Государственная инновационная политика (курсовая)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ    5

1.1. Общая характеристика государственного регулирования инновационной деятельности    5

1.2. Источники правового регулирования инновационной деятельности и ее организационные формы    13

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    25

2.1. Определение приоритетов инновационного развития    25

2.2. Оценка развития сферы инноваций    35

2.3. Меры по поддержке лучших вузов и организаций, выполняющих НИОКР    44

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ    54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    65

 

ВВЕДЕНИЕ

 

До 80% прироста ВВП экономически развитых стран обеспечивается инновациями и высокими технологиями, поэтому во всем мире вложения в инновационные разработки, в том числе в форме особого венчурного финансирования, считаются одним из наиболее прибыльных размещений капитала. Для Российской Федерации эта задача является наиболее важной и требующей адекватного правового решения. Ее осуществление невозможно без эффективного международно-правового регулирования, отвечающего всем потребностям современного общества, ориентированного на научно-технический прогресс [28, c.21].

В XXI в. международные договоры являются наиболее востребованными и эффективными международно-правовыми регуляторами, посредством которых государства определяют взаимосогласованные подходы к правовой регламентации различных областей, в том числе областей, неразрывно связанных с научным прогрессом и инновациями.

Совместные действия государств в рамках различных международных организаций и заключаемые ими международные договоры на сегодняшний день являются той силой, которая способна придать глобализирующейся экономике инновационные импульсы развития, потребность в которых очевидна в период мирового финансово-экономического кризиса.

Для Российской Федерации подобными приоритетными направлениями является участие в различных межгосударственных объединениях, созданных на постсоветском пространстве, поскольку Концепция внешней политики Российской Федерации предполагает особенно активное развитие таких межгосударственных союзов, как Содружество Независимых Государств и Евразийское экономическое сообщество.

Необходима государственная политика не только по отношению к малому, но и среднему и крупному предпринимательству. Сейчас формируется инновационно конкурентная среда. Рассматриваются возможности создания инновационно независимых корпораций, способных конкурировать с ТНК. Для этого, как считают, надо либерализовать антимонопольные меры, расширить финансирование производственных НИОКР, помогать корпорациям-холдингам закупать за рубежом лицензии, использовать потенциал ТНК, вовлекая их во взаимовыгодное партнерство с нашими крупнейшими объединениями.

Активизация инновационной деятельности требует государственного управления и координации действий всех ее субъектов. В то же время при формировании инновационной политики большое значение приобретает способность государства использовать все имеющиеся инструменты прямой и косвенной поддержки инновационной деятельности в целях повышения конкурентоспособности промышленности, переустройства и подъема экономики России. Таким образом, тема исследования является актуальной.

Объектом исследования является государственное регулирование экономики.

Предметом исследования выступают государственная инновационная политика.

Цель работы состоит в изучении государственной инновационной политики в России.

Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы государственной инновационной политики;

- провести анализ состояния государственной инновационной политики в Российской Федерации;

- предложить мероприятия по совершенствованию  государственной инновационной политики в России.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Общая характеристика государственного регулирования инновационной деятельности

 

Политика Российской Федерации в области развития науки и технологий направлена на обеспечение стратегических национальных приоритетов, к которым относятся: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны.

Переход страны к инновационному пути развития на основе избранных приоритетов требует адаптации научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечения взаимодействия государственного и частного капитала в целях научно-технического развития, рационального сочетания государственного регулирования и рыночных механизмов [12, c.143].

Вмешательство государства в процессы реформирования научно-технической сферы вызвано в первую очередь ограниченной ролью рыночных механизмов в этих процессах. Частный предпринимательский сектор зачастую не заинтересован или не способен реализовать инновационные проекты, требующие значительных издержек и отличающиеся к тому же высокой степенью риска.

Как известно, результаты ряда фундаментальных научных исследований не могут быть коммерциализированы. Только государство располагает комплексом мер прямого и косвенного использования научно-технического потенциала в интересах диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики [41, c.31].

Государственная инновационная политика является частью социально-экономической политики и направлена на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности. Она реализуется с помощью экономических, нормативно-правовых и иных механизмов государственной поддержки. Государственная инновационная политика Российской Федерации формируется с учетом предложений субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований.

К числу основных задач государственной инновационной политики относят создание благоприятного климата для развития инновационной деятельности и привлечения частных инвестиций в высокотехнологичный сектор экономики [12, c.144].

Одним из основных направлений государственной инновационной политики является разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности. Ныне действует довольно большое число нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные стороны процесса создания научно-технических разработок и их реализации, но их положения зачастую оказываются не соответствующими новым условиям научно-технического и инновационного развития.

Инструментом косвенного воздействия на инновационную деятельность выступает законодательство, регламентирующее инвестирование, приватизацию, конкуренцию, информационное обеспечение и т.д. В частности, говорят о возможных значительных инвестициях в инновации.

Законодательство об инвестиционной деятельности содержит понятия инвестиций, инвестиционной деятельности, инвесторов и т.д., но все эти понятия не отражают необходимость инновационной направленности инвестиций. Между тем, в юридической литературе появился термин «интеллектуальные инвестиции», который связывают с особой ролью инвестиций, направляемых в сферу инноваций. Значимость инвестиций в нововведения должна быть отражена в законодательстве об инвестиционной деятельности [24, c.329].

Обследование в конце 90-х годов инновационной активности промышленных предприятий разных форм собственности выявило низкую инновационную активность частных предприятий. Подобное явление связывают в том числе с итогами приватизации. В процессе приватизации было разрушено множество научно-технических комплексов, строившихся по принципу «институт - экспериментальный завод».

Научно-исследовательский институт оставался в руках государства в виде государственного учреждения, а опытное производство в лице завода переходило в частную собственность. Отсюда важным направлением совершенствования государственной инновационной политики считают изменение принципов приватизации.

При разработке приватизационных программ должен учитываться инновационный потенциал государственных предприятий. Инновационно активные государственные предприятия должны приватизироваться в последнюю очередь, и для них должны разрабатываться специальные меры по сохранению их инновационной ориентации [13, c.30].

Совершенствование антимонопольного законодательства, направленного на развитие конкурентного предпринимательства и ограничение монополистической деятельности, создание равных для всех хозяйствующих субъектов условий на товарном и финансовом рынках, является важной предпосылкой успешной инновационной деятельности.

Единое технологическое пространство для инновационных проектов обеспечивается законодательством о техническом регулировании. К числу важнейших предпосылок успешной инновационной деятельности относят информатизацию общества. Повышение эффективности использования результатов научно-технической деятельности связано с созданием системы учета информации об этих результатах и обеспечением доступа к этой информации [35, c.39].

Содействие государства коммерциализации научных исследований и разработок предполагает изменения в существующей системе прав на интеллектуальную собственность, порядок формирования рынка интеллектуальной собственности.

Методы и средства воздействия государства на инновационное предпринимательство многообразны. Это могут быть экономические, нормативно-правовые, организационные способы регулирования инновационной деятельности. Их можно подразделить на прямые и косвенные меры воздействия государства на инновационное развитие. Прямое государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется на основе установления приоритетных на данный период целей и задач, распределения бюджетных средств с учетом приоритетности и ограниченности ресурсов, формирования структуры инновационной деятельности [12, c.145].

Созданы специальные органы, занимающиеся организационной деятельностью в сфере инноваций. Так, государственным заказчиком - координатором федеральных целевых научно-технических программ является Министерство образования и науки РФ, государственными заказчиками - Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию.

Государство финансирует научные исследования, разработки и реализацию инновационных проектов посредством целевых программ поддержки нововведений и формирования специализированных фондов, предоставляющих кредиты или средства на безвозвратной основе. Среди фондов поддержки науки выделяются Российский фонд фундаментальных исследований,

Российский гуманитарный фонд и Российский фонд технологического развития. В целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции создан Федеральный фонд производственных инноваций. Государственные инвестиции для этого фонда выделяются отдельной строкой в Федеральной инвестиционной программе.

В настоящее время основными источниками средств, используемых в сфере инноваций, являются собственные средства предприятий (прежде всего накопленная прибыль и амортизационные отчисления); бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях; средства специальных внебюджетных фондов финансирования научных исследований и разработок; денежные средства инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ и т.п. [12, c.146].

Федеральный бюджет остается главным источником финансирования научных исследований и разработок. Финансирование мероприятий по  приоритетным направлениям развития науки и техники осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет внебюджетных источников, при этом доля внебюджетного финансирования должна составить примерно 40%. Следует заметить, что государственные средства, направляемые в производственную инновационную сферу, весьма невелики. Доля государственного участия в финансировании инноваций составила всего лишь 2% [23, c.112].

 

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить