Государственное регулирование  системы образования в РФ и РМЭ (диплом)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УпРАВЛЕНИЯ.. 9

1.1. Общая характеристика системы образования в РФ.. 9

1.2. Задачи, цели, формы государственного регулирования системы образования в РФ   24

Глава 2. Анализ государственного регулирования системы образования на примере деятельности Министерства образования Республики Марий Эл.. 31

2.1. Общая характеристика Министерства образования Республики Марий Эл  31

2.2. Анализ обеспеченности Министерства образования трудовыми ресурсами  45

2.3. Анализ управления системой образования РМЭ.. 54

2.4. Проблемы регулирования системы образования. 68

Глава 3.  Предложения по совершенствованию государственного  регулирования системы образования   72

Заключение. 78

Список использованных источников. 81

 

Введение

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества, проявляется ведущая роль умственной деятельности, а значит, приоритетным становится образование высокого уровня. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления отставания страны от мирового уровня. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса.

Система образования, являясь важнейшим элементом общественной
жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение
таких стратегических для страны задач, как: повышение уровня благосостояния граждан; обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества; обеспечение безопасности граждан и государства; сохранение социально-культурной целостности и этно-национальной идентичности российского общества; обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах; участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.

В формирующейся среде рыночной экономики, и гражданского
общества успешная реализация этих задач должна стать предметом
стратегического партнерства государства, общества и бизнеса.

Государство в период перестройки практически отстранилось от процесса управления социально-экономическими отношениями между функционирующими субъектами в сфере образовательных услуг и предоставило возможность учебным учреж­дениям самостоятельно решать свои финансово-экономические проблемы. Рынок образовательных услуг в России, при отсутствии государственного управления, сформировался стихийно. Решение социальных задач в условиях недофинансирования уступило место решению экономических задач, что способствовало к проявлению ряда противоречий. В первую очередь, это коснулось:

-        структуры подготовки кадров; отсутствие государственного прогнозирования и планирования   подготовки кадров привело к переизбытку специалистов в одних отраслях знаний и недостатку в других (переизбыток юристов и экономистов и недостаток специалистов в области инновационных технологий), что не соответствует современным потребностям рынка труда и качеству образования;

- ценообразования на рынке образовательных услуг; отсутствие государственного контроля над ценообразованием в сфере образования привело к деформации соотношения «цена - качество» на образовательные услуги;

-        проблемы доступности образования; отсутствие государственной фи­нансовой поддержки граждан в удовлетворении разнообразных образова­тельных потребностей и использование лишь рыночных механизмов в сфере образования приводит к нарушению социально-образовательной справедли­вости.

Сейчас от профессионального образования требуется мобильный выпускник, способный быстро адаптироваться к изменяющимся условиям развивающегося производства, умеющий самостоятельно осваивать новые технологии и оборудование, коммуникабельный, конкурентоспособный на рынке труда.

Система традиционного обучения, сложившаяся в результате многовекового накопления лучших методов и приемов преподавания, имеет безусловные достижения. Однако она не лишена и существенных недостатков, которые вошли в противоречие с
запросами и требованиями общества. Главные из них — это медленный рост эффективности обучения, хронически низкая мотивация к учению у учащихся, отсутствие заметной динамики улучшения качества.

Концепция модернизации российского образования утверждает необходимость обеспечения опережающего развития среднего профессионального образования, в связи с тем, что, на современном этапе развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций, повышение требований к их компетентности, технологической культуре и качеству труда. Поэтому возникает потребность в разработке технологий совершенствования системы общего образования, что заметно повысит качество профессиональной подготовки студентов и уровень профессионализма педагога.

Данные факты свидетельствуют о необходимости усиления роли государственного регулирования развитием рынка образовательных услуг с це­лью устранения существующих противоречий. Тем не менее, решение про­блемы, связанной с развитием государственного регулирования в новых эко­номических условиях России, не должно препятствовать саморазвитию субъ­ектов рынка образовательных услуг. Регулирование рынка образовательных услуг и саморазвитие субъектов такого рынка должны развиваться на основе закона дополнения и находиться во взаимосвязи с потребностями рынка тру­да в профессиональных кадрах.

Проблемы государственного регулирования системы образования слабо исследованы и недостаточно глубоко разработаны в теоретиче­ском и методическом планах. Однако за последнее время вопросам исследо­вания  сферы  образования  как  совокупности  специфических  социально-экономических объектов посвящены многие научные труды зарубежных и отечественных ученых.

Создание условий для развития личности студента и качества профессиональной подготовки — ведущая задача переустройства системы профессионального образования. Поиск ориентиров в ее реализации ведется учеными и практиками, что находит отражение в работах СЛ.Батышева, В.Ф.Баширина, А. П.Беляевой, В.П.Беспалько, Б.Н.Боденко, Н.В.Борисовой, А.А.Вербицкого, И.А.Зимней, В.С.Леднева, А.Л.Смятских, Г.П.Щедровицкого. В научно-педагогической литературе исследование проблем педагогической эффективности процесса обучения, как и эффективности отдельных его компонентов, нашло отражение в ряде исследований, в монографиях и статьях Г.Н.Александрова, М.Н.Андрющенко, В.М.Блинова, Ю.К. Бабанского, В.М. Гореева, В.П. Голова, Р:М. Кудаева, В.Б. Стрелкова; созданием обобщенных критериев эффективности занимались Ю.Г.Клюквин, И.А.Мельников, И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин, В.Б.Чакмарян, С.Г.Шаповаленко; рассмотрением проблем взаимосвязи содержания, форм и методов обучения -В.В.Власов, Т.В.Поликарпова, Г.И.Саранцев, Л.Г.Семушина, КН.Савина; структуры образовательного процесса - В.СБезрукова, Г.И.Ибрагимова, Ю.С.Тюнников; методов организационно-деятельностных игр А.А.Вербицкий, МН.Гарунов, Г.А.Китайгородская, В.СКачерманьян, И.Е.Нелисова, Г.Р.Щедровицкий; моделирования и проектирования педагогических технологий - М.В.Кларин, В.М.Монахов, М.П.Сибирская, Н.Ф.Талызина, М.А.Чошанов, И.С.Якиманская; изучению мотивационной деятельности студентов были посвящены исследования Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, И.С.Кона, М.А.Леонтьева, К.К.Платонова, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина.

Проблемы профессионального образования раскрываются в трудах А.П.Беляевой, В.П.Беспалько, ЕЛ.Бутко, Э.Д.Днепрова, ВЛ.Зинченко, А.Н.Лейбовича, А.К.Марковой, А.М.Новикова, И.П.Смирнова.

Целью исследования является изучение системы государственного регули­рования в сфере образования.

Для реализации данной цели были решены следующие задачи:

теоретически обоснована необходимость развития правовых, финансовых и социальных методов государственного регулирования рынка образователь­ных услуг;

систематизированы и дополнены принципы функционирования механизма государственного регулирования в сфере образования и обоснован выбор экономических, административных и социальных методов регулирования рынка образовательных услуг;

проведен анализ деятельности Министерства образования Республики Марий Эл;

разработаны практические рекомендации по изменению структуры под­готовки специалистов на рынке образовательных услуг, в соответствии с по­требностями рынка труда.

Объект исследования - теоретические и методические аспекты государственного регулирования  системы образования в РФ и РМЭ.

Предмет исследования – деятельность Министерства образования Республики Марий Эл.

Теоретической основой исследования явились результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых в областях теорий: систем, экономики, труда, ценообразования, менеджмента, маркетинга, статистики, а также современных моделей и методов государственного регулирования рынка.

Методологическую основу исследования составили следующие исходные положения: теории управления социальными (образовательными) организациями; идеи о ведущей роли целеполагания в управлении процессами и системами; концепция программно-целевого ресурсного управления, предполагающая достижение целей с оптимальными затратами всех видов ресурсов.

Нормативно-правовой базой исследования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ, синтез, изучение и обобщение управленческого опыта; методы социологического исследования (метод экспертных оценок); статистический анализ при качественной и количественной оценке эффективности деятельности Министерства образования РМЭ.

В качестве информационной базы исследования использовались нормативные и законодательные акты РФ, материалы аналитических и статистических исследований в сфере образования, всероссийских и региональных научных конференций, семинаров, а также статистические материалы, характеризующие кадровый потенциал Министерства образования РМЭ.

Практическая значимость заключается в разработке рекомендаций и предложений по применению методов государственного ре­гулирования рынка образовательных услуг в условиях интеграции России в международное образовательное пространство: по изменению структуры подготовки профессиональных кадров; по государственному кре­дитованию при получении образовательных услуг.

Эти рекомендации и предложения могут быть использованы органами государственного, регионального и муниципального управления сферой образования, а также в практической деятельности государственных и негосу­дарственных образовательных учреждений.

Объем и структура работы. Диплом состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных  источников и приложений.

Список использованных источников

 

  1. Федеральная целевая программа "Развитие образования" (2001-2005 годы)
  2. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования"
  3. Закон РФ «Об образовании»
  4. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г.
  5. О концепции модернизации российского образования на период до
    2010   года.   -   Распоряжение   Правительства   Российской   Федерации   от 29.12.2001 г., .№1756-р.
  6. Закон Республики Марий Эл от 25 октября 2007 г. N 52-З "О республиканской целевой программе "Развитие образования Республики Марий Эл на 2008-2010 годы"
  7. Аветисов А.А. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования //Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. Пятый симпозиум. – /А.А.Аветисов.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - с. 54.
  8. Алфёрова Л.В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения. Практическое пособие / Л.В. Алфёрова. - Аркти, 2006. – 245 с.
  9. Бабушкина, Т., Молодежь на рынках труда и образовательных услуг / Т. Бабушкина, М. Гарсия-Исер // Человек и труд. –2008. - №6. - С.40-43.

10. Белый Е.М. Ценообразование на образовательные ус­луги в государственных вузах / Е.М. Белый, И.Б. Романова//Маркетинг в России и за рубежом. – 2009.- №3

11. Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде: "за" и "против" / Г.М. Будунов. - Аркти, 2006. – 316 с.

12. Бусыгин В.П. Модернизация системы образования: концепция и процессы// Россия, которую мы обретаем: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. / В.П.Бусыгин, И.П. Харченко.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 2008. - Гл. 17. - С. 325-354.

13. Бусыгин В.П. Социальные практики, субъекты и интересы в сфере образования// Россия, которую мы обретаем: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. / В.П.Бусыгин, И.И.Харченко.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 2008. - Гл. 18. - С. 355-384.

14.Васенина И. Кадровая политика вузов в современных условиях / И.Васенина // Высшее образование в России. – 2009. - № 6. – С.48-49.

15.  Воронин А.Л. Вопросы совершенствования финанси­рования высшего образования / А.Л. Воронин, С.А. Беляков //Финансы.- 2008. - №9. - С. 17.

16. Высшее образование в России. М.: Центр исследований и статистики науки, 2006.

17.  Гущина Е.Г. Особенности развития рыночных отношений в системе высшего образования / Е.Г. Гущина // Обруч.- 2010.-№

18. Золотарева А.В. Интеграция общего и дополнительного образования. Практическое пособие / А.В. Золотарева. - Аркти, 2006. – 316 с.

19. Информационный сервер по материалам федеральных целевых программ Минэкономразвития РФ. http://www.programs-gov.ru/

20. Качалов В.А. Проблемы управления качеством в вузах / В.А. Качалов // Стандарты и качество, 2005. - №5. -С.82-85; №6. - С. 43-49; №7. - С.68-73, №9. - С.84-88; №10. - С.96. - 100; №11. - С.82-91.

21.  Кликунов П.Д. Рынок и доступность высшего образования / П.Д. Кликунов, В.М. Окороков //Университетское управление. 2010.-  № 34. - С.47-49, 47 с.

22. Коротков Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста / Э. Коротков //Высшее образование в России. - 2009. - №2. - С. 72-78.

23. Метлюк В. В. Государственное регулирование рынка образовательных услуг на современном этапе экономического развития России [Электронный ресурс] дис.... канд. экон. наук: 08.00.05. - СПб.: РГБ, 2007.

24. Мильнер Б. Управление знаниями - вызов XXI века / Б. Мильнер// Вопросы эко­номики. - 2006.-№ 9.-С. 112.

25. Павлов И.А. и др. - Современное состояние и тенденции рынка плат­ного высшего образования. / И.А. Павлов //Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 4.-С. 113-126.

26.  Петренко А.А. Управление развитием образовательного учреждения инновационного типа. Практическое пособие / А.А. Петренко. - Аркти, 2006. – 264 с.

27.  Правовые проблемы модернизации образования / Отв. ред. И.А.Рожков.  – М.: ГУ ВШЭ, 2008. – 192 с. – (Серия : Библиотека развития образования.)

28.  Республика Марий Эл /Статистический ежегодник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики  по Республике Марий Эл - Йошкар-Ола, 2010.

29. Садков В.Г. Концептуально-методические подходы к оценке качества образования // Управление качеством жизни, образования, продукции и окружающей среды в регионах России. Часть II. / В.Г. Садков, Т.Г. Вайдерова, Т.Б. Брехова, О.П.Овчинникова, О.В.Попова.- Орел: ОрелГТУ, 2007.- 336 с.

30. Садков В.Г., Силаева О.А., Брехова Т.Б., Система управления качеством образования в регионах России//Образование.- 2008.-№1

31.  Солодова Г.С., Харченко И.И. Формирование экономического сознания выпускников общеобразовательной школы / Г.С. Солодова, И.И. Харченко // СОЦИС. - 2006. - № 9. - С. 89-95.

32. Состояние начального и среднего профессионального образования России: Стат. материалы 4-го съезда Союза директоров ссузов России. М., 2006.

33. Спрос на рабочую силу – мнение работодателей. Информационный бюллетень. М.: ГУ ВШЭ, 2006. № 1.

34. Субетто А. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга / А. Субетто //Образование. - 2007.-№2.- с. 62-66.

35. Токарева С.В. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров / С.В. Токарева. - Педагогическое общество России, 2006. – 198 с.

36. Харченко И.И. Модернизация системы образования: концепция и процессы/ И.И.Харченко // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: Тезисы докл. и выступл. на II Всерос. социологич. конгрессе. - М.: Альфа-М, 2008. - Т. 2. - С. 518-519.

37. Харченко И.И. Образование как фактор стабильности российского общества в условиях переходного периода / И.И.Харченко // Некоторые аспекты социодинамики сферы образования в современном российском обществе: Сб. - М.: МОНФ, 2009. - С. 11-36. - (Сер. Новая перспектива. Вып. 15).

38. Харченко И.И. Рынок труда и будущее трудоустройство в представлениях выпускников профессиональных учебных заведений / И.И.Харченко // Экономика. Вопросы школьного экономического образования. - 2009. - № 2. - С. 17-24.

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить