Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации (курсовая)

Содержание

Введение 3

1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности 5

1.1. Понятие и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности 5

1.2. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности 14

1.3. Нормативно-правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности 23

2. Анализ эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности в России 34

2.1. Общая характеристика состояния предпринимательской деятельности и государственных мер по ее регулированию 34

2.2. Оценка эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности 44

3. Основные направления совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности 56

Заключение 67

Список использованных источников 70

Введение

Актуальность темы исследования. Осуществляемые на протяжении двадцати лет преобразования в российской экономике показали, что становление системы рыночных отношений в России требует определенного уровня экономической свободы субъектов экономики, а развитие предпринимательства выступает главным фактором достижения такой свободы.

По мере реализации программ реформирования российской экономики становится все более очевидным, что будущее России во многом зависит от состояния и дальнейшего развития предпринимательской активности общества. Предпринимательская инициатива не может быть реализована в полной мере без активного участия государства в процессе создания благоприятных условий ведения хозяйственной деятельности [14, c.3].

Государственное регулирование предпринимательской деятельности на современном этапе не всегда осуществляется на четкой целевой и систематической основе. Для придания импульса в направлении устойчивого роста предпринимательство должно подвергаться разумному воздействию государства, его регулированию и поддержке. Становление и развитие предпринимательской деятельности не может быть достаточно динамичным, стабильным и эффективным без активного воздействия государства на условия, влияющие на развитие свободного рынка.

Стихийное, нерегулируемое предпринимательство приводит к значительным диспропорциям в экономике страны, предпринимательская деятельность серьезно деформируется, в частности, концентрируется в спекулятивно-посреднической сфере, что негативно сказывается на развитии реального сектора экономики.

Для России особенно важна поддержка малого бизнеса, так как в период плановой экономики он практически полностью отсутствовал в отличие от некоторых стран Восточной Европы, где, например, в сфере услуг сохранялась высокая доля малых частных предприятий [37, c.2].

Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования мер государственного воздействия на рыночную экономику, направленного на создание благоприятных условий развития предпринимательства, путем ликвидации дублирующих функций федеральных органов управления и уменьшения избыточности участия государства в ряде сфер предпринимательской деятельности.

Цель работы состоит в исследовании государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучить теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  2. провести анализ эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности в России;
  3. предложить основные направления совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Объектом исследования являются основные направления взаимодействия государства и предпринимательства в современных условиях.

Предметом исследования является влияние проводимых мер государственного регулирования на процесс развития предпринимательства.

Теоретические и практические вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности рассмотрены в работах российских ученых: Агурбаша Н.Г., Бабайцевой И.К., Бинштока Ф.И., Галкиной Л.Н., Герчиковой И.Н., Губина Е.П., Ишутина Р.В., Князевой И.В., Крючковой П.В., Лапусты М.Г., Мау В.А, Мудунова А.С., Нилова К.Н., Перченко А.Н., Прудникова В.М., Шаститко А.Е. и др.

1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.1. Понятие и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Место и роль государства в экономике каждой страны определяется эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются различные социально-экономические и иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это — общая тенденция, характерная для большинства стран с развитой экономикой [48, с.15].

Как уже отмечалось в литературе, регулирование экономики осуществляется системами, которые (по институциональным типологическим признакам) разделяются на товарно-денежный и иерархический механизмы [11, c.13].

Первый (товарно-денежный) механизм воздействует на уровень и структуру производства главным образом через рынок, при использовании второго применяются различные формы, методы и средства государственно-правового воздействия на экономику. В реальной экономике эти механизмы взаимодействуют между собой, дополняют друг друга. Вместе с тем степень соотношения товарно-денежного и иерархического механизмов в разных странах различна. В тех странах, в которых используется преимущественно административно-командная модель регулирования экономики, действия товарно-денежного механизма существенно ограничены.

И наоборот, в промышленно развитых странах широко применяются рыночные механизмы саморегулирования экономики. Едва ли здесь уместно говорить о каком-либо количественном соотношении между товарно-денежным и иерархическим механизмами. Доля участия государства в регулировании экономики определяется самим государством в лице его компетентных органов и конкретными потребностями общества. Наглядно это можно продемонстрировать на процессах приватизации, деприватизации и национализации.

С другой стороны, нельзя смешивать разнопорядковые явления: указанные механизмы, модель экономики и национальную экономику. Существуют страны с административно-командной моделью экономики, многоукладной экономикой, рыночной экономикой. В реальной действительности «чистая» экономика встречается крайне редко, будь то рыночная или командно-бюрократическая, она малоэффективна, а потому недолговечна [35, c.397].

Например, страны с рыночной экономикой официально признаны таковыми. Но дело не только в этом (хотя данный факт имеет существенное значение). Государство с устойчивой рыночной экономикой использует наряду с рыночными механизмами и иерархические механизмы управления. Однако при этом не происходит смешение абстрактных моделей экономик. О смешанной экономике можно говорить, на наш взгляд, в отношении государств переходного периода (российская экономика характеризуется, с одной стороны, сломом старой административно-командной системы, с другой — развитием рыночной экономики).

Спорно утверждение о том, что для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности и наличие двух регуляторов (рыночного и государственного). Смешанная (публично-частная) форма собственности — один из показателей смешанной экономики. Равным образом упрощенным выглядит также взгляд на смешанную экономику через призму основных регуляторов.

Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности по-разному обосновывается в экономической и юридической литературе. Важно в решении данного вопроса указать на необходимость охраны публичных интересов. Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях:

  1. обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
  2. формирование государственного бюджета;
  3. защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;
  4. обеспечение занятости населения;
  5. обеспечение безопасности и обороны страны;
  6. реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма;
  7. соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании [33, c.63].

Этот перечень охраняемых публичных интересов не является исчерпывающим. Существуют и такие публичные интересы, как необходимость эффективного управления государственной собственностью; необходимость обеспечения качества и безопасности товаров, работ, услуг; обеспечение интеграции экономики России в мировую экономику.

На наш взгляд, при формировании основных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности следует определить критерии для такой классификации. Пока что не понятно, почему одни направления включены в указанный перечень, другие — нет. Здесь явно отсутствует научный подход к рассматриваемой проблеме.

В юридической литературе различают формы государственного воздействия на рыночную экономику. К ним относятся: государственное регулирование хозяйственной деятельности и контроль за нею; создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности; планирование [22, c.150].

Регулирование хозяйственной деятельности представляет собой государственное воздействие в отношении определенных субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии.

С этой точки зрения можно говорить, например, о государственном регулировании банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности. Кроме того, можно выделить такие сферы государственно-правового регулирования, как бухгалтерский учет хозяйственных операций, финансирование предпринимательства, аудит, стандартизация и сертификация продукции (работ и услуг), ценообразование и др. Эти и другие виды регулирования получили отражение в федеральных законах, иных правовых актах [21, c.10].

Особое место занимают такие направления, как обеспечение национальной экономической безопасности страны, конкурентоспособности российской экономики, государственно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства), приватизации государственных и муниципальных предприятий, деприватизации и национализации. Особое место также занимает вопрос о роли государства в регулировании предпринимательства в условиях глобализации.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ). Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела означает, что законодатель в целом допускает государственное вмешательство в экономику. Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе — государственное регулирование предпринимательской деятельности. Произвольное вмешательство — незаконное явление. Одним словом, вмешательство вмешательству рознь [50, c.133].

В силу ч. 1 ст. 34 Конституции РФ любой гражданин вправе заниматься не запрещенной законом экономической деятельностью [1]. Поэтому любая экономическая деятельность (включая и предпринимательскую) предполагает законные основания. Нельзя заниматься теми видами предпринимательства, которые прямо запрещены законом. Государственное регулирование предпринимательства ограничено рамками закона.

Сложнее обстоит дело с пределами вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности. Представители конституционного права считают, что эти пределы должны соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности [12, c.71].

Однако в Конституции РФ данный принцип (равно как и другие) не сформулирован, хотя, по мнению Г.А. Гаджиева, принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности вытекает из анализа отдельных конституционных положений. Весьма интересная позиция: конституционный принцип не явно выражен, а подразумевается.

Руководствуясь этим принципом, органы власти не могут возлагать на граждан и юридические лица обязательства, превышающие установленные пределы необходимости, вытекающей из публичного интереса, для достижения цели, преследуемой данной мерой [12, c.72]. В противном случае вмешательство государства в сферу предпринимательства будет чрезмерным. Остается выработать на этот счет критерии и создать судебную практику, включая правовые позиции Конституционного Суда РФ.

В этой связи можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это, например, государственная собственность и предпринимательство, использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных, региональных и муниципальных заказов); государственное регулирование национального рынка России, государственное регулирование международных экономических отношений.

Под формами государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности следует понимать закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на экономику и предпринимательскую деятельность.

Как и направления (сферы) государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности, формы такого регулирования многообразны. В целом их можно разделить соответственно мерам государственного регулирования экономики на экономические, правовые и организационные.

В юридической литературе, в работах по административному праву встречаются и другие подходы к классификации форм государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности [7, c.366].

Представляется, что деление форм государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности на экономические, правовые и организационные является удобным и адекватным хозяйственно-правовой концепции.

Общая схема форм государственного воздействия на предпринимательство представлена на рисунке 1.