Управление государственными займами и государственным долгом в Российской Федерации (курсовая)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА    5

1.1. Понятие и значение государственного и муниципального долга    5

1.2. Формы (виды) государственного и муниципального долга    12

1.3. Основания прекращения долговых обязательств и ответственность по долговым обязательствам Российской Федерации    22

2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    28

2.1. Анализ внешнего и внутреннего долга    28

2.2. Прогноз уровня государственного долга    35

2.3. Прогноз состояния внутреннего рынка капитала    41

3. ВЫБОР ПРИОРИТЕТОВ И ИНСТРУМЕНТОВ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    50

3.1. Долговая политика на внутреннем рынке капитала    50

3.2. Долговая политика на международных рынках капитала    56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    60

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит». Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга [17]:  внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте; внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте.

Государственный долг погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований. В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

Последствиями накопления государственного долга являются:     переложение налогового бремени на будущие поколения, перераспределение доходов среди населения, вытеснение частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.

Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального бюджета России в ближайшие годы. Вместе с тем, опережающий рост расходной части бюджета формирует перспективу его устойчивого дефицита, не позволяя вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объемах.

Государственные заимствования на рынках капитала выступят в среднесрочной перспективе основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. При этом объемы возможного предложения государственных ценных бумаг, прежде всего, на внутреннем облигационном рынке, могут составить беспрецедентные для современной России величины – на уровне двух триллионов рублей заимствований ежегодно.

Реализация подобного рода весьма амбициозных планов объективно невозможна на неподготовленном долговом рынке. Без осуществления комплекса срочных мер, направленных на кардинальную модернизацию и либерализацию внутреннего рынка госдолга, рост потребностей федерального бюджета может привести к «шоковой» реакции инвесторов, существенному увеличению стоимости государственных заимствований, негативным последствиям для макроэкономической и финансовой стабильности страны.

В этой связи развитие национального долгового рынка рассматривается в качестве абсолютного приоритета государственной долговой политики на среднесрочный период. Ключевыми задачами на этом направлении являются совершенствование инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг, повышение его ликвидности, расширение инвесторской базы, создание комфортных и конкурентоспособных условий для участников рынка из числа различных групп инвесторов [29, c.3].

Вышеизложенное определило выбор и актуальность темы исследования.

Объектом исследования выступают государственные займы и государственный долг.

Предметом исследования являются государственные займы и государственный долг Российской Федерации.

Цель работы состоит в изучении управления государственными займами и государственным долгом в Российской Федерации.

Для достижения цели в работе были поставлены задачи:

- изучить теоретические основы государственного долга;

- провести анализ государственного долга Российской Федерации;

- определить приоритеты и инструменты долговой политики Российской Федерации.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

1.1. Понятие и значение государственного и муниципального долга

 

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий [17].

Договор государственного займа — в гражданском праве России договор займа, в котором заемщиком выступает Российская Федерация или субъект Российской Федерации, а заимодавцем — физическое или юридическое лицо.

Государственные займы являются добровольными в соответствии со ст. 817 ГК РФ [3]. Договор государственного займа заключается путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, другого имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в те сроки, которые предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Условия выпущенного в обращение займа изменению не подлежат.

Государственные облигации — ценная бумага, эмитированная с целью покрытия бюджетного дефицита от имени правительства или местных органов власти, но обязательно гарантированная правительством [18].

Основополагающие принципы политики государства в области управления государственным долгом заложены в Конституции Российской Федерации. Помимо положений общего характера, определяющих принципы государственного управления, федеративного устройства, разграничения компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации, которые имеют значение для регулирования финансовой системы в целом, Конституция России содержит нормы, непосредственно касающиеся системы управления государственным долгом. Речь идет, в частности, о п. 4 ст. 75, где предусмотрено, что «государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе» [1].

В результате осуществления Российской Федерацией или муниципальными образованиями заимствований образуется соответственно государственный или муниципальный долг. Понятие государственного долга тесно связано с такой финансово-правовой категорией, как государственный  кредит, где государство  выступает в разных ипостасях - как кредитор и как заемщик. Государственный долг представляет собой задолженность Российской Федерации, срок платежа по которой уже наступил.

Рассматривая государственный и муниципальный долг с позиции науки финансового права и, следовательно, как один из финансово-правовых институтов, следует отметить, что долговая деятельность публично-правовых образований осуществляется посредством использования финансово-кредитных инструментов (публичных займов, кредитов, ценных бумаг и др.). При этом сама публичная долговая деятельность есть не что иное, как один из самостоятельных видов финансовой деятельности государства и его территориальных подразделений наряду с такими ее видами, как налоговая, эмиссионная, инвестиционная [11, c.43].

В соответствии со ст. 103 БК РФ под государственными заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации [2].

Несмотря на публично-правовую природу бюджетного законодательства, финансовый институт - государственный долг, регулируется, кроме прочего, нормами гражданского законодательства. Этими нормами регулируются правоотношения, возникающие между Российской Федерацией и физическими или юридическими лицами, в которых стороны находятся в равном положении по отношению друг к другу, а не в отношениях власти и подчинения.

Основным нормативным документом, регламентирующим такие правоотношения, является Гражданский кодекс РФ. Пункт 1 статьи 2 ГК РФ допускает возможность участия государства в гражданских правоотношениях.

Порядок и формы такого участия определяются в рамках гл. 5 ГК РФ. Выделение Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в отдельную главу подчеркивает особый статус перечисленных субъектов права, отличный от правового положения физических или юридических лиц.

Особый статус Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, тем не менее, не влияет на характер отношений с их участием как отношений, основанных на равенстве сторон. При применении норм Гражданского кодекса необходимо учитывать, что, согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ, «к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством» [4].

Таким образом, государственный долг находится на стыке нормативно-правового регулирования публичной и гражданско-правовой отрасли права. Например, ст. 308 ГК РФ устанавливает правило, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенное действие.

Что касается государственных долговых обязательств, то такие действия, как правило, заключаются в обязанности уплатить деньги в рублях или иностранной валюте. Наряду с денежной формой исполнения такой обязанности присутствует и натуральная форма, выражающаяся в передаче какого-либо имущества, например золота в слитках.

Первоначально понятие государственного долга Российской Федерации было закреплено в Законе РФ от 13 ноября 1992 г. № 3877-I «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», где он определялся как долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Государственный внутренний долг Российской Федерации обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства России [27, c.48].

В настоящее время понятие государственного долга содержится в Бюджетном кодексе РФ, где этому институту посвящена целая глава. Анализ трансформации понятия государственного долга показывает, что в Бюджетном кодексе РФ законодатель не только определяет общее понятие государственного долга, но и выделяет государственный долг Российской Федерации и государственный долг муниципального образования.

В соответствии со ст. 97 БК РФ государственный долг Российской Федерации определяется как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса РФ [2].

Как видно из приведенного определения, круг возможных участников правоотношений, складывающихся по поводу долговых обязательств Российской Федерации, законодателем установлен довольно широко - от субъектов национального права до субъектов международного права.

Государственный долг Российской Федерации полностью и без каких-либо условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

К государственной казне Российской Федерации отнесены средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Банка России, золотой запас, алмазный и валютный фонды.

Приведенное определение не вполне точно отражает действительное положение дел в части, касающейся круга имущества, которое может служить обеспечением обязательств государства. В связи с этим необходимо провести анализ положений законодательства, позволяющий определить, какое имущество может, а какое не может составлять обеспечение государственного долга.

Например, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или иное не предусмотрено федеральным законом [24, c.115].

Нормы, касающиеся золотого запаса Российской Федерации, содержатся в Федеральном законе от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях.

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить