Государственное регулирование социальной сферы в России и Республике Марий Эл (диплом)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ.. 6

1. Теоретические основы государственного регулирования социальной сферы... 8

1.1. Понятие социальной сферы и государственного регулирования социальной сферы   8

1.2. Механизмы реализации регулирования социальной сферы государством  14

2. Особенности государственного регулирования социальной сферы в Российской Федерации  и Республики Марий Эл (на примере ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РМЭ) 20

2.1. Государственное регулирование социальной сферы РФ в 2009-2010 г.г. 20

2.2. Государственное регулирование социальной сферы Республики Марий Эл в 2009-2010 г. 32

3. Совершенствование государственного регулирования социальной сферы... 49

Заключение.. 53

СПИСОК использованных источников.. 55

Приложения.. 59

ВВЕДЕНИЕ

Социальная сфера является истинно общечеловеческой ценностью. Человек трудится, учится, укрепляет здоровье для того, чтобы жить. И государство, общество, сам человек должны делать все возможное, чтобы эта жизнь была счастливой, нормально обеспеченной.

Социальная политика необходима и для того, чтобы способствовать удовлетворению "здоровых" потребностей членов общества, своевременно регулировать процессы его социальной дифференциации, не допуская углубления противоречий и обострения конфликтов. Базовой целью социальной политики является достижение равновесия, стабильности, целостности и динамизма при наличии материальных ресурсов, соответствующих политических сил и социальной системы.

Главные задачи социальной политики состоят в гармонизации общественных отношений, выработке путей создания социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, методов воздействия социальных факторов на экономику, ускорение научно-технического прогресса. Однако вышеперечисленные факторы недостаточно учитывались разработчиками государственной экономической и социальной политики на этапе рыночной модернизации постсоветской России.

В условиях социально-экономических реформ государственная социальная политика претерпела существенные изменения. В процессе реализации социальных программ выяснилось, что необходимы новые подходы для решения проблем. Переход к рыночной экономике обострил вопросы материального положения большинства граждан. Советский опыт разрешения социальных проблем оказался неэффективным в новых условиях. Это привело к необходимости формирования новой системы социальной защиты, социального обслуживания граждан и организации социальной сферы в целом.

Объект исследования – государственное регулирование социальной сферы.

Предмет исследования – особенности управления социальной сферой в РФ и Республике Марий Эл.

Целью работы является изучение особенностей государственного регулирования социальной сферы.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. Определить понятие и сущность государственного регулирования социальной сферы.

2. Изучить особенности государственного регулирования социальной сферы РФ.

3. Дать оценку эффективности деятельности органов социальной защиты населения на примере РМЭ.

4. Предложить направления совершенствования государственного регулирования социальной сферы.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных социальной политике государства, среди которых следует отметить таких, как В.Роик, Г.В.Васильев, З.А.Короткова, В.И.Наумов, И.А.Краснова, Г.В.Сулейманова, Б.Косырев, К.С.Батыгин, Г.С.Симоненко, Е.И.Родионова, А.А.Романов, Е.П.Фролова, Л.А.Егорова и др.

В ходе исследования использовались разнообразные методы:

q                    изучение и теоретический анализ литературы по социальной работе, психологии, социологии, педагогике;

q                    анализ практических материалов;

q                    математические методы обработки результатов.

Новизна исследования: предложены мероприятия государственного регулирования социальной сферы на уровне региона – Республики Марий Эл.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в практической работе социальных работников и в органах государственной власти, формирующих социальную политику государства.


1. Теоретические основы государственного регулирования социальной сферы

1.1. Понятие социальной сферы и государственного регулирования социальной сферы

Экономическое развитие общества связано с решением социальных проблем, таких как занятость, оплата труда, социальная справедливость и социальная защищенность.

Для устранения нежелательных последствий рыночного механизма в социальной сфере необходимы целенаправленные действия общества. Эти действия, основанные на определенных принципах, и представляют социальную политику государства.

В современной смешанной экономике социальная сфера представляет собой важнейший объект государственного регулирования с точки зрения социальной функции. Категория «социальная сфера» определяется как совокупность отраслей, предприятий, организаций, формирующих образ и уровень жизни людей. В более широком смысле под социальной сферой понимают систему экономических отношений, которые складываются в сфере образования, культуры и искусства, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, жилищно- коммунального хозяйства и в других отраслях социальной сферы [44, С.15].

Государственная социальная политика - комплекс мер государства, направленных на поддержание нормальных условий жизнедеятельности, социальной справедливости и социальной защиты населения [41].

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ.

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в рыночном хозяйстве нашей страны является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает абсолютно все сферы экономических отношений в России[31].

Социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения[44, С.27].....

СПИСОК использованных источников

 

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.) / РГ. 10 декабря, 1998 г.

2. Конституция Российской Федерации: Принята 12 декабря 1993 г.- М.: Юрист, 2003.-56 с.

3. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год / РГ. Опубликовано 20 марта 2009 г.

4. Федеральный закон  РФ «О ветеранах»   от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995.- N 3.- Ст. 168

5. Федеральный закон  РФ «Об основах социального обслуживания населения  в Российской Федерации» от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995.- N 50.- Ст. 4872

6. Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-ситрот  и детей, оставшихся без попечения родителей»  от 21.12.96 №159 (ред.)  // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996.- №52.- Ст.5880

7. Федеральный закон РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.- N 21.- Ст. 1929

8. Федеральный закон РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации.-2001.- N 51.- Ст. 4832

9. Федеральный Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред.)  // Российская газета. — 1995. — 4 августа. — С.4-5.

10. Поста­новление Правительства Российской Федерации «О поряд­ке финансирования расходов, связанных с обеспечением отдельных категорий инвалидов из числа ветеранов бесплат­ными путевками на санаторно-курортное лечение, транспортными средствами, с выплатой им денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание вместо получения транспортного сред­ства, а также расходов на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изде­лий для инвалидов» от 14.11.99 № 1254 (ред.) //Собрание законодательства РФ.-1999.- N 47.- Ст. 5712

11. Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05.1992 N 431 (ред.) // Собрание законодательства Российской Федерации.-1992.-№12.-Ст. 1254

12. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» от 6 мая 2008 г. № 685 // Собрание законодательства РФ. -2008. - N 19. - Ст. 2115

13. Закон Республики Марий Эл от 06.07.2006 N 35-З "О Республиканской целевой Программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы"// Марийская правда.- N 126.- 13.07.2006.

14. Актуальные проблемы социальной политики в современной России. Монография под обшей редакцией академика РАН В.И.Жукова. 2-е изд. доп. и перераб.- М.: Изд. «й академика РАН В.И.Жукова. 2-е изд. доп. и перераб.- М.: Изд. «Гном и Д», 2008.-372 с.

15. Антипьева Н.В. Новые условия пенсионного обеспечения по инвалидности./ Н.В. Антипьева // Журнал российского права.-2009.-N 2

16. Безработицу отложили на конец 2009 года // Информационный портал [Электронный ресурс] Режим доступа [world wide web] www.infox.ru/ Дата публикации 08.11.2008.

17. Бобыков В. Адресная социальная поддержка населения / В. Бобыков // Человек и труд.-2008-№6.-С.42-45

18. Воронина А. Социальные права россияне ценят больше, чем политические/ А. Воронина// Маркетинг, медиаизмерения, исследования.- 29.10.2008

19. Дармодехин С.В., Проблемы семьи и семейной политики/ С.В. Дармодехин//Со­циально-политический журнал.-2007.- N 9/10.- С.43-53

20. Данные мониторинга рынка труда по субъектам РФ // Официальный сайт Минздравсоцразвитития РФ [Электронный ресурс] Режим доступа [world wide web] http://www.minzdravsoc.ru/labour/employment/48

21. Дмитриев М.Э. Финансовый кризис и социальная защита / М.Э. Дмитриев //Общественные науки и современность, - 2008. - № 3. – с.16-32

22. Заседание Правительства РМЭ по итогам 2009 года // http://www.newsmari.info

23. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова.- М.:Бек, 2009.-576 с.

24. Иванов В. Какой быть новой социальной политике / В. Иванов // Независимая газ. – 2009. – 21 марта. – С.15.

25. Информация о работе Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, городских, районных отделов социальной защиты населения и территориальных центров социального обслуживания пенсионеров и инвалидов в 2005-2008 гг. Йошкар-Ола, 2009

26. Кривко С. Социальному обслуживанию населения – Особое внимание / С. Кривко // Социальное обеспечение. – 2008. - № 2. – с.17-20.

27. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения / М.И. Лепихов.- М.: Былина, 2009.-232 с.

28. Масанова М. Прожиточный минимум: новые стандарты // Управленческое консультирование.-2010.-. № 1.

29. Маркова О. Льготы и пособия - инструменты семейной политики./ О. Маркова // Человек и труд.- 2009.- N 3.- С.6-7

30. Мониторинг,октябрь, 2010 г.//Министерство экономического развития Российской Федерации // http://www.budgetrf.ru

31. Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики. Государственная социальная политика // http://society.polbu.ru

32. Нефёдов В.О. Камилов Д.А. Специфика развития социальной сферы в современной рыночной экономики. – В кн.: Социально-экономические приоритеты развития России. Материалы Международной научно- практической конференции 2 июня 2008. – М.: МЭФИ, 2009.

33. Общество и инвалид – несостоявшийся диалог? Дебаты в малых группах. Программа «Выход» Центра реабилитации молодых инвалидов. Организация  “Next Stop – New Life”. 27.01.2008.

34. Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ [электронный ресурс] режим доступа [world wide web] http://www.pfrf.ru

35. Павлова Н. Назначение и выплата пособий на детей в современных условиях / Н. Павлова // Социальное обеспечение. -2008 .-№11.

36. Политика доходов и заработной платы / Под ред. д.э.н., проф. П.В. Савченко, д.э.н., проф. Ю.П. Кокина; М 2008.

37. Семейная политика в РМЭ.-Йошкар-Ола.-2009

38. Соколова Л. Проблемы стационарных учреждений и социальной помощи на дому / Л. Соколова // Социальное обеспечение. – 2009. - № 5. – с.4-7.

39. Свинцов А.А. Социальная защита инвалидов, десятилетний опыт правового регулирования / (А.А. Свинцов, В.И. Радуто) // Социальное и пенсионное право.- 2008.- N 4.-С.12-14

40. Ситуация острая, но не критическая // Российская газета. 3 апреля 2009 г.

41. Социальная политика современной России: проблемы реформирования // http://council.gov.ru

42. Социальная политика и человеческий капитал // http://www.svobodanews.ru

43. Филиппова Н.П. Роль и функции социальной политики в общественном развитии / Н.П. Филиппова // Экономические науки. – 2008. - № 3. - С. 13 – 15.

44. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие для студентов высших учбных заведений. - М., 2009

45. Шарин В.  Принципы современной социальной помощи. / В. Шарин // Социальное обеспечение. – 2008. - № 2. – С.2-8.

46. Шарин В.  Проблемы адресной социальной помощи. / В. Шарин // Социальное обеспечение. – 2008. - № 3. – С.21-25.

47. Шарин В.  Социальное обслуживание: проблемы, пути развития  / В. Шарин // Социальное обеспечение. – 2008. -№ 1. – С.12-15.

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить