Государственная служба в Российской Федерации (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    5
1.1. Понятие, система и принципы государственной службы    5
1.2. Должности государственной службы и их реестры    12
2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ    18
2.1. Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение    18
2.2. Управление государственной службой    23
2.3. Проблемы повышения результативности и эффективности работы государственных служащих    29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    37

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Реформа государственной службы - глобальное явление, охватившее и экономически сильные государства, и те, которые только встают на путь самостоятельного развития. Показательно, что в проекте Европейской конституции, которую предложили для утверждения странам Европейского союза в 2005 г., зафиксировано новое право человека и гражданина - право на хорошее управление, под которым понимается то, что органы власти беспристрастно и справедливо, без проволочек и по существу обязаны рассматривать обращения граждан, а также то, что избранные представители и администрации действуют в интересах населения [19, C.34].

Российское государство - одно из старейших государств мира с исторически сложившейся системой государственного управления. Эта система сегодня во многом исчерпала себя, но последствия ее непродуманного абсолютного отрицания непредсказуемы. В то же время российская демократия - самая молодая на европейском континенте. Поэтому, стремясь утвердить достойное нашей страны место на континенте и в мире, необходимо говорить с этим миром и с этим континентом на одном управленческом языке.

Система управления каждой страной является неотъемлемым элементом культуры, детерминирована историческими и географическими факторами. Отсюда и проистекают ее специфические черты. Эта управленческая культура столь же стабильна, как и гены. Ее куда труднее изменить, нежели по-новому пересчитать количество министерств и ведомств, перераспределить между ними тот или иной набор функций. Действительно, в исторически короткое время возможно изменить структуру государственной власти и систему государственного управления. Значительно труднее изменить управленческую ментальность, утвердить в сознании чиновника восприятие обратившегося к нему гражданина не как докучающей обузы (это в лучшем случае, в худшем - как дополнительного источника денежного довольствия), а как потребителя услуг, которые он обязан предоставить данному гражданину [11, C.16].

Следствием подобного положения является ограниченная способность системы к выполнению функций государственного управления и оказания общественных услуг. В этой связи следует привести итоги опроса Социологического центра РАГС. Так, на вопрос: "Способна или нет, на Ваш взгляд, сегодня административная система страны эффективно оказывать услуги обществу и отдельным гражданам?" - лишь 18,9% респондентов ответили: "В основном способна", а 59,6% - признали неспособность системы управления выполнить данную функцию [20, C.112]. Таким образом, тема данной работы является актуальной, поскольку совершенствование системы управления государственной службой в Российской Федерации является жизненно необходимым для развития нашей страны.

Объектом исследования является персонал органов государственной власти.

Предметом исследования выступают основы государственной службы.

Целью работы является изучение основ государственной службы в Российской Федерации.

Соответственно, задачами работы стали:

-  изучение общих положений о государственной службе в Российской Федерации;

- исследование общих условий и системы управления государственной службы;

- анализ проблемы повышения результативности и эффективности работы государственных служащих.

1. Общие положения о государственной службе в Российской Федерации

1.1. Понятие, система и принципы государственной службы

 

В ст. 1 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" [2] дается определение понятия "государственная служба Российской Федерации". Государственная служба определена как профессиональная служебная деятельность граждан. Для такого решения есть конституционные основания. Так, в части четвертой Конституции РФ [1] говорится о равном доступе к государственной службе именно граждан Российской Федерации. Под профессиональной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков, требующая определенной подготовки и образования. Профессиональная служебная деятельность связана с выполнением, как правило, в качестве основного вида деятельности специальных должностных полномочий за вознаграждение, выплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета. Государственная служба осуществляется на должностях, об этом свидетельствуют корреспондирующие данному определению понятия государственной гражданской службы (ст. 5 Закона о системе государственной службы [2]); военной службы (ст. 6); правоохранительной службы (ст. 7).

Первая попытка сформулировать определение понятия "государственная служба" была осуществлена в утратившем силу Федеральном законе от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". В этом Законе под государственной службой понималась профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. В действующем Законе о полномочиях, обеспечение исполнения которых составляет содержание государственной службы, сказано более подробно. Такое решение представляется вполне оправданным.

Строго говоря, действовавшее ранее определение государственной службы было неточным. К примеру, военнослужащие, проходящие службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях, не обеспечивают исполнение полномочий какого-либо государственного органа. Они обеспечивают исполнение полномочий Российской Федерации по обороне и безопасности. Сейчас выделяются три группы полномочий [15, C.31]. Прежде всего, отдельно названы полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Тем самым подчеркнут публично-правовой характер государственной службы. Эта же идея отражена в п. 3 ст. 10 Закона о системе государственной службы, согласно которому нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.

Такая трактовка государственной службы в полной мере соответствует мировой практике. В зарубежных странах правовые основы государственной (публичной) службы и статуса чиновников устанавливаются специальным государственно-служебным, публичным по своей правовой природе законодательством. При этом правовое положение рабочих и служащих регламентируется трудовым законодательством, т.е. находится под влиянием частного права. Такая правовая конструкция отвечает идее формирования профессиональной государственной (публичной) службы [19, C. 37].

Вторая группа - полномочия органов государственной власти, иных государственных органов. Традиционно органами государственной власти принято считать органы законодательной, исполнительной и судебной властей; иными государственными органами - органы, не относящиеся ни к одной из ветвей власти. Например, это - прокуратура Российской Федерации, Счетная палата, Администрация Президента Российской Федерации, Совет безопасности Российской Федерации и др. Перечня государственных органов, в которых осуществляется государственная служба, нет. Собственно

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить