Формирование государственной кадровой политики в организации Министерства здравоохранения на примере ГУ РМЭ «Республиканский онкологический диспансер» (диплом)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ аспекты исследования кадровой политики в системе Минздрава РФ                                                8

1.1. Система здравоохранения, понятие и составные элементы                                                                                                         8

1.2. Нормативно-правовое обеспечение органов управления здоравоохранением                                                    17

1.3. Тенденции и особенности формирования кадровой политики в Министерстве здравоохранения России         21

2. Особенности кадровой политики  в ГУ РМЭ «Республиканский онкологический диспансер»            38

2.1. Общая характеристика ГУ РМЭ «Республиканский онкологический диспансер»                                                             38

2.2. Результаты деятельности  органов и учреждений здравоохранения Республики Марий Эл                                     43

2.3.  Основные экономические показатели деятельности ГУ РМЭ «Республиканский онкологический диспансер»  55

2.4. Особенности кадровой политики ГУ РМЭ «Республиканский онкологический диспансер»                 57

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ кадровой политики в организации Министерства здравоохранения РФ                                                                               73

3.1. Стратегия кадровой политики на ГУ РМЭ «Республиканский онкологический диспансер»                 73

3.2. Создание кадровой службы в ГУ РМЭ «Республиканский онкологический диспансер»                 79

3.3. Мероприятия по оценке персонала                                        80

3.4. Мероприятия по развитию мотивации персонала       84

3.5. Разработка мероприятий по созданию благоприятного психологического климата                       85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   89

СПИСОК используемых источников                                           93

ПРИЛОЖЕНИZ                                                                                                  98

ВВЕДЕНИЕ

Здравоохранение изначально представляло собой одну из сфер деятельности, наиболее жестко регулируемых государством. Это связано с тем, что услуги и программы, реализуемые в системе здравоохранения, напрямую связаны со здоровьем и жизнью человека.

Здравоохранение реформируется по линии более полного удовлетворения потребностей населения в качественной, дос­тупной медицинской и лекарственной помощи, создания усло­вий для здоровой, активной жизни людей, конкуренции лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собст­венности. Вводятся государственные минимальные стандарты медико-санитарной и лекарственной помощи, свободный вы­бор гражданами медицинского учреждения, многоканальное финансирование, рынок медицинских услуг.

Проведенное перераспределение полномочий между феде­ральными органами управления здравоохранением, субъектами РФ и муниципальными образованиями снизило управляемость системой, координирующую и регулирующую роль федераль­ных органов, что привело и ухудшению медико-демогра­фической ситуации в стране. Поэтому необходимо принимать меры по повышению управляемости отрасли, упрочению позиций орга­нов государственного управления.

В этой связи актуальными являются решения проблем формирования государственной кадровой политики в организации Министерства здравоохранения, создания эффективной системы государственной политики в здравоохранения в регионах и муниципальных образованиях, включающей в себя современные тре­бования к  повышению результативности процесса оказания медицинских услуг населению.

Одним из основных факторов, определяющих результативность работы системы здравоохранения Российской Федерации в целом, является качественный и количественный состав персонала, обеспечивающего организацию и оказание медицинских услуг населению на уровне рядового муниципального лечебно- профилактического учреждения.

К настоящему времени появилось достаточно много научных работ, посвященных современному состоянию медицинских кадров, в которых авторы подчеркивают необходимость решения многочисленных кадровых проблем в здравоохранении и в первую очередь углубляющегося падения престижа профессии, территориального и профессионального дисбаланса кадров, уменьшения численности врачей и, как следствие, снижение обеспеченности медицинскими кадрами населения [11, 28, 35 ].

Еще одним свидетельством актуальности данной проблемы явилось признание в основном документе, определяющим стратегию развития здравоохранения страны - Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ, утвержденной постановлением Правительством РФ от 05.11.1997 № 1387, работы с кадрами в качестве приоритетного направления деятельности руководителей здравоохранения всех уровней [11, 19]. Однако все публикации пока находятся в стадии теоретических исследований и недостаточно практических разработок применительно к условиям конкретных лечебных учреждений. В связи с чем и выбрана тема дипломной работы – кадровая политика в учреждениях системы здравоохранения и направления ее совершенствования.

Целью дипломного проекта является исследование формирования кадровой политики в ГУ РМЭ «Республиканский онкологический диспансер».

В связи с вышеизложенным, задачами написания дипломного проекта  являются:

-         исследование  теоретических и нормативно-правовых аспектов формирования кадровой политики управления в системе  здравоохранения;

-          оценка уровня развития системы здравоохранения в Республике Марий Эл;

-          рассмотрение особенностей кадровой политики ГУ РМЭ «Республиканский онкологический диспансер»;

-          определение основных направлений кадровой политики ГУ РМЭ «Республиканский онкологический диспансер».

-         изучение перспектив развития и разработка мероприятий по совершенствованию кадровой политики в сфере здравоохранения Республики Марий Эл, а также  в ГУ РМЭ «Республиканский онкологический диспансер».

Исследование в основном  охватывает период с начала 90-х годов, когда назрела необходимость системной работы по созданию Ко­декса законов об охране здоровья населения и начала формироваться нормативно-правовая база по вопросам функционирования здравоохранения, до настоящего времени.

Проблемам управления кадрами в настоящее время уделяется много внимания. Источниками для написания работы явились труды таких известных ученых, психологов и публицистов как Шкатулло В.И., Шекшня С.В., Кибанова А.Я., Дарховского И.С., Волкова И.П., Герчиковой И.Н., Ковалева Л.Г., Ксенчук Е.В., Макарова С.Ф., Вла­совой В.М. и др. Кроме российских разработчиков, проблемами рабо­ты с персоналом давно занимаются зарубежные ученые, работы кото­рых также помогли в написании работы - Мескон М.Х., Вудкок В., Карлоф Б., Ховард В. и др.

 

1.1. Система здравоохранения, понятие и составные элементы

 

Под здравоохранением понимается совокупность государственных и общественных мероприятий чисто медицинского характера предоставление медицинской помощи и лекарственных средств, лечение и отдых в здравницах. Сюда же относятся меры общего характера: повышение материального благосостояния, оздоровление окружающей среды в т.п. меры, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей, поддержание их долголетней активной жизни, предоставление им медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Система здравоохранения, охватывающая все ведомственные и отраслевые уровни экономики государства, представляет собой не только совокупность лечебно-профилактических учреждений - здравоохранение тесно связано с экологией, охраной труда, социальными программами и т.д. В связи с этим многие ученые и практики одной из важнейших функций здравоохранения называют поддержку и восстановление равновесия и гармонии индивидуального и общественного здоровья с окружающей природной и социальной средой.....

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведя анализ формирования государственной кадровой политики в организации Министерства здравоохранения РФ (на примере ГУ РМЭ «Республиканский онкологический диспансер»), в соответствии с поставленными задачами, можно сделать следующие выводы:

1. Кадровая проблема остается одной из главных проблем сферы здравоохранения во многих городах России. Многие авторы подчеркивают необходимость решения многочисленных кадровых проблем в области здравоохранения, и в первую очередь углубляющегося падения престижа профессии, территориального и профессионального дисбаланса кадров, уменьшения численности врачей и, как следствие, снижение обеспеченности медицинскими кадрами населения.

В ближайшее время необходимо сформировать государственную доктрину кадровой политики в здравоохранении, предусматривающую интеллектуализацию отрасли и развитие творческих способностей медицинских работников, системную подготовку руководящих кадров и формирование кадрового резерва.

Без кардинальных мер по привлечению и закреплению медицинского персонала в муниципальном здравоохранении сложившуюся ситуацию с кадровым обеспечением отрасли не изменить.

Основными механизмами реализации кадровой политики в РФ должны стать:

совершенствование системы автоматизированного лицензирования уже имеющихся кадров путем  внедрения специально разработанного компьютерного тестирования на основе зарубежных аналогов с целью обеспечения  объективности их результатов;

планирование  и регулирование кадровых ресурсов на основе единых стандартов знаний и навыков, наличие которых необходимо для работы в сфере здравоохранения, с дифференциацией на определенные категории медработников.

Необходимо особое внимание уделять оплате труда и стимулированию медицинского персонала. В связи с чем кадровой службе необходимо разработать критерии стимулирования в зависимости от поступления денежных средств от оказания платных услуг населению.

2. Особенности кадровой политики в здравоохранении рассмотрены применительно к конкретному лечебному учреждению. Государственное учреждение Республики Марий Эл «Республиканский онкологический диспансер» было создано на основании приказа Минздрава Марийской АССР от 22.02.53 №14 и является правопреемником Республиканского онкодиспансера Минздрава Республики Марий Эл.

Переход к рыночной экономике существенно меняет основополагающие принципы и содержание кадровой политики ГУ РМЭ «Республиканский онкологический диспансер». В настоящее время это сознательная, целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников. На стабильность врачебного состава учреждения наиболее значительное влияние оказывают врачи возрастной группы 25-30 лет. Специалисты данной возрастной группы в силу психологических особенностей склонны к активному поиску перспективного места работы.

В то же время в данном  учреждении здравоохранения в настоящее время отсутствует научно обоснованная кадровая политика, включающая критерии подбора кадров, систему их расстановки, адаптации, нормирования труда и мотивации.

3. Целью кадровой политики учреждения должно быть обеспечение качества врачебных кадров, без которого немыслимо качество медицинских услуг, оказываемых лечебно-профилактическим учреждением.

Поэтому для дальнейшего развития отрасли и повышения ее эффективности одним из важнейших приоритетов является кадровая политика и социальная защита работников здравоохранения, поскольку именно медицинским работникам принадлежит решающая роль в обеспечении охраны здоровья людей. В связи с чем в дипломной работе представлены направления по совершенствованию кадровой политики в ГУ РМЭ «Республиканский онкологический диспансер».

- создать службу управления персоналом или ввести в штатное расписание должность менеджера по кадрам;

-  периодическое определение текущей и перспективной потребности в персонале,   выполняющем   требуемое   количество   работы   определенного качества в нужный момент времени на определенном месте;

-  управление кадровыми процессам: изучение и анализ рынка труда, подбор, адаптация персонала, профотбор, контроль за текучестью, высвобождением кадров;

-   развитие  персонала,  формирование  резерва,   продвижение   кадров, разработка индивидуальных планов карьеры и соответствующих критериев ее развития;

- закрепление персонала и стимулирование труда посредством материального и морального стимулирование; участие работников в распределении социальных выплат; развитие социальной инфраструктуры, регулирование рабочего времени;

- обучение персонала в соответствии с целевой программой «Медицинские кадры»;

-  изучение социальных процессов в коллективе, организация оценки персонала как информационной основы принятия решений по кадровым вопросам.

Перечисленные выше мероприятия позволят разрешить основные проблемы с кадрами в сфере здравоохранения, однако вместе с этим  могут создать проблемы новой волны безработных, трудоустройства и перепрофилирования, что справедливо вызывает крайнюю озабоченность.

Итак, для дальнейшего развития отрасли и повышения ее эффективности одним из важнейших приоритетов является кадровая политика и социальная защита работников здравоохранения, поскольку именно медицинским работникам принадлежит решающая роль в обеспечении охраны здоровья людей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Закон «О медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28.06.1991 г. №1499-1 (ред.23.12.2003 г.)
  2. Основы законодательства Российской Федерации об охраны здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 07.03.2005)
  3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 (ред. от 31.12.2004) "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации"
  4. Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 153 (ред. от 13.08.2005) "Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации"
  5. Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 N 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями»
  6. Указ Президента «О гарантиях прав граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» от 17.02. 1995 г.
  7. Александров Н.А. Здоровье человека – бесценное богатство / Н.А. Александров, С.Г. Мочалов.  Йошкар-Ола: Периодика Марий Эл, 1999. – 255 с.
  8. Венедиктов Д.Д. Здравоохранение России. Кризис и пути преодоления / Д.Д. Венедиктов. М.: Медицина, 2000. – 387 с.
  9. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин.  М.: Юристъ, 2001. – 496 с.

10. Государственное регулирование и местное самоуправление: социальная ориентация: Сборник тезисов и докладов на международной конференции 26-27 ноября 1996 г. / Под ред. д.э.н., д.ф.н., проф. В.Я. Ельмеева, д.э.н., проф. В.Н. Ивановой. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. – 208 с.

11. Дмитриева Т.Б. О состоянии кадровой политики и первоочередных задачах Минздрава РФ по ее совершенствованию в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации / Т.Б. Дмитриева, А.И. Торопцев, В.Л. Гончаренко, Т.П. Адуева, Г.Г. Онищенко // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины – 1998. - №3 . – С.2-19.

12. Ефимова И.А. Актуальные вопросы кадрового обеспечения здравоохранения / И.А. Ефимова // Здравоохранение Российской Федерации. — 2003. — № 1. – с 15-16.

13. Закирова С.А. Модель цены медицинских услуг / С.А. Закирова // Здравоохранение Российской Федерации. — 2000. — № 5. -  с. 25-28.

14. Здравоохранение Вологды испытывает острую нехватку кадров.//Вологодские новости. -11 октября 2005 г.

15. Здравоохранение: реальность и перспективы // Марийская правда. – 25 июня 2003 г. – с. 4.

16. Казнин В.М. Служба медицинской профилактики регионов Приволжского федерального округа, ее успехи и проблемы / В.М. Казнин, В.А. Минченко, Е.Е. Шальнова // Ремедиум. Приволжье.–2003.– июнь. – с. 7-9.

17. Кирбасова Н. П. О совершенствовании системы материального стимулирования труда работников медицинских учреждений / Н.П. Кирбасова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2004.-№3.-С.46

18. Клименко В.Ф. Территориальный фонд  и лекарственное обеспечение граждан / В.Ф. Клименко // Ремедиум. Приложение. – 2003. – март-апрель. – с. 12.

19. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации // Рос. Газета. – 1997. – 19 ноября – С. 5-6.

20. Линденбратен А. Л. Актуальные проблемы совершенствования здравоохранения в субъектах Российской Федерации / А.Л. Линденбратен // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2004.-№4.-С.23

21. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия/ Е.В.Маслов. - М.: ЛТД.-2003.-246 с.

22. Муниципальное экономическое развитие. Муниципальные экономические программы городов Нижний Новгород, Саратов, Ярославль. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2000. – 383с.

23. Муниципальный менеджмент / Под ред. Морозовой Т.Г. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 263с.

24. О ходе реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2002-2005 годы и на период до 2010 г. Доклад Министерства здравоохранения Российской Федерации. – М. 2002. – 79 с.

25. Образ жизни  и здоровье человека: Материалы научно-практической конференции. – Воронеж, 2000. – 128 с.

26.  Онищенко Г.Г. Окружающая среда и состояние здоровья населения российской Федерации  / Г.Г. Онищенко // Здравоохранение Российской Федерации. — 2003. — № 2. – с 25-27.

27.  Подгорбунских И.И. Государственное регулирование лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения РФ / И.И. Подгорбунских, Е.В. Толстова // Здравоохранение Российской Федерации. — 2002. — № 7. -  с. 28-32.

28. Преображенская В.С. Основные тенденции кадрового обеспечения в системе регионального здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины/ В.С. Преображенская, А.В. Зарубина. М.: "Медицина", 2002.- №2 . - С. 30-32.

29. Пугачев В.П.  Руководство персоналом организации / В.П. Пугачев. М.: Аспект пресс. 1998-150с.

30. Саркисян О. 60% врачей скоро уйдут на пенсию, а заменить их некем / О. Саркисян // 17-05-2004.- REGIONS.RU

31. Сухина В.А. Фармацевтический бизнес в нормативных документах: Справочное пособие / В.А. Сухина. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1999. – 352 с.

  1. 32. Телемедицина в системе практического здравоохранения // Марийская правда. – 27 июня 2003 г. – с. 4.

33. Тищенко Е. М. Подготовка медицинских кадров в Белоруссии в XIX—XX веках / Е.М. Тищенко, Н.Е. Хильмончик // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2004.-№2.-С.54

34. Токарев О. Непроторенная дорога, или кое-что о медицинском праве / О. Токарев // Медицинская газета. — 17.07.98. -  № 57.

35. Угольников А.А. Управление персоналом в муниципальном здравоохранении / А.А. Угольников, Е.Ф. Борзунова, А.Т. Адамян, Н.В. Лиленко // Главный врач.- 2002.- №4. - С.22-35.

36. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие для студентов вузов./ А.Я.Кибанов, И.Б.Дуракова – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 336 с.

37. Управление персоналом организации: Учебник / под ред. А.Я.Кибанова. – 2-е -изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2001. – 638 с.

38. Управление персоналом. /Под. Ред. Базарова .  Еремина.  М.: Юнити. 1998-423с.

39. Усенко В. Фармацевтический маркетинг / В. Усенко // Провизор. — 2000. — № 19.

40. Филиппов Ю. Н., Гусева Н. К., Абаева О. П. Регламентация врачебной деятельности и кадровая политика лечебно-профилактического учреждения / Ю.Н. Филиппов, Н.К. Гусева, О.П. Абаева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2004.-№4.-С.34

41. Хисамутдинов Р. А. Анализ ожиданий участников рынка медицинских услуг от реформ, проводимых в здравоохранении / Р.А. Хисамутдинов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2004.-№6.-С.25

42.  Цыпкин Ю.А. Управление персоналом / Ю.А. Цыпкин. М.:Юнити, 2001.-446 с.

43. Шиган Е.Н. Целевые комплексные программы в здравоохранении / Е.Н. Шиган, С.Ф. Остапюк.  М., 1988. – 238 с.

44. Цыбин А.К. О реформах здравоохранения Республики Беларусь / А.К. Цыбин, М.З. Ивашкевич //Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2004. – №3. – С.4–7.

45. Шкарин В.В. Некоторые аспекты проблемы управления врачебными кадрами муниципального лечебно-профилактического учреждения / В.В. Шкарин, Ю.Н. Филиппов, Н.К.  Гусева, О.П. Абаева // Нижний Новгород, 2005.-34 с.

46. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – 2-е изд.,изм. и доп. / В.И. Шкатулла. М.: Издательство Норма, 2002 – 560 с.

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить