Государственное регулирование финансовой системы в России (курсовая)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ    5

1.1. Понятие финансовой системы и методов ее регулирования    5

1.2. Государственная финансовая система и ее звенья    12

1.3. Сущность и методы государственного регулирования финансов    19

2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ    25

2.1. Оценка денежно-кредитной политики государства    25

2.2. Исполнение государственного бюджета    30

2.3. Оценка эффективности мер государственного регулирования финансового рынка    40

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ    51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    63

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Современное состояние финансов России обусловлено во многом тем, что система финансовых институтов и рынков в нашей стране создавалась практически заново, и особенности ее формирования наложили отпечаток на развитие российской экономики. Одной из ключевых проблем финансовой системы страны остается ее зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, разрыв между реальным и финансовым секторами экономики [5, c.13].

Так, сырьевая специализация российской экономики все еще сохраняется, доля отраслей, отличающихся относительно высокой долей добавленной стоимости, мала. Дальнейшее инерционное развитие экономики России без задействования внутренних рычагов развития может привести к сокращению темпов экономического роста и сведению их к динамике сырьевого экспорта, что не соответствует потребностям страны и ставит ее в зависимость от мировых цен на нефть.

Произошли значительные изменения в отраслевой структуре, удельном весе отдельных отраслей, например, доля промышленности упала почти на 10 процентных пунктов. Доля сельского хозяйства сократилась более, чем в 2 раза, доля строительства сократилась в меньшей степени (на 1/3), что связано в основном с ростом жилищного строительства. Резко возросла доля торговли и услуг.

Повышение доли отраслей, производящих услуги объясняется, главным образом, опережающим ростом цен на услуги по сравнению с ростом цен на товары (что отличает Россию от многих развитых стран сообщества), а также быстрым развитием финансовых услуг и других посреднических услуг, характерных для рыночной экономики.

Финансы оказывают влияние на общественное производство через объемы мобилизации органами власти налоговых и неналоговых доходов, пропорции распределения финансовых ресурсов между сферами и звеньями финансовой системы страны, формирование доходов населения, методы начисления амортизации, объемы государственных закупок, финансирования федеральных, региональных, муниципальных целевых программ, стерилизацию денежной массы и др.

Государственные финансы связаны с перераспределением стоимости ВВП в денежные формы через налоговые и неналоговые методы, о чем свидетельствует доля ВВП, аккумулируемая в бюджетной системе РФ.

Созданная в начале 90-х гг. налоговая система России не решила всех проблем. Остается дискуссионным вопрос о величине налогового бремени, о соотношении величины государственных расходов и темпов экономического роста, о наличии однозначной связи между этими показателями [14, c.39].

В этих целях государство во многом определяет способы организации финансовых отношений и закрепляет их в соответствующих нормативных актах. Методами государственного финансового регулирования являются бюджетная и налоговая политика, регулирование цен и тарифов естественных монополий, формы поддержки банковского сектора и фондового рынка. Методами межбюджетного регулирования выступают регулирующие (доходы), дотации, субвенции, субсидии.

Объектом исследования является финансовая система.

Предметом исследования выступает государственное регулирование финансовой системы.

Цель работы состоит в изучении государственного регулирования финансовой системы в России.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы государственного регулирования финансовой системы;

- провести анализ государственного регулирования финансовой системы в России;

- внести предложения по совершенствованию государственного регулирования российской финансовой системы.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Понятие финансовой системы и методов ее регулирования

 

Наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает существование относительно обособленных сфер этих отношений в рамках единой экономической категории финансов [17, c.121].

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система - это совокупность субъектов финансовых отношений и форм взаимодействия между ними.

Финансовая система развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений [4, c.93]:

- государственную бюджетную систему;

- специальные государственные внебюджетные фонды;

- государственный кредит;

- финансы предприятий различных форм собственности;

- финансовый рынок.

Состав бюджетной системы зависит от государственного устройства.

В унитарных государствах бюджетная система включает два звена:

- государственный бюджет;

- местные бюджеты - бюджеты городов, сел, поселков и т.д.

В федеративных государствах бюджетная система включает три звена:

- государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;

- бюджеты членов федерации (субъектов федерации - в РФ, штатов - в США, земель - в Германии и т.д.);

- местные бюджеты.

Два первых уровня бюджетной системы федеративного государства относятся к государственным финансам. Конституция РФ определяет самостоятельность органов местного самоуправления, которая обеспечивается за счет собственных источников доходов, и не включает их в состав государственных финансов [18, c.22].

Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства денежными средствами на микроуровне и для реализации интересов собственников предприятий.

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить