Эффективность деятельности Федеральной службы судебных приставов-исполнителей (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ    5
1.1. Нормативно-правовые аспекты организации деятельности  Федеральной службы судебных приставов    5
1.2. Теоретические основы организации деятельности Федеральной службы судебных приставов    11
1.3. Оценка эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов    18
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ Г. ЙОШКАР-ОЛЫ    23
2.1. Характеристика организации Йошкар-Олинской Федеральной службы судебных приставов    23
2.2. Анализ организации Федеральной службы судебных приставов  г. Йошкар-Олы    27
2.3. Оценка эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов г. Йошкар-Олы    31
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ  Г. ЙОШКАР-ОЛЫ    39
3.1. Факторы, снижающие эффективность и результативность процесса исполнительного производства    39
3.2. Приоритетные направления совершенствования деятельности Федеральной службы судебных приставов    42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    52
ПРИЛОЖЕНИЯ    56

 

Введение

 

В связи с радикальными переменами в государственном устройстве нашего общества, экономическими преобразованиями, переходом к рыночной форме хозяйствования возникла необходимость в проведении судебной реформы, одним из важных моментов которой являлась проблема невозможности эффективного принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Низкий уровень исполнения судебных решений уже давно являлся тревожным симптомом тяжелого недуга правоисполнительной структуры. Ее несовершенство не так сильно было заметно в период существования командно-административной системы, когда можно было обратиться за содействием в партийные или вышестоящие хозяйственные структуры. Однако основная часть решений по гражданским делам судов общей юрисдикции и решения арбитражных судов исполнялись с большим трудом.

Значение исполнительного производства трудно переоценить как в сфере гражданского судопроизводства, так и в общественной жизни. Степень реальности исполнения постановлений судов и других органов является показателем не только состояния судебной власти, но и государственной власти в целом [31, C.42]. Исполнение судебного решения является заключительным этапом судебного процесса в защите нарушенных прав и интересов. Реализация юрисдикционного акта является в большинстве случаев результатом, по которому     можно     судить     об     эффективности     правоприменительной деятельности государства. В противном случае, неисполнение решений судов делает бессмысленным их вынесение, и, следовательно, саму судебную деятельность по гражданским делам, что, по существу, означает отказ в государственной защите прав граждан и организаций.

Исполнимость судебных актов и актов других компетентных органов определяет эффективность правоприменительной деятельности в целом, что задает степень правового развития современного демократического государства. Закон о судебных приставах возложил на Федеральную службу судебных приставов (ФССП) функции обеспечения установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также исполнения судебных актов и актов других органов. Несмотря на достижения ФССП, в ее деятельности имеется ряд нерешенных проблем. Прежде всего,  это несовершенство действующего законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов. Таким образом, актуальность темы работы определяется огромной значимостью исполнительного производства в жизни государства и общества.

Объектом исследования являются организационные и правовые отношения, связанные с принудительным исполнением решений юрисдикционных органов.

Предметом исследования выступают организационно-правовые основы деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по г. Йошкар-Оле.

Целью работы является исследование эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов-исполнителей г. Йошкар-Олы и определении путей ее совершенствования.

Цель исследования диктует необходимость постановки и решения следующих задач:

- изучить теоретические основы системы исполнения судебных решений в Российской Федерации;

- провести анализ деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по г. Йошкар-Оле;

- исследовать пути и механизмы повышения эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов.

1. Нормативно-правовые и теоретические основы организации деятельности Федеральной службы судебных приставов

1.1. Нормативно-правовые аспекты организации деятельности Федеральной службы судебных приставов

 

Статья 2 Федерального закона "О судебных приставах" [2] обязывает судебных приставов при выполнении своих обязанностей руководствоваться только нормативно-правовыми актами федерального уровня, причем имеющими соответствующую иерархию: Конституцией Российской Федерации [1], Федеральным законом "О судебных приставах", Федеральным законом "Об исполнительном производстве" [3], иными федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и устанавливает конституционное правовое поле, в рамках которого осуществляется деятельность исполнительной власти по принудительному исполнению актов компетентных органов. Так, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, никто не может быть произвольно лишен жилища, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. К государственно-организационным подходам можно отнести право федеральных органов исполнительной власти для осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц и др.

Федеральные законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" непосредственно регулируют деятельность судебных приставов при выполнении поставленных перед ними задач и реализации их функций, определяя компетенцию службы судебных приставов, их организационную структуру, место в системе органов государственной власти, права и обязанности судебных приставов, ответственность за причиненный вред и др.

Следует отметить, что судебные приставы также руководствуются в своей деятельности решениями Конституционного Суда Российской Федерации, в которых дается конституционное истолкование норм применяемых в исполнительном производстве федеральных законов, а также разъяснениями законодательства в сфере исполнительного производства, данными в постановлениях Пленумов ВАС РФ и ВС РФ. К иным федеральным законам, которыми должны руководствоваться судебные приставы, относятся, в частности, следующие [11, C.49]:

- Гражданский кодекс, в котором урегулированы: порядок обращения взыскания на заложенное имущество и его реализация, порядок проведения торгов;

- Семейный кодекс, где урегулированы порядок исполнения решений судов по делам, связанным с воспитанием детей, о взыскании алиментов, и Трудовой кодекс, в котором отражены вопросы исполнения решений о восстановлении на работе;

- Гражданский процессуальный кодекс, где установлены случаи немедленного исполнения решения суда, раскрыт порядок выдачи исполнительного листа, в том числе на принудительное исполнение решения третейского суда, допускается выдача нескольких исполнительных листов по одному судебному решению, разрешены вопросы о порядке выдачи дубликата исполнительного листа или судебного приказа, определен порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и урегулированы вопросы поворота исполнения решения суда, определен перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание и др.;

- Арбитражный процессуальный кодекс, в котором урегулированы вопросы немедленного исполнения решения арбитражного суда, выдачи нескольких исполнительных листов по одному судебному акту, сроков предъявления исполнительного листа арбитражного суда к исполнению, процедуры выдачи дубликата исполнительного листа, поворота исполнения судебного акта арбитражного суда, ответственности за неисполнение судебного акта банком или иной кредитной организацией и другими лицами, определен порядок оспаривания решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя при принудительном исполнении исполнительного документа арбитражного суда и др.;

- Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" [4], где урегулированы порядок исполнения решений третейских судов, обращения за исполнительным листом и порядок его выдачи.

Судебные приставы в своей деятельности руководствуются также Уголовным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Законом от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и др.

Кроме того, к иным федеральным законам относятся следующие: Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже", в котором урегулирован порядок исполнения решений международных коммерческих арбитражей и Федеральный закон "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь", которым ратифицировано соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь [29, С.15].

Согласно указанному соглашению, судебные акты компетентных судов

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить