжск, 1998.
  16. Бюллетень Мин. Образования и науки Российской Федерации. – 2005. - №12. – С. 4.
  17. Панюхин О.М., Мартынов А.А. Информационный меморандум Республики Марий Эл, август 2004г.
  18. Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. – М.: НПО-Экономика, 2000.
  19. Атаманчук Г.В. Теория Государственного управления. Курс лекций – М.: Юридическая литература, 2000.
  20. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Изд-во Дело, 1996.
  21. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала (пособие по кадровой ра­боте) – М.: Юристъ, 1998.
  22. Емелин В.П. Трудовое право (в схемах и таблицах): Учебное пособие. – Й-Ола: МарГТУ, 2006.
  23. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации. Государственный университет управления. – М.: Экзамен, 2003. – 215 с.
  24. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: Практикум. – М.: Экзамен, 2005. – 273 с.
  25. Современные технологии управления – ключ к успеху в бизнесе // Управление персоналом. – 2002. - №4. – С. 8.
  26. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала: подготовка и проведение аттестации. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2002. – 260 с.
  27. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала, подготовка и проведение аттестации // Управление персоналом. – 2002. - №9. – С. 58.
  28. Журавлев А., Павлова Е., Шлычков А. Субъективность руководителя и скрытые возможности аттестации персонала // Консультант директора. - 2000. - №22. - С. 21-22.
  29. Савченко М. Стань управленцем, кадровик! // Служба кадров. - 1998. - № 4.
  30. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – Н.Новгород: НИМБ, 1999г.
  31. Солдатов А.М. Управление персоналом: Учебное пособие. – Й-Ола: МарГТУ, 2001.
  32. Уткин Э.А., Денисов А.Э. Государственное и региональное управление. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 623 с.
  33. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам: Учебное пособие. – М.: НОРМА, 2003.
  34. Дмитриева О.Г. Региональная экономическая деятельность. – С.-П.: Наука, 1992.
  35. Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. - №4.
  36. Цветаев В.М. Кадровый менеджмент: Учебник. – М.: ПРОСПЕКТ, 2004. – 158 с.
  37. Управление персоналом: Учебник / Под редакцией А.И. Турчинова. – М.:Изд-во РАГС, 2003.
  38. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 282 с.
  39. Государственное регулирование развития экономики регионов. Учебное пособие / Сост. А.Г. Мокроносов, И.В. Разорвин, и др.  Екатеринбург: УрАГС, 1998. – 432 с.
  40. Государственное управление: основы теории и организации / Под ред.м В.А. Козбаненко. – М., 2000.
  41. Тихонов Р. Е. Кадры. - С.-П.: Юристъ – 1993.
  42. Банило И.Л. Организация государственного управления: правовые проблемы. – М, 1999. – 269 с.
  43. Борисова Е.А. Оценка персонала и аттестация. Курс лекций. – С.-П., 2006.
  44. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д.В. Валового. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «ИНТЕЛ-синтез», 2003.
  45. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – М.: Дело, 2004. – 316 с.
  46. Управление организацией. Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  47. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики: Учебное пособие. Москва. Ростов н/д., 2001. – 448 с.
  48. Васильев В.П. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Изд. Отдел УИЦДО, 2002.
  49. Шекшня С. Оценка и обратная связь // Управление персоналом. – 2002. - № 6. – С. 44.
  50. Дедюева М.В. Круг работников, подлежащих аттестации и увольнению по ее отрицательному результату // Трудовое право. – 2005. - № 2. – С.57.
  51. Кабушкин Г.Р. Основы менеджмента. - М., 1997г. – С.97.
  52. Иванов Ю.В. Аттестация персонала // Управление персоналом. – 2006. - №6. – С.65.
  53. Бовыкин И.В. Новый менеджмент. – М., 1998 – С.246.
  54. Калачева С.А. Аттестация. – М.: Изд-во ПРИОР, 2001.
  55. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: «Инфра-М», 2000.
  56. Аттестация рабочих мест по условиям труда: Учебное пособие / Под редакцией Сафонова А.А. – М., 2005.
  57. Малиновский П., Методы оценки персонала, - М., 1999.
  58. Аксенова Е. Технологические аспекты проведения аттестации // Управление персоналом. – 1999. - №2. – С.22.
  59. Саломеева А., Корпоративный менеджмент, http://www.cfin.ru.
  60. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов. - М., 1999.
  61. Шахмалов Ф. Основы теории государственного управления. Учебник для вузов. – М.: Экономика, 2004. – 380 с.
  62. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. – М.: Юристъ, 2002.
  63. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Учебник. – Ростов н/д, 2001. – 364 с.
  64. Гуртов В.А. Приоритеты экономического развития субъектов Российской Федерации. – М.: Изд-во «Кучково поле», 2005.
  65. Гранберг А.Г Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  66. Лунев А.Е. Теоретические проблемыгосударственног управления. – М., 1996.
  67. Фадеев В.И. Муниципальное право России. – М., 1994.
  68. Кошечкин Е. Особенности регионального и муниципального управления // Проблемы теории и практики управления. – 1999. - № 5.
  69. Удальцова М.В. Социология управления. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  70. Павлов К. Система местного управления в регионах России и опыт развитых стран // Проблемы теории и практики управления. – 1999. - №5.
  71. Сагитдинов М.Ш. Кадровая политика: время диктует новые подходы // Деньги и кредит. – 2000. – №1. – С.36.
  72. Павлуцкий А. Управление персоналом: стереотипы и реальность // Управление персоналом. 2002. - №8. – С. 54.
  73. Пашин В.П. Кадровая политика властных структур: история и современность // Государственная власть и местное самоуправление. – 2003. - №4. – С.12.
  74. Генкин Б.М. Основы управления персоналом. - М., 1996.
  75. Харитонов И.М., Эмихом О.К. Предприимчивый менеджер. – М., 1997.
  76. Балыбердин А.С. К вопросу совершенствования системы лицензирования и профессиональной аттестации специалистов // Промышленное и гражданское строительство. – 2002. - № 2. – С.38.
  77. Зайцева О.Б. Заключение аттестации как основание расторжения трудового договора по инициативе работодателя по ТК РФ // Гражданское право. – 2003. - №4. – С. 7.
  78. Хныкин Г. Организация и проведение аттестации работников // Гражданское право. – 2000. - №4. -  С.28.
  79. Официальный Интернет-сервер Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации http://economy.gov/ru/.
  80. Официальный Интернет-сервер «Правительства Российской Федерации» http: //govtrment.ru/.
  81. www.gkstat.mari.ru.

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить