Государственная поддержка малого предпринимательства (диплом)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА    5
1.1. Понятие малого предпринимательства и его современное состояние в России    5
1.2. Методы и формы государственной поддержки малого предпринимательства    11
1.3. Нормативно-правовое регулирование развития малого предпринимательства в Российской Федерации    22
2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ    31
2.1. Общая оценка развития малого бизнеса в Марий Эл и мер по его поддержке региональными органами власти    31
2.2. Проблемы развития малого бизнеса и содержание государственной политики по его поддержке в Марий Эл    44
2.3. Основные элементы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Марий Эл    54
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА    65
3.1. Мероприятия по развитию финансово-кредитного регулирования малого предпринимательства в РМЭ    65
3.2. Совершенствование налогообложения в целях развития малого предпринимательства в РМЭ    77
3.3. Рекомендации по использованию лизинга в развитии малого предпринимательства в РМЭ    87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    101
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ    104

 

Введение

 

Как показывает опыт промышленно развитых стран рыночная экономика — это экономика предпринимательства, а развитие малого бизнеса важнейшее условие повышение его эффективности. Малый бизнес этих стран определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его на 40-50 и более процентов. Малое предпринимательство способствует поддержанию конкурентного тонуса экономики, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, формирует новый социальный слой предпринимателей.

Для России малое предпринимательство может стать важным фактором выхода страны из финансового кризиса. Однако, для этого необходима помощь государства, его целенаправленные усилия по созданию необходимых условий рационального функционирования малых предприятий. Для этого, прежде всего, необходима законодательная база, а также соответствующая структура органов исполнительной власти, наделенных правами для реализации нормативных актов этой базы. В комплексе условий важное значение имеет инфраструктура малого предпринимательства, включающая различные по организационно-правовой форме и назначению государственные, общественные и коммерческие институты.

Сегодня малое предпринимательство представляет собой наиболее динамично развивающийся сектор экономики и играет значительную роль в социально-экономическом развитии Республики Марий Эл. Наибольшую долю в общем количестве малых предприятий занимают предприятия оптовой и розничной торговли (39,8 %), в обрабатывающих производствах (18,3 %), предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг (16,2 %), а также занятые в строительстве (6,4 %) [31, c.3].

Международный опыт показал, что эффективное развитие субъектов малого и среднего предпринимательства возможно при наличии целенаправленной государственной политики в данном направлении. В связи с этим, основной задачей Правительства РМЭ в настоящее время становится содействие дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса республики, увеличению вклада субъектов малого предпринимательства в экономику Марий Эл и формированию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Координирующая роль отведена Министерству экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл.

Объектом исследования является государственная политика поддержки малого предпринимательства.

Предметом исследования выступает региональная политика поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл.

Целью исследования является разработка региональной политики поддержки малого бизнеса в Республике Марий Эл.

Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты государственной политики поддержки малого предпринимательства;

- провести анализ региональной политики поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл;

- разработать мероприятий поддержки малого бизнеса.

Теоретической и методической базой работы стали научные труды Н.Г. Агурбаша, М.Г. Лапусты и Ю.Л. Старостина, И.А. Ляшевича, М.А. Сажиной и Г.Г. Чибрикова, Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл на 2009-2011 годы», другие нормативно-правовые акты, а также данные Росстата и Маристата о развитии малого предпринимательства.

1.2. Методы и формы государственной поддержки малого предпринимательства

 

Государственная поддержка малого предпринимательства в России осуществляется на всех уровнях законодательной и исполнительной власти (федеральном, региональном и местном) на основе осуществления соответствующих мероприятий. На федеральном уровне наиболее важными и оказывающими реальное воздействие на поддержку малого предпринимательства являются следующие меры:

- учет специфики и потребностей малых предприятий при принятии законодательства по предпринимательству; необходимо иметь специальные статьи о трудовых отношениях в малых предприятиях в Кодексе о труде, статьи о правах мелких предпринимателей в отношении своей собственности и гарантиях государства относительно их соблюдения в законе о собственности и т.д.;

- разработка и принятие законодательных актов по малому предпринимательству, регулирующих все стадии и процессы его жизненного цикла;

- создание экономических условий для формирования и развития организационно-технической и финансово-кредитной инфраструктуры малого предпринимательства;

- оказание малым предприятиям прямой организационно-финансовой и косвенной помощи на основе специальных программ льготных налоговых и кредитных режимов [16, c.93].

На региональном уровне законодательные и исполнительные органы власти имеют большие возможности для поддержки малого предпринимательства. От них во многом зависит исполнение положений федеральных законов. Кроме того, они имеют право принятия собственных нормативно-правовых актов, отражающих региональные особенности развития малого предпринимательства. Очень важно для эффективного развития малых предприятий участие местных органов власти. На этом уровне решаются многие актуальные вопросы регулирования земельных, арендных и других отношений, организация всех видов контроля, обеспечение функционирования городского (местного) транспорта. Они оказывают непосредственное, прямое и во многих отношениях решающее влияние на деятельность малых предприятий [43, c.147].

Организационные формы (меры) государственной поддержки малого предпринимательства входят в организационный блок системы поддержки, являются его элементами. Отметим наиболее важные из них. Первый элемент — это нормативно-правовая база создания, функционирования и развития малых предприятий. Второй элемент — это программы развития малого предпринимательства. Меры по поддержке малого бизнеса должны включаться в программы поддержки малых предприятий всех уровней власти (федерального, регионального и муниципального). Отметим следующие:

Во-первых, формирование инфраструктуры поддержки — одновременно на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Во-вторых, вовлечение в малое предпринимательство незащищенных слоев населения.

В-третьих, внесение в установленном порядке предложений о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на государственную поддержку малых предприятий.

В-четвертых, передача малым предприятиям результатов НИОКР и инновационных программ.

В-пятых, передача малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, нерентабельных и убыточных предприятий.

В-шестых, обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости с учетом ими вложенных в них материальных и финансовых средств [40, c.133].

Методы государственной поддержки малого предпринимательства группируются по направленности их воздействия и содержания. По направленности различают методы прямого и косвенного воздействия, а по содержанию — административные (организационно-правовые), экономические и институционные. Прямые методы — это бюджетное финансирование, субвенции, безвозвратные кредиты и т.п. Косвенные методы — налоговая политика, льготы и т.п.

Методы административной поддержки, базирующиеся на силе государственной власти, авторитете правительства, можно подразделить на группы: запрет, разрешение и принуждение. Первые два метода реализуются путем выдачи или отказа каких-либо прав (лицензий, квот и т.п.). Принуждение используется как инструмент осуществления государственной политики по регулированию экономического цикла, цен и социальных отношений.

Экономические методы подразделяются на финансово-кредитные и бюджетные. Финансово-кредитные — это количественное изменение предложения свободных денег и изменение «цены кредитов», т.е. процента, определяющего спрос на заемный капитал и масштабы притока вкладов.

Институционные методы государственной поддержки направлены на организацию хозяйственной деятельности и основаны на создании субъектов и объектов институционной инфраструктуры.. Субъектами являются предприятия всех форм собственности и банки, а объектами выступают хозяйственные отношения фаз и сфер воспроизводства [26, c.383].

Содержание и объемы государственной поддержки малого предпринимательства, его формы и методы зависят от экономического состояния страны и геополитического положения, от истории, традиций и национальной культуры. Так, по мнению Н.Г. Агурбаша, для России, с ее территориальными масштабами, суверенитетами регионов, а также неуважением законов и традиционным «авось» неприемлемы методы, используемые в Германии (с ее дисциплиной, точностью и пунктуальностью) [16, c.95].

Анализ международного опыта показывает, что есть определенный перечень общепринятых форм и методов государственной поддержки малого предпринимательства. При этом происходит смещение акцентов поддержки. Главной его задачей все в большей мере остановится обеспечение на мировом рынке конкретных преимуществ национальной экономики. Решение этой задачи осуществляется, во-первых, на основе создания наиболее благоприятных условий предпринимательства и развития национальной конкурентной рыночной среды и, во-вторых, за счет поддержания конкурентоспособности в сферах, преимущества которых не могут быть реализованы посредством механизма свободного рынка.

Как показывает опыт развития малого предпринимательства в России, структура его субъектов неоднородна. Если взять в качестве классификационного признака их возможности в привлечении финансовых средств, то можно выделить три группы. Первая группа малых предприятий — это предприятия, развивающиеся наиболее успешно, с хорошими перспективами роста. Они располагают достаточными возможностями решения финансовых проблем за счет собственных средств, или средств партнеров и учредителей. Владельцы этих предприятий — собственники производственного и непроизводственного имущества.

В случае необходимости под его залог могут выделяться кредиты коммерческих и государственных банков. Кроме того, такие предприятия не лишены определенного опыта применения различных процедур поиска финансовых средств. Они знакомы с технологиями минимизации затрат на привлечение заемных средств и не заинтересованы в их получении на предлагаемых банками условиях. Их не устраивают процентные ставки и краткосрочные кредитования. Предприятия первой группы используют кредит для реализации высокоэффективных не длительных по срокам осуществления проектов и только в случае отсутствия альтернативных возможностей. Количественно эта группа немногочисленна [56, c.205].

Вторая группа малых предприятий — это основная масса субъектов малого предпринимательства, прошедших стадию становления и функционирующих. Но им для дальнейшей успешной работы и особенно развития требуются финансовые средства. Однако их возможности ограничены недостатком имеющихся залогов и гарантий [45, c.198].

Третья группа малых предприятий включает:

- малорентабельные и убыточные предприятия с нестабильным финансовым положением и отягощенными долговыми обязательствами;

- недавно созданные, только начинающие функционировать предприятия [29, c.89].

Эти субъекты малого предпринимательства не имеют свободных финансовых ресурсов и не обладают реальными залоговыми возможностями. Для них нет системы гарантий и страхования инвестиционной деятельности. Имеющиеся производственные активы малоликвидны, так как их помещения и оборудование, как правило, морально устарели, физически изношены и требуют значительных инвестиций для эффективного функционирования. В последние годы в целом по Российской Федерации сложилась следующая структура источников финансирования проектов малых предприятий [16, c.97], приведенная в таблице 1.

 

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить