Государственное регулирование агропромышленного комплекса - АПК (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК    5
1.1. Понятие и сущность государственного регулирования АПК    5
1.2. Нормативно-правовые основы государственного регулирования       
АПК    16
1.3. Деятельность государственных органов по регулированию АПК    27
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК    38
2.1. Общая характеристика состояния АПК    38
2.2. Оценка эффективности государственного регулирования АПК    50
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК    62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    75

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Агропромышленный комплекс (АПК) является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и включает три сферы связанных между собой отраслей — сельское хозяйство и отрасли «до» и «после» сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс также один из важнейших в экономике страны. На его долю приходится около 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.

В 90-е годы XX века сельскохозяйственное производство в России пережило жесточайший экономический кризис, связанный со сменой форм собственности, распадом колхозов и совхозов и заменой их акционерными обществами и другими формами хозяйствования, в том числе фермерского. Этому процессу сопутствовали резкое сокращение государственного финансирования и диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемых им ресурсов (техника, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы и др.). Аграрная экономика постепенно превращается в биполярную структуру, на одном полюсе которой сосредоточились предприятия, обеспечивающие экономический рост и прибыль, а на другом - деградирующие, убыточные. Большинство сельских товаропроизводителей продолжает накапливать долги и не имеет ресурсов не только для технологического обновления производства, но и для приостановки его дальнейшей деградации [36, C.302].

После дефолта 1998 года в агропромышленном комплексе начался экономический рост. Девальвация рубля позволила на время ослабить давление импорта продовольствия на отечественных товаропроизводителей и дала им возможность расширить и укрепить рыночные позиции. Доля финансово благополучных хозяйств стала расти, а нежизнеспособных - снижаться. Исчерпание этого резерва обусловливает необходимость более эффективного регулирования агропромышленного комплекса на государственном и муниципальном уровне.

Главным содержанием экономических реформ в современной России является переход от централизованно планируемой экономики к экономике рыночного типа. Поэтому опыт мировой экономики в вопросе государственного регулирования АПК является полезным для познания процессов, происходящих в аграрном секторе нашей страны, позволяет определить наиболее эффективные формы и методы государственного воздействия на эту важнейшую отрасль общественного производства [20, C.1]. Однако нельзя забывать и положительный опыт поддержки АПК в советское время. Таким образом, тема данного исследования является актуальной.

Объектом исследования является агропромышленный комплекс (АПК).

Предметом исследования выступают формы и методы исследования АПК.

В работе были использованы труды таких авторов, как: С.А. Боголюбов, Е.Л. Минина, А. Гордеев, Е.А. Галиновская, А.П. Зинченко, Е.С. Мезенцева, Е. Мухина, А. Петриков, Е. Серова, Р. Янбых, В.Б. Зотов, Л.В. Шевченко, С.Х. Юнаев.

Целью работы является исследование различных аспектов проблемы государственного регулирования АПК.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования АПК;

- провести анализ современного состояния государственного регулирования АПК;

- исследовать основные направления совершенствования госрегулирования АПК.

 

1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования АПК

1.1. Понятие и сущность государственного регулирования АПК

 

Наиболее полно меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, сгруппированные по целевому признаку исследованы и обобщены В. Назаренко и А. Папцовым [23, C.27]. Можно выделить меры прямого и косвенного государственного субсидирования (рис. 1). К мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в:

- прямых государственных компенсационных платежах;

- платежах при ущербе от стихийных бедствий;

- платежах за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т.д.).

К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:

1. Ценовое вмешательство на рынок продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот и тарифов, установления налогов на экспорт и импорт продовольствия.

2. Компенсация издержек сельхозпроизводителей по приобретению средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам, выплаты по страхованию имущества.

3. Содействие развитию рынка, предусматривающее выделение государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции.

4. Содействие развитию производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение государственных средств на проведение мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства – субсидии на строительство производственных помещений, осуществление ирригационных проектов, рекультивацию земель, а также на содействие созданию фермерских объединений.

 

Рис. 1. Меры государственной поддержки АПК

 

Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов, вызывает необходимость разработки теории и совершенствования практики государственного воздействия на макро- и микроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях. Государственное регулирование в АПК предполагает осуществление его преимущественно экономическими методами и включает [11, C.83]:

- защиту отечественного продовольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию;

- сохранение и совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора применительно к условиям переходного периода;

- содействие развитию рыночной инфраструктуры; поддержание государственного сектора АПК;

- развитие социальной сферы села;

- развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства.

Регулирующая роль государства особенно важна на нынешнем этапе перехода к рыночной экономике, когда не сформировался эффективный механизм экономического регулирования. При этом должны быть приняты во внимание специфические особенности аграрного сектора — сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск, связанный с подверженностью стихийным силам природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий России находится в зоне рискованного земледелия [9, C.92].

Активное воздействие на развитие АПК экономическими методами государство может осуществлять через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование, регулирование условий и уровня оплаты труда, социальное развитие, через государственные программы, госзаказы, эффективную таможенную политику и т. д.

Ограниченность ресурсов при кризисе сбыта сельскохозяйственной продукции предполагает строгое подчинение протекционистской политики в аграрной сфере задаче повышения эффективности производства. В этой связи экономический механизм и комплекс мер поддержки сельских товаропроизводителей должны быть направлены на стимулирование более производительных вложений и рентабельного производства. Эта цель, в свою очередь, может быть достижима лишь тогда, когда система экономических рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные субсидии) будет в основном использоваться для стимулирования более рентабельных групп предприятий и более эффективных вложений по регионам [27, C.31].

В системе агропромышленного регулирования агропромышленного производства важно полнее использовать интервенционные товарные закупки и залог сельскохозяйственной продукции. В области ценовой политики должны действовать принципы свободного ценообразования в сочетании с государственном регулированием цен, установление гарантированного уровня на закупки по госзаказу, формирования цен в соответствии со спросом и предложением при относительно жестком ограничении тенденций к их монополизации.

В области кредитно-финансовой политики необходимо строго целевое использование кредитов с пониженной для сельского хозяйства процентной ставкой. В налоговой политике необходимо исключить многоканальность и дублирование налоговых изъятий. Стратегическим направлением этой политики должен стать переход к одноканальной системе в форме земельного налога, дифференцированного в зависимости от качества и местоположения земельных участков. При этом земельный налог должен иметь уровень, побуждающий к эффективному использованию земли. Задачам овладения рыночным механизмом и методами государственного регулирования в условиях рынка будет отвечать принципиально новая

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить