Государственная политика в сфере межнациональных отношений (диплом)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    7
1.1. Понятие и сущность государственной политики в сфере межнациональных отношений    7
1.2. Нормативно-правовая база государственной политики в сфере межнациональных отношений    16
1.3. Управление государственной политикой в сфере межнациональных отношений в Российской Федерации    25

2.АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ  ПО РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ    33
2.1. Общая характеристика деятельности отдела межнациональных отношений Министерства культуры, печати и по делам   национальностей    33
2.2. Анализ деятельности по реализации государственной политики  в сфере межнациональных отношений в РМЭ    46
2.3. Оценка основных проблем в области реализации государственной политики в сфере межнациональных отношений в РМЭ    63

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ    77
3.1. Мониторинг межнациональных отношений    77
3.2. Формирование условий для удовлетворения прав личности на    свободу вероисповедания, творчества и участия в культурной жизни, реализацию и развитие своей этнокультурной самобытности    85
3.3. Распространение и укрепление в обществе толерантности социальных установок и стереотипов    97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    106

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    108

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственная политика является важным регулятором общественных отношений, в том числе и этнических. Такие тенденции, как ксенофобия, антисемитизм, проявления национализма в одной из жесточайших его форм - фашизма, обусловливают стремление противопоставить этим негативным тенденциям в области этнических отношений рациональную политику, направленную на снижение напряженности межнациональной конфронтации, защиту интересов этноса, блокирование негативных процессов развития рассматриваемых общественных отношений. Важным элементом такой политики выступает криминологическая политика.

В России за последние несколько лет наблюдается всплеск таких радикально-национальных движений, одни из которых, учитывая ее полиэтничность и многосубъектность, направлены на поддержание своих землячеств в том или ином субъекте РФ, нередко путем противоправных действий и ущемления прав титульного этноса, другие, напротив, направлены на усиление позиций организаций так называемого националистического характера, совершающих противоправные действия в отношении представителей малых этнических групп, чаще всего иностранцев, дискриминируемых членами таких организаций по расовой принадлежности. На наш взгляд, те нормы права, которые регулируют отношения в данной сфере, должны быть реальными, то есть соблюдаться и исполняться неукоснительно. В современной России нельзя игнорировать малейшие проявления межнациональной напряженности, учитывая ее полиэтничность и основные демократические принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации [1].

Недопустимым является попрания прав нетитульных этносов в субъектах Российской Федерации, учитывая федеративное устройство России. Государственная политика в сфере межнациональных отношений должна, прежде всего, способствовать нейтрализации таких негативных проявлений современного общества, как фашизм, ксенофобия, русофобия, кавказофобия, ущемление прав тех или иных народов – как титульных в данном конкретном субъекте Российской Федерации, так и тех, которые бок о бок с титульным народом строили и развивали на протяжении многих лет этот регион.

Важным элементом государственной политики в сфере межнациональных отношений является участие молодежных и иных политических партий, общественных объединений и СМИ в решении вопросов, касающихся национальной, этнической идентичности, с учетом исторической особенности и современных тенденций для минимизации негативных проявлений в области национальных отношений, которым в настоящее время подвержено мировое сообщество. Ведь именно многонациональность, мультикультурность и полиэтничность на фоне ярко выраженной этнической идентичности по отношению к конкретному этносу являются глобальными и универсальными характеристиками современного мира. Все это определяет актуальность темы данной работы.

Целью работы является изучение государственной политики в сфере межнациональных отношений.

Соответственно, задачами работы стали:

- изучить теоретические и правовые основы государственной национальной политики в Российской Федерации;

- проанализировать эффективность реализации государственной национальной политики на примере Министерство   культуры,  печати   и  по  делам  национальностей Республики Марий Эл;

- рассмотреть основные направления совершенствования государственной национальной политики.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Понятие и сущность государственной политики в сфере межнациональных отношений

 

Национальная политика — политика государства по отношению к различным национальностям внутри страны. В разное время и в разных странах может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки и т. п.), искусственной ассимиляции до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства. Основные этапы национальной политики в Российской Федерации:

1917-1918 — Признание права наций на полное самоопределение вплоть до отделения. Признание государственной независимости Финляндии, Польши, Украины, Турецкой Армении и т. д. Создание первых национальных автономий в составе РСФСР. Народный комиссариат по делам национальностей.

1920-1921 — Создание в результате победы в гражданской войне национальных Советских республик.

1922 — Образование СССР. Ликвидация Народного комиссариата по делам национальностей.

1924-1925 — Национально-государственное размежевание в Средней Азии. Повышение статуса некоторых национально-территориальных образований: автономная республика в составе РСФСР -> национальная советская республика.

1920-30-е — Развитие форм национальной автономии. Культурная революция. Период «коренизации» и «языкового строительства».

1936 — Принятие Конституции СССР. Завершение «переходного периода от капитализма к социализму».

1938 — Начало обязательного изучения русского языка в школе. Насильственное введение кириллицы вместо латинского шрифта, который до этого использовался тюркскими народами СССР.

1937-1944 — Депортация народов.

1955 — Снятие спецпреселенцев с учёта.

1958 — Родители получили право выбирать язык обучения для своих детей (и многие предпочли русский).

1964, 1972 — Указы о восстановлении прав депортированных народов.

1977 — Принятие Конституции СССР. Построение «развитого социалистического общества». Создание «новой исторической общности людей — советского народа».

1991 — Закон РСФСР о реабилитации репрессированных народов.

1993 — Принятие Конституции Российской Федерации. Признание многонациональной структуры общества. Конституционное признание прав коренных малочисленных народов. Декларирована свобода в определении и указании своей национальной принадлежности, а также свобода выбора языка общения, воспитания, обучения и творчества.

2006 — Образование Пермского края. Начало укрупнения некоторых российских регионов за счет национальных образований.

Российская Федерация является многонациональным государством, в котором наряду с русским народом проживают народы более чем 170 национальностей. От их самочувствия зависят в конечном итоге единство и целостность Российского государства. Поэтому одной из основополагающих составляющих внутренней политики государства является политика по созданию условий для свободного национально-культурного развития всех народов Российской Федерации [23, c.12]. Такое положение вытекает из Конституции Российской Федерации, где сказано, что в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области национального развития (п. "е" ст. 71).

Первым шагом в этом направлении стало принятие в 1996 г. Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909, определившей систему современных взглядов, принципов и приоритетов в целях всестороннего учета интересов народов России при решении конкретных задач в сфере национальных отношений, координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по реализации российскими народами своих национально-культурных запросов и потребностей. Концепция должна была стать ориентиром для органов государственной власти и местного самоуправления при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений [23, c.14].

Более того, предполагалось, что положения Концепции государственной национальной политики найдут свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и соответствующих актах органов местного самоуправления. В период 1998 - 2004 гг. Государственная Дума приняла ряд законов по регулированию межнациональных отношений - о национально-культурной автономии, о гарантиях прав коренных малочисленных народов и др. Однако системного подхода в создании единого правового механизма в сфере регулирования межнациональных отношений достичь не удалось.

Прежде всего, потому, что на государственном уровне еще не утвердился системный, взвешенный взгляд на национальный вопрос, не создан необходимый современный правовой механизм, призванный регулировать различные стороны национальных отношений. Мешало этому и отсутствие основополагающего документа: правового акта, в котором бы на язык закона были трансформированы положения Концепции

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.    Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета.- 21.01.2009.
2.    Конституция Республики Марий Эл от 24.06.1995 (ред. от 04.10.2006) // Марийская правда.- 07.07.1995.
3.    Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 22.07.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 25.- ст. 2954. 
4.    О гарантиях прав коренных малочисленных  народов Российской Федерации: федер. закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. от 13.05.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 18.- ст. 2208.
5.    Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севере, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: федер. закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства РФ.- 2006.- N 30.- ст. 3122.
6.    О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: федер. закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ (ред. от 23.07.2008)  // Собрание законодательства РФ.- 2008.- ст. 1972.
7.    О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: федер. закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ (ред. от 18.07.2006) // Собрание законодательства РФ.- 2006.- N 22.- ст. 2670.
8.    Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 10.08.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 42.- ст. 5005.
9.    Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.06.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 40.- ст. 3822.
10.    Об утверждении положения о Министерстве регионального развития Российской  Федерации и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 26.01.2005 N 40 (ред. от 05.06.2008)  // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 5.- ст. 390.
11.    Об утверждении Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл: указ Президента Республики Марий Эл от 13.12.1997 № 47-З // Собрание законодательства Республики Марий Эл.- № 1.- 1998.- ст. 63-78.
12.    О республиканской целевой программе "Развитие этнокультурных и межнациональных отношений в Республике Марий Эл (2004-2008 годы): Закон Республики Марий Эл от 09.03.2004 № 12-З (ред. от 28.04.2007)  // Собрание законодательства Республики Марий Эл.- №4.- 2007.- ст. 116.
13.    Абдуллаев, М.Н. Некоторые вопросы совершенствования нормативно-правовой базы по регулированию межнациональных отношений / М.Н. Абдуллаев // Юридический мир.- 2007.- №12.- С. 5-27. 
14.    Башкунов, А.А. Социально-политическая безопасность региона Российской Федерации: состояние и тенденции / А.А. Башкунов // Право и политика.- 2007.- N 8.- C. 41-53.
15.    Бекишиева, С.Р. Правовая система Дагестана: вопросы теории и практики: Монография / С.Р. Бекишева.- Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2005.- 223 с.
16.    Биктимирова, З.З. Безопасность в концепции развития человека / З.З. Биктимирова // Общественные науки и современность.- 2004.- №6.- С. 135-136.
17.    Бондарь, Н.С. Конституционное право как средство разрешения межнациональных конфликтов / Н.С. Бондарь // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран: Материалы научно-практической конференции.- Москва.- 2005.- Изд-во Моск. Ун-та.- 378 с.
18.    Васильева, Л.Н. Комментарий к закону Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" (постатейный) / Л.Н. Васильева.- М.: Юстицинформ, 2007.- 347 с.
19.    Васильева, Л.Н. Регулирование прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов: опыт Российской Федерации / Л.Н. Васильева // Журнал российского права.- 2005.- N 6.- C. 45-63.
20.     Глухарева, Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование) / Л.И. Глухарева.- М.: ФБК-Пресс, 2003.- 355 с.
21.    Дзидзоев, В.Д. Федеральное устройство России: опыт, специфика, особенности, перспективы развития / В.Д. Дзидоев.- Россия и Кавказ: история и современность: Материалы научной конференции.- Владикавказ: ППП им. В.А. Гассиева, 2005.- 560 с.
22.    Доровских, Е.М. Русский язык: совершенствование правового регулирования / Е.М. Доровских // Журнал российского права.- 2007.- N4.- C.29-45.
23.    Дубровин, Ю.Д. О государственном регулировании межнациональных отношений в Российской Федерации / Ю.Д. Дубровин // Государственная власть и местное самоуправление.- 2007.- № 2.- C. 12-20.
24.    Зайцев, С. Противодействие экстремизму / С. Зайцев // Законность.- 2007.- N 10.- C. 7-22.
25.    Зубарев, С.М. Контроль за деятельности государственных гражданских служащих: вопросы теории и правового регулирования / С.М. Зубарев.- М.: Юрайт.- 2007.- 451 с.
26.    История Марийской АССР. Т. I. С древнейших времен до Великой  Октябрьской социалистической революция.- Йошкар-Ола, 1986.- 496 с.
27.    Калякин, О.А. Этносоциальная безопасность: проблемы и реализация / О.А. Калякин // Безопасность бизнеса.- 2006.- N 4.- C. 11-18.
28.    Кардашова, И.Б. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации: сущность, задачи / И.Б. Кардашова // Российский следователь.- 2006.- N 1.- С. 18-27.
29.    Касьяненко, М.А. Девиантное поведение некоторых представителей  национальных меньшинств как фактор, обусловливающий межнациональные конфликты / М.А. Касьяненко // Юридический мир.- 2006.- N 11.- C. 50-66.
30.    Киреев, А.С. Политико-правовые основы профилактики этнополитического экстремизма: дис... на соиск. учен. степ. канд. полит. Наук / А.С. Киреев.- М., 2003.- 169 с.
31.    Ковригина, М.В. Обеспечение прав национальных меньшинств в демократическом государстве / М.В. Ковригина // Международное публичное и частное право.- 2007.- № 5.- С. 19-26.
32.    Напсо, М.Б. Коллективное право на национальную идентичность или  культурные права индивида / М.Б. Напсо // Право и политика.- 2007.- №12.- С. 14-18.
33.    Никитин, В.И. Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект / В.И. Никитин // Выступление на парламентских слушаниях Государственной Думы 7 апреля 2003 г.- СПС КонсультантПлюс.
34.    О совершенствовании правового регулирования в сфере государственной национальной политики // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.- 2007.- №17(334).- С.36-37.
35.    Оздамиров, А.З. Какое территориальное устройство нужно России? / А.З. Оздамиров // История государства и права.- 2007.- N 16.- С. 19-30.
36.    Павлович, А.А. Культурная политика современной России / А.А. Павлович // Культура: управление, экономика, право.- 2007.- N 2.- C.33-43.
37.    Права и свободы народов в современной истории международного права (Сборник документов).- Казань, 1995.- 392 с.
38.    Рекомендации парламентских слушаний на тему "О совершенствовании правового регулирования в сфере государственной национальной политик" // Государственная власть и местное самоуправление.- 2007.- N10.- C. 34-68.
39.    Религиозные объединения Российской Федерации. Справочник / Под ред. М.М. Прусака, В.В. Борщева.- М.: Республика, 2006.- 376 c.
40.    Республика Марий Эл в цифрах.- Йошкар-Ола, 2008.- 260 с.
41.    Соловьев, В.С. Многонациональность – наше богатство / В.С. Соловьев.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1991.- 128 с.
42.    Торшин, А.П. Укрепление межнациональных отношений – важнейшая задача современной России / А.П. Торшин // Государственная власть и местное самоуправление.- 2007.- №10.- С. 7-21.
43.    Трофимова, И.Н. Некоторые аспекты развития местного самоуправления в условиях регионализации Российской Федерации / И.Н. Трофимова // Государственная власть и местное самоуправление.- 2006.- N 5.- С. 22-31.
44.    Ухов, В.Ю. О некоторых проблемах совершенствования концепции национальной безопасности Российской Федерации / В.Ю. Ухов // Российский следователь.- 2006.- N 2.- C.9-25.
45.    Филатов, С. Языческое возрождение. Поволжская религиозная альтернатива / С. Филатов // Дружба народов.- 2000.- № 5.- С. 1-12.
46.    Филатов, С. Язычество. Рождение или возрождение? / С. Филатов // Дружба народов.- 1996.- № 3.- С. 5-15.
47.    Филиппов, В.Р., Закон и этничность. Аналитический отчет о результатах экспертного исследования концептуальных подходов к законодательному регулированию этнических процессов в столичном мегаполисе (/ В.Р. Филиппов, Е.И. Филиппова.- М.: Стик, 2008.- 274 с.
48.     Ширяева, Г.С. Актуализация этнических процессов в обществе, тенденции этнокультурного развития / Г.С. Ширяева // http://www.lib.cap.ru/d_conf28.asp
49.    Шкалина, Е.Г. Современный марийский язык: проблемы и возможности / Е.Г. Шкалина // Финно-угорский вестник.  Информационный бюллетень.- № 4 (23).- 2001.- C. 34. 
50.    Юсуповский, А.М. Стратегические проблемы национального развития: к сравнительному анализу приоритетов государственной национальной политики / А.М. Юсуповский // Государственная власть и местное самоуправление".- 2008.- № 4.- C. 10-25.
51.    Ярославцев, В.Г. Предложения по совершенствованию механизма защиты от посягательства на национальное равноправие в России, СНГ и бывших республиках СССР / В.Г. Ярославцев // Материалы конференции. Российский комитет адвокатов.- СПб., 2003.- С. 43.


Заказать диплом

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета.- 21.01.2009.

2. Конституция Республики Марий Эл от 24.06.1995 (ред. от 04.10.2006) // Марийская правда.- 07.07.1995.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 22.07.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 25.- ст. 2954.

4. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: федер. закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. от 13.05.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 18.- ст. 2208.

5. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севере, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: федер. закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства РФ.- 2006.- N 30.- ст. 3122.

6. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: федер. закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- ст. 1972.

7. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: федер. закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ (ред. от 18.07.2006) // Собрание законодательства РФ.- 2006.- N 22.- ст. 2670.

8. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 10.08.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 42.- ст. 5005.

9. Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.06.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 40.- ст. 3822.

10. Об утверждении положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 26.01.2005 N 40 (ред. от 05.06.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2008.- N 5.- ст. 390.

11. Об утверждении Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл: указ Президента Республики Марий Эл от 13.12.1997 № 47-З // Собрание законодательства Республики Марий Эл.- № 1.- 1998.- ст. 63-78.

12. О республиканской целевой программе "Развитие этнокультурных и межнациональных отношений в Республике Марий Эл (2004-2008 годы): Закон Республики Марий Эл от 09.03.2004 № 12-З (ред. от 28.04.2007) // Собрание законодательства Республики Марий Эл.- №4.- 2007.- ст. 116.

13. Абдуллаев, М.Н. Некоторые вопросы совершенствования нормативно-правовой базы по регулированию межнациональных отношений / М.Н. Абдуллаев // Юридический мир.- 2007.- №12.- С. 5-27.

14. Башкунов, А.А. Социально-политическая безопасность региона Российской Федерации: состояние и тенденции / А.А. Башкунов // Право и политика.- 2007.- N 8.- C. 41-53.

15. Бекишиева, С.Р. Правовая система Дагестана: вопросы теории и практики: Монография / С.Р. Бекишева.- Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2005.- 223 с.

16. Биктимирова, З.З. Безопасность в концепции развития человека / З.З. Биктимирова // Общественные науки и современность.- 2004.- №6.- С. 135-136.

17. Бондарь, Н.С. Конституционное право как средство разрешения межнациональных конфликтов / Н.С. Бондарь // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран: Материалы научно-практической конференции.- Москва.- 2005.- Изд-во Моск. Ун-та.- 378 с.

18. Васильева, Л.Н. Комментарий к закону Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" (постатейный) / Л.Н. Васильева.- М.: Юстицинформ, 2007.- 347 с.

19. Васильева, Л.Н. Регулирование прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов: опыт Российской Федерации / Л.Н. Васильева // Журнал российского права.- 2005.- N 6.- C. 45-63.

20. Глухарева, Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование) / Л.И. Глухарева.- М.: ФБК-Пресс, 2003.- 355 с.

21. Дзидзоев, В.Д. Федеральное устройство России: опыт, специфика, особенности, перспективы развития / В.Д. Дзидоев.- Россия и Кавказ: история и современность: Материалы научной конференции.- Владикавказ: ППП им. В.А. Гассиева, 2005.- 560 с.

22. Доровских, Е.М. Русский язык: совершенствование правового регулирования / Е.М. Доровских // Журнал российского права.- 2007.- N4.- C.29-45.

23. Дубровин, Ю.Д. О государственном регулировании межнациональных отношений в Российской Федерации / Ю.Д. Дубровин // Государственная власть и местное самоуправление.- 2007.- № 2.- C. 12-20.

24. Зайцев, С. Противодействие экстремизму / С. Зайцев // Законность.- 2007.- N 10.- C. 7-22.

25. Зубарев, С.М. Контроль за деятельности государственных гражданских служащих: вопросы теории и правового регулирования / С.М. Зубарев.- М.: Юрайт.- 2007.- 451 с.

26. История Марийской АССР. Т. I. С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революция.- Йошкар-Ола, 1986.- 496 с.

27. Калякин, О.А. Этносоциальная безопасность: проблемы и реализация / О.А. Калякин // Безопасность бизнеса.- 2006.- N 4.- C. 11-18.

28. Кардашова, И.Б. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации: сущность, задачи / И.Б. Кардашова // Российский следователь.- 2006.- N 1.- С. 18-27.

29. Касьяненко, М.А. Девиантное поведение некоторых представителей национальных меньшинств как фактор, обусловливающий межнациональные конфликты / М.А. Касьяненко // Юридический мир.- 2006.- N 11.- C. 50-66.

30. Киреев, А.С. Политико-правовые основы профилактики этнополитического экстремизма: дис... на соиск. учен. степ. канд. полит. Наук / А.С. Киреев.- М., 2003.- 169 с.

31. Ковригина, М.В. Обеспечение прав национальных меньшинств в демократическом государстве / М.В. Ковригина // Международное публичное и частное право.- 2007.- № 5.- С. 19-26.

32. Напсо, М.Б. Коллективное право на национальную идентичность или культурные права индивида / М.Б. Напсо // Право и политика.- 2007.- №12.- С. 14-18.

33. Никитин, В.И. Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этноконфессиональный аспект / В.И. Никитин // Выступление на парламентских слушаниях Государственной Думы 7 апреля 2003 г.- СПС КонсультантПлюс.

34. О совершенствовании правового регулирования в сфере государственной национальной политики // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.- 2007.- №17(334).- С.36-37.

35. Оздамиров, А.З. Какое территориальное устройство нужно России? / А.З. Оздамиров // История государства и права.- 2007.- N 16.- С. 19-30.

36. Павлович, А.А. Культурная политика современной России / А.А. Павлович // Культура: управление, экономика, право.- 2007.- N 2.- C.33-43.

37. Права и свободы народов в современной истории международного права (Сборник документов).- Казань, 1995.- 392 с.

38. Рекомендации парламентских слушаний на тему "О совершенствовании правового регулирования в сфере государственной национальной политик" // Государственная власть и местное самоуправление.- 2007.- N10.- C. 34-68.

39. Религиозные объединения Российской Федерации. Справочник / Под ред. М.М. Прусака, В.В. Борщева.- М.: Республика, 2006.- 376 c.

40. Республика Марий Эл в цифрах.- Йошкар-Ола, 2008.- 260 с.

41. Соловьев, В.С. Многонациональность – наше богатство / В.С. Соловьев.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1991.- 128 с.

42. Торшин, А.П. Укрепление межнациональных отношений – важнейшая задача современной России / А.П. Торшин // Государственная власть и местное самоуправление.- 2007.- №10.- С. 7-21.

43. Трофимова, И.Н. Некоторые аспекты развития местного самоуправления в условиях регионализации Российской Федерации / И.Н. Трофимова // Государственная власть и местное самоуправление.- 2006.- N 5.- С. 22-31.

44. Ухов, В.Ю. О некоторых проблемах совершенствования концепции национальной безопасности Российской Федерации / В.Ю. Ухов // Российский следователь.- 2006.- N 2.- C.9-25.

45. Филатов, С. Языческое возрождение. Поволжская религиозная альтернатива / С. Филатов // Дружба народов.- 2000.- № 5.- С. 1-12.

46. Филатов, С. Язычество. Рождение или возрождение? / С. Филатов // Дружба народов.- 1996.- № 3.- С. 5-15.

47. Филиппов, В.Р., Закон и этничность. Аналитический отчет о результатах экспертного исследования концептуальных подходов к законодательному регулированию этнических процессов в столичном мегаполисе (/ В.Р. Филиппов, Е.И. Филиппова.- М.: Стик, 2008.- 274 с.

48. Ширяева, Г.С. Актуализация этнических процессов в обществе, тенденции этнокультурного развития / Г.С. Ширяева // http://www.lib.cap.ru/d_conf28.asp

49. Шкалина, Е.Г. Современный марийский язык: проблемы и возможности / Е.Г. Шкалина // Финно-угорский вестник. Информационный бюллетень.- № 4 (23).- 2001.- C. 34.

50. Юсуповский, А.М. Стратегические проблемы национального развития: к сравнительному анализу приоритетов государственной национальной политики / А.М. Юсуповский // Государственная власть и местное самоуправление".- 2008.- № 4.- C. 10-25.

51. Ярославцев, В.Г. Предложения по совершенствованию механизма защиты от посягательства на национальное равноправие в России, СНГ и бывших республиках СССР / В.Г. Ярославцев // Материалы конференции. Российский комитет адвокатов.- СПб., 2003.- С. 43.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить