Эффективность деятельности федеральных органов исполнительной власти на примере городского отдела судебных приставов и определении путей ее повышения (диплом)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ    6

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ    10

1.1. Нормативно-правовые аспекты организации деятельности  Федеральной службы судебных приставов    10

1.2.  Теоретические основы организации деятельности Федеральной службы судебных приставов    20

1.3. Оценка эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов    29

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ НА ПРИМЕРЕ ... ГОСП    38

2.1. Общая характеристика ... городского отдела  судебных приставов    38

2.2. Оценка эффективности деятельности ... городского отдела судебных приставов    48

2.3. Анализ факторов, снижающих эффективность исполнительного производства    58

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ    77

3.1. Рекомендации по повышению эффективности исполнения судебных решений и актов иных органов    77

3.2. Рекомендации по совершенствованию законодательного  регулирования исполнения судебных решений и иных актов    92

3.3. Разработка механизмов повышения эффективности деятельности  ... городского отдела судебных приставов    105

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ    116

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ    123

ПРИЛОЖЕНИЯ    129

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В связи с радикальными переменами в государственном устройстве нашего общества, экономическими преобразованиями, переходом к рыночной форме хозяйствования возникла необходимость в проведении судебной реформы, одним из важных моментов которой являлась проблема невозможности эффективного принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Низкий уровень исполнения судебных решений уже давно являлся тревожным симптомом тяжелого недуга правоисполнительной структуры. Ее несовершенство не так сильно было заметно в период существования командно-административной системы, когда можно было обратиться за содействием в партийные или вышестоящие хозяйственные структуры. Однако основная часть решений по гражданским делам судов общей юрисдикции и решения арбитражных судов исполнялись с большим трудом.

Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющей своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов.

Значение исполнительного производства трудно переоценить как в сфере гражданского судопроизводства, так и в общественной жизни. Степень реальности исполнения постановлений судов и других органов является показателем не только состояния судебной власти, но и государственной власти в целом [51, C.42].

Исполнение судебного решения является заключительным этапом судебного процесса в защите нарушенных прав и интересов. Реализация юрисдикционного акта является в большинстве случаев результатом, по которому     можно     судить     об     эффективности     правоприменительной деятельности государства. В противном случае, неисполнение решений судов делает бессмысленным их вынесение, и, следовательно, саму судебную деятельность по гражданским делам, что, по существу, означает отказ в государственной защите прав граждан и организаций.

Исполнимость судебных актов и актов других компетентных органов определяет эффективность правоприменительной деятельности в целом, что задает степень правового развития современного демократического государства. Поэтому отечественный законодатель подошел к решению проблем по созданию условий обеспечения установленного порядка деятельности судов, исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, на должном уровне, приняв Федеральный закон «О судебных приставах» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Закон о судебных приставах возложил на Федеральную службу судебных приставов (ФССП) функции обеспечения установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также исполнения судебных актов и актов других органов.

Несмотря на достижения ФССП, в ее деятельности имеется ряд нерешенных проблем. Прежде всего,  это несовершенство действующего законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов.

Еще одной  важной проблемой является недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами служб судебных приставов. С учетом численности судейского корпуса, наметившейся тенденции роста принимаемых судами решений судебных приставов явно недостаточно. Из-за недостаточной штатной численности судебных приставов формирование службы началось с создания в первую очередь подразделений судебных приставов-исполнителей.

Определенную проблему представляет также  недостаточно высокий образовательный уровень (многие судебные приставы не имеют высшего юридического образования), что, безусловно, отрицательно сказывается на качестве работы. Еще нередки допускаемые ими правовые ошибки, в свою очередь, создающие предпосылки для обоснованных претензий со стороны прокуратуры, судов и граждан.

Огромная нагрузка, тяжелая и опасная работа судебного пристава по своей сути являются правоохранительной деятельностью. Сейчас оплата труда и социальные гарантии судебных приставов не соответствуют тем функциям, которые они выполняют. В то же время озабоченность вызывают факты преступных проявлений и коррупции в работе сотрудников Службы, полное искоренение которых является одной из приоритетных задач ФССП.

Таким образом, актуальность темы работы определяется огромной значимостью исполнительного производства в жизни государства и общества.

Объектом исследования являются организационные и правовые отношения, связанные с принудительным исполнением решений юрисдикционных органов.

Предметом исследования выступают организационно-правовые основы деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по г. ...

Целью работы является исследование эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти на примере ... городского отдела судебных приставов и определении путей ее повышения.

Цель исследования диктует необходимость постановки и решения следующих задач:

- изучить теоретические и нормативно-правовые основы системы исполнения судебных решений в Российской Федерации;

- провести анализ эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов на примере ... ГОСП;

- определить пути повышения эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов.

Проблемам исполнения судебных решений и ранее уделялось большое внимание. Исторические аспекты данного направления в разные годы исследовали: Р.Х. Валеева, П.А. Варул, Е.В. Васьковский, Н.Л. Дювернуа., В.П. Пастухов, Д.И. Пихно, Г.Д. Рындзюнский и другие. Их работы и сегодня представляют несомненный научный интерес.

При исследовании проблем, составляющих предмет дипломной работы, автор во многом исходил из теоретических положений, обоснованных ведущими специалистами в области гражданского, арбитражного и уголовного процесса, судоустройства и прокурорского надзора М.Г. Авдюковым, В.И. Басковым, А.Д. Бойковым, К.Ф. Гуценко, Г.В. Дашковым, И.Ф. Демидовым, А.Б. Карлиным, В.П. Кашеповым, А.Н. Ларьковым, В.П. Рябцевым, Ю.И. Скуратовым, А.Б. Соловьевым, А.Я. Сухаревым, М.К. Треушниковым, А.А. Чувилевым, М.С. Шакарян и др.

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды следующих авторов: Д.Х. Валеев, М.А. Викут, О.В. Исаенкова, Н.А. Винниченко, М.К. Треушников, Б.Е. Деготь, В.М. Шерстюк, М.К. Юков, В.А. Орлов, А.О. Парфенчиков, а также Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»,  Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», Указ Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», а также судебная и исполнительная практика по исследуемой тематике.

 

1.3. Оценка эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов

 

Систему управления эффективностью руководства территориальным органом ФССП России можно представить в виде трех взаимоувязанных элементов [44, C.122]:

- система показателей, отражающая результаты деятельности территориального органа в соответствии с избранной концепцией эффективности;

- система механизмов внутреннего контроля - систематические процессы, процедуры и организационные мероприятия, которые используются для оценки результатов деятельности структурных подразделений и судебных приставов и обратного воздействия с целью их улучшения;

- система оценки эффективности работы руководителей территориальных органов и структурных подразделений - показатели и стимулы, используемые для достижения максимального уровня отдачи от руководящего состава.

Каждый из этих трех элементов включает в себя целый ряд направлений, которые должны быть тесно увязаны между собой. Основные элементы управления эффективностью ФССП России показаны в Приложении 1.

Рассмотрим основные направления построения и совершенствования системы показателей деятельности территориального органа [58, C.98]:

- необходимость оценки деятельности территориального органа не в «валовых», а в относительных показателях. Например, не фактически взысканная сумма в тыс. руб., а процент фактически взысканной суммы от общей суммы, подлежащей взысканию, и т.п.;

- учитывать в показателях эффективности производительность судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по ОУПДС;

- отражать, как используются в работе территориальных органов и структурных подразделений ресурсы: материальные и денежные средства, количество внештатных сотрудников, количество имеющихся компьютеров и число пользователей локальных вычислительных сетей и Интернета, количество автомобилей и т.д., сопоставлять получаемые результаты с уровнем затрат на их получение, что стимулировало бы управляющий персонал ФССП на работу по снижению затрат;

- отражать работу территориальных органов по снижению затрат на реализацию арестованного имущества, а не учитывать их по факту;

- учитывать при оценке работы территориальных органов особенности субъектов Федерации, которые существенно различаются (по некоторым показателям в десятки раз даже в пределах одного федерального округа) и вносят множество отличий в формирование условий деятельности судебных приставов. Предлагалось рассмотреть возможность введения корректировочных коэффициентов, которые бы позволяли сравнивать результаты работы территориальных органов ФССП в разных субъектах Федерации на адекватно сопоставимом уровне;

- предлагалось структурировать отчетность для удобства анализа и восприятия.

В 2005 г. почти одновременно в Концепции административной реформы в Российской Федерации  были представлены задачи проводимой реформы, в том числе «внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам», которое включает в себя в числе других следующие направления [42, C.123]:

- «разработку ключевых измеримых показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти по основным направлениям их деятельности в соответствии со стратегическими целями государства;

- разработку и внедрение управленческого учета, позволяющего распределять ресурсы по поставленным задачам, а также обеспечивать контроль за достижением результатов и определять персональную ответственность руководителей и должностных лиц за решение указанных задач;

- разработку и внедрение системы внутреннего аудита, позволяющей оценивать эффективность деятельности структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за решение поставленных задач, а также производить оценку эффективности бюджетных расходов».

Приказом Минюста России от 13 июня 2006 г. N 69 «О

 

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить