Государственное регулирование развития физкультуры и спорта (диплом)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА  7
1.1. Теоретические и методические основы государственного регулирования развития физкультуры и спорта  7
1.2. Нормативно-правовое регулирование физической культуры  и спорта 18
1.3. Особенности регулирования развития физической культуры и спорта  за рубежом   29
2. СОСТОЯНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ   40
2.1. Система государственного регулирования физической культуры и спорта в Республике Марий Эл  40
2.2. Оценка эффективности государственного регулирования физкультуры и спорта  49
2.3. Проблемы развития физической культуры и спорта в Республике Марий Эл  59
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ   68
3.1. Совершенствование системы государственного регулирования физической культуры и спорта в РМЭ    68
3.2. Обоснование программных мероприятий развития физической культуры и спорта в РМЭ      74
3.3. Совершенствование государственно-частного партнерства в развитии физической культуры и спорта     80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ   94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ   96
ПРИЛОЖЕНИЯ   101

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основополагающими задачами государственной политики являются создание условий для процветания населения Российской Федерации, роста национального самосознания и долгосрочной социальной стабильности. Сегодня очевидно, что роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Вовлечение широких масс населения в физическую культуру, а также успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также военной и политической мощи [26, c. 12].

Достижение этих целей возможно только при наличии четких и прозрачных механизмов государственного регулирования. Государство обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного движения и олимпийского движения России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для этого необходимо формирование единого информационного пространства сферы физической культуры и спорта, т.е. создание федеральной, региональной и муниципальной информационной системы, внедряющей пропагандистские и информационные технологии по основным видам деятельности физической культуры и спорта.

Государственная поддержка осуществляется в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденными в установленном порядке соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций. Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта и региональных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством Российской Федерации [22, c. 39].

В связи с подготовкой Олимпиады-2014 в г. Сочи развитие физкультуры и спорта приобретает еще большую актуальность. Важно, чтобы государственная поддержка в этой сфере сохранилась и после окончания Олимпиады. Для этого необходимо разработать и принять более развернутые, детальные нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в области физической культуры и спорта. В своем обращении к Федеральному Собранию и в ряде других выступлений Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни граждан необходимо сделать акцент на возрождении массового спорта и физической культуры. 14 октября 2008 года нынешний  Президент РФ Д.А. Медведев провел заседание президиума Госсовета и Совета при Президенте по развитию физкультуры и спорта [34], на котором была подтверждена установка на всемерную государственную поддержку отрасли спорта и физической культуры. Таким образом, тема данной работы является актуальной.

Целью данной работы является исследование механизмов государственного регулирования развития физкультуры и спорта.

Соответственно, задачами работы стали:

- изучить теоретические и нормативно-правовые основы государственного регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации,  Республике Марий Эл и за рубежом;

- оценить  состояние и эффективность государственного регулирования физической культуры и спорта в Республике Марий Эл;

- изучить перспективы развития системы государственного регулирования физической культуры и спорта в Республике Марий Эл.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

1.1. Теоретические и методические основы государственного регулирования развития физкультуры и спорта

 

Государственная политика в Российской Федерации в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами:

- непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;

- учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;

- признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям названного Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку;

- создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности [18, c.5].

Первый из них означает, что государство ставит перед собой задачу охватывать спортивными и физкультурно-оздоровительными мероприятиями все возрастные группы населения. Работа государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций должна строиться таким образом, чтобы физическая культура и спорт присутствовали в жизни человека с детского возраста до старости. Соответствующие направления работы предусматриваются в детских дошкольных учреждениях, в качестве обязательных входят в школьную программу, проводятся по месту работы и жительства гражданина [18, c.6].

Названный принцип государственной политики тесно связан с принципом учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние. Мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта, могут быть включены не только в специальные федеральные целевые программы развития физической культуры и спорта, но и в другие программы социальной направленности. Так, в Республиканской целевой программе развития города Йошкар-Олы на 2003-2008 гг. [10] предусмотрено строительство и реконструкция нескольких крупных спортивных объектов в столице РМЭ – г. Йошкар-Оле,- два Ледовых дворца, два плавательных бассейна, реконструкция стадионов «Дружба» и «Электрон», и т.д.

На наш взгляд, обсуждаемый принцип необходимо распространить и на программы развития физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, поскольку федеральное законодательство по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов призвано закладывать основы регулирования, общие принципы, на которых должны строиться складывающиеся в соответствующей сфере отношения.

Следующий принцип - признание самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений и равенства их прав на государственную поддержку означает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления не вмешиваются в деятельность спортивных объединений, осуществляемую в рамках закона. Спортивные объединения имеют возможность получать государственную помощь и в соответствии со своими уставами являются самоуправляемыми и действуют самостоятельно.

Четвертый принцип государственной политики определяет подход государства к финансовой стороне организации и развития физической культуры и спорта: должны создаваться благоприятные условия финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности [18, с.15].

В значительной степени реализация остальных принципов зависит от финансовой поддержки государством и местным самоуправлением соответствующих направлений, от доступности рядовым гражданам объектов инфраструктуры физкультуры и спорта. При этом речь идет не о непосредственном финансировании, а о создании благоприятных условий финансирования. Следовательно, финансирование может быть как государственным, так и негосударственным, но независимо от этого государство берет на себя обязательство создавать благоприятные условия [19, с.23]. Что конкретно подразумевается под благоприятными условиями, в законодательстве не раскрывается, однако можно предположить, что речь идет о поощрении финансирования физической культуры и спорта путем предоставления льгот, кредитовании, административной поддержке социально значимого строительства и т.п. [18, c.8].

Интересно проанализировать развитие названных принципов в рамках осуществляемой государственной политики в области физической культуры и спорта. Укрепление здоровья нации является одним из факторов национальной безопасности страны. Причем к вышеназванным добавляются следующие:

- признание приоритета физического и духовного здоровья человека и гражданина над собственно спортивными достижениями (при всей их важности);

- повышение эффективности государственного регулирования и поддержки в области физической культуры и спорта;

- единство нормативной правовой базы физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;

 

 

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить