Государственный оборонный заказ (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА    6
1.1. Понятие и сущность государственного оборонного заказа    6
1.2. Некоторые проблемы размещения государственного оборонного  заказа    16
1.3. Нормативно-правовое регулирование государственного оборонного заказа    31
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА В РОССИИ    42
2.1. Общая характеристика состояния государственного оборонного    заказа в России    42
2.2. Анализ системы государственного оборонного заказа в России    53
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА    68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    81


Введение

 

Актуальность темы исследования. Вопрос о том, каковы должны быть военные расходы государства, волнует правительства всех стран. С одной стороны, гарантированное обеспечение обороноспособности является одной из важнейших государственных задач и требует значительных финансовых средств. С другой стороны, большие расходы на оборону страны могут привести к деформации национальной экономики, к ухудшению возможностей развития гражданских отраслей промышленности, к снижению уровня жизни значительной части населения. Таким образом, обоснование рациональных объемов военных расходов в государственном бюджете должно проводиться на основе определения баланса между оборонными потребностями и экономическими возможностями страны.

В СССР во времена «холодной войны» решение военно-стратегических задач имело безусловный приоритет. Выполнение оборонных программ осуществлялось под руководством Государственной комиссии при Совете Министров СССР по военно-промышленным вопросам, имевшей очень большие полномочия. Работа сотрудников оборонных НИИ и КБ хорошо оплачивалась, при этом качество выполняемых работ строго контролировалось военной приемкой. Стремление не отстать от США и блока НАТО в количестве и качестве вооружений требовало значительных финансовых и материальных затрат и в конечном итоге привело к диспропорциям в экономике СССР, что - вместе с рядом других причин – привело к замедлению экономического развития и возникновению острых социально-экономических проблем.

С начала девяностых годов после распада СССР возникла другая крайность. В руководстве России возобладало мнение, что в связи с окончанием «холодной войны» необходимость в поддержании высокого военно-стратегического потенциала отпала, а имеющееся военно-промышленное производство нужно максимальным образом конверсировать в гражданское. При этом был выбран самый простой путь реформирования: военные закупки сократились во много раз, оборонно-промышленный комплекс (ОПК) был по существу лишен государственной поддержки, надежды возлагались на то, что рынок сам все исправит и поставит на свои места. В результате произошел обвал производства, утрата важных технологий, снижение конкурентоспособности высокотехнологичного производства, резкое обострение социальных проблем в целом ряде городов и регионов страны.

В настоящее время пришло понимание необходимости исправления ситуации и проведения сбалансированной политики. Стало очевидным, что военные угрозы не исчезли, а лишь изменили свой характер, что государство должно не самоустраняться от решения экономических проблем, но активно влиять на рыночную среду и идущие процессы с помощью имеющихся механизмов (посредством налоговой, тарифной политики, через бюджет и государственный заказ и т.п.). Это обусловливает необходимость обоснования и реализации комплексного подхода к обеспечению военной и экономической безопасности на основе целенаправленной государственной политики с целью создания условий для устойчивого развития России при эффективном парировании возникающих военно-политических, социально-экономических, террористических угроз.

Объектом исследования выступает понятие и сущность государственного оборонного заказа в России.

Предметом исследования являются правовые, экономические и геополитические аспекты проблемы размещения государственного оборонного заказа в России.

Целью исследования является система государственного оборонного заказа.

Соответственно задачами исследования стали:

- изучить теоретические и нормативно-правовые основы размещения государственного оборонного заказа;

- провести анализ эффективности системы государственного оборонного заказа;

- определить основные направления совершенствования системы государственного оборонного заказа.

В процессе написания работы были использованы труды следующих авторов: А.Б. Золотарева, Б.А. Коняхин, Ю.А. Подкорытов, Г.Н. Винокуров, С.Ю. Малков,  В.И. Ковалев, Ю.В. Коcсе, Д.С. Чернавский, Т.А. Московец, А.Г. Тищенко, А. Фролов и др.

 

1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственного оборонного заказа

1.1. Понятие и сущность государственного оборонного заказа

 

Государственный заказ - выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство. В РФ различают заказы общегосударственного (федерального) и локального (регионального) уровней. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является важной частью экономической системы Российской Федерации. В связи с этим, обеспечение эффективности размещения заказов для государственных и муниципальных нужд является первостепенной государственной задачей. В большинстве стран государство является крупнейшим потребителем на рынке, доля государственных закупок составляет 10-20% ВВП. За XX столетие доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте увеличилась практически во всех странах (развитых и развивающихся), причем отмечено увеличение, как объема, так и стоимости государственных закупок. Этот рост сопровождался развитием законодательства в сфере закупок для государственных нужд [24, с.6].

Столетие назад приобретение товаров и услуг для государственного сектора обычно представляло собой одностороннюю реквизицию продовольствия и военного снаряжения для армии. В большинстве стран основные государственные расходы на оборону и инфраструктуру выделялись для казенных заводов. В собственности государства находилось значительное число военных и гражданских инженерных объектов, оно осуществляло управление военными заводами, автострадами и железными дорогами, а также предприятиями в секторе коммунальных услуг и энергоснабжения. В данных условиях необходимость в разработке процедур закупок была минимальной.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1994 г. определяет государственные закупки товаров как «закупки государственными агентствами продукции для государственных нужд, которая не предназначена для коммерческой перепродажи или для использования в производстве товаров для коммерческой продажи». Статья XIII Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) определяет государственные закупки как «услуги, закупаемые для государственных нужд и не с целью коммерческой перепродажи или с целью использования при предоставлении услуг для коммерческой продажи» [24, c.7].

Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" [2] под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд определяет осуществляемые в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме. Таким образом, государственные закупки можно определить как конечный этап процесса реализации государственного заказа, то есть приобретение товаров, работ, услуг для государственных  нужд как приобретение товаров, работ, услуг для государственных  нужд.

Рассмотрим принципы, порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа. Государственным заказчиком вооружения и военной техники, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по их разработке, а также по созданию новых технологий производства вооружения и военной

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить