Государственное регулирование топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России (курсовая)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ    6

1.1. Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов топливно-энергетического комплекса    6

1.2. Деятельность Федеральной службы по тарифам по регулированию деятельности топливно-энергетического комплекса    14

2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ    20

2.1. Анализ регулирования газовой отрасли    20

2.2. Анализ регулирования нефтяной отрасли    26

2.3. Анализ регулирования электроэнергетической отрасли    33

2.4. Анализ регулирования предельных уровней тарифов на тепловую энергию    42

3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ    49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    62

ВВЕДЕНИЕ

 

Современные тенденции развития экономики России отличаются крайней сложностью, противоречивостью и нестабильностью. После тяжелого этапа перехода к рыночной экономике российское государство постепенно начинает укреплять свои позиции в регулировании экономических отношений.

Рыночные условия потребовали пересмотра системы государственного регулирования ценообразования, замены административных мер воздействия преимущественно на экономические с максимальным сокращением присутствия государства в хозяйственной системе и попыткой обеспечить функционирование этой системы лишь на началах саморегулирования.

Вместе с тем, основу экономики России продолжают составлять сырьевые отрасли, которые изначально создавались по монопольному принципу. Для регулирования таких отраслей необходимо наличие специфического механизма, реализуемого в условиях управляющего воздействия со стороны государства.

В зависимости от форм государственного воздействия обосновано подразделение регулирования на административно-правовое (или законодательно-административное) и политическое (контроль, налоги) [23, c.148]. Административно-правовое регулирование предполагает воздействие со стороны государства (которое выступает в лице специально уполномоченных на то государственных органов исполнительной власти), на определенные сферы экономики, методами, закрепленными в нормативных правовых актах.

Соответственно под методами регулирования деятельности субъектов естественных монополий понимаются предусмотренные нормативными правовыми актами способы установления и применения обязательных требований к хозяйственной деятельности и продукции субъектов естественных монополий.

Можно выделить несколько признаков, присущих этим методам регулирования: их применение является обязательным условием функционирования субъектов естественных монополий; полномочиями по выбору методов и их реализации наделены специальные регулирующие органы; законодательно установлены особые условия хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий или особые характеристики их продукции.

Основы ценовой политики согласно пункту «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации [1, c.18]. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» относит разработку и осуществление мер по проведению единой политики цен к полномочиям Правительства РФ [2, c.13].

Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению цен и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением и применением цен в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Объектом исследования является топливно-энергетический комплекс (ТЭК).

Предметом исследования выступает государственное регулирование топливно-энергетического комплекса.

Цель исследования заключается в изучении государственного регулирования топливно-энергетического комплекса в России.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты ценового регулирования в отношении естественных монополий топливно-энергетического комплекса России;

- провести анализ государственного регулирования топливно-энергетического комплекса России;

- исследовать проблемы налогового регулирования нефтегазовой отрасли России и определить пути их решения.

 

1.2. Деятельность Федеральной службы по тарифам по регулированию деятельности топливно-энергетического комплекса

 

В соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральной службе по тарифам (ФСТ России), указанным органом определены основные методы и особенности расчета тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, а также особенности их применения на территории Российской Федерации [10, c.12].

Так, процесс перемещения нефти по магистральным трубопроводам включает в себя следующие основные операции: перекачка нефти по магистральному трубопроводу; выполнение заказа и диспетчеризация поставок нефти; перевалка, слив (налив, прием) сдача нефти [19, c.31].

В данном документе, в целях определения тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, операции по перекачке нефти, выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти рассматриваются как единый и неразрывный технологический процесс.

Транспортировка нефти и нефтепродуктов состоит из нескольких технологически неотделимых процессов, для каждого из которых устанавливаются свои тарифы (например, прием, перевалка, слив нефти в трубопроводную систему в начале маршрута и сдача, налив и перевалка нефти в конце маршрута) [21, c.42].

Таким образом, фактически естественно-монопольными являются все виды деятельности, включаемые в данный процесс, в связи с чем реализация ценового метода регулирования в рассматриваемой сфере также обладает своей спецификой.

Указанным выше Положением предусмотрены оба способа установления тарифа: путем определения фиксированного размера тарифа и путем определения предельного уровня цен.

Правилами государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам определен порядок формирования и государственного регулирования тарифов или их предельных уровней и порядок государственного контроля за правильностью применения регулируемых тарифов [6, c.18].

Правительства РФ утвержден также перечень услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, тарифы на которые регулируются государством. Принцип экономической обоснованности тарифов, предусмотренный в постановлении Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1158 «Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий» также действует в указанной сфере.

В процессе государственного регулирования тарифов применяются различные экономические методы. В соответствии с Правилами государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам» применяются метод экономически обоснованных расходов, метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, метод предельных максимальных тарифов или предельного соотношения со стоимостью транспортировки нефти и нефтепродуктов по альтернативному маршруту альтернативными видами транспорта, метод индексации тарифов.

Следует отметить, что в проекте Федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте» закрепляется положение, в соответствии с которым при установлении тарифов учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также обеспечение эксплуатирующих организаций систем магистрального трубопроводного транспорта (магистральных трубопроводов) финансовыми ресурсами, необходимыми для обеспечения надежного и безопасного функционирования и развития сети их трубопроводов.

Из анализа приведенных положений действующих правовых актов следует, что при фрагментарном характере норм и отсутствии внутренней логической связи между ними, к сожалению, нельзя говорить о наличии полноценной системы правового регулирования.

В условиях рыночных отношений магистральный трубопроводный транспорт носит четко выраженный публичный характер. Трубопроводный транспорт вообще, и особенно транспорт таких видов продукции, как нефть и газ, имеет стратегическое значение не только для экономики, но и для обеспечения национальной безопасности страны. Это обусловливает необходимость государственного вмешательства, контроля за функционированием системы магистральных трубопроводов [26, c.20].

Критерии оценки экономической обоснованности затрат посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) или их предельных уровней на электрическую и тепловую энергию, газ, нефть, установление основ ценообразования в сфере регулируемых цен, правил государственного регулирования и применения тарифов, определяющих принципы и методы расчета тарифов отнесено к полномочиям Правительства РФ.

При установлении тарифов или их предельных уровней учитываются прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год, одобренные Правительством РФ, а также методики расчетов, действующие в соответствующий период времени.

Основное назначение прогнозных значений индексов-дефляторов цен - расчет стоимостных показателей прогноза социально-экономического развития и параметров проекта бюджета. Однако следует отметить, что индекс-дефлятор цен не является директивным показателем для изменения уровня цен на конкретную продукцию (услуги), устанавливаемую органом регулирования деятельности естественных монополий.

Являясь федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, ФСТ России устанавливает тарифы, а также утверждает методические указания по их расчету. В настоящее время постановлением Правительства РФ от 14 июня 2007 г. № 371 введены «Правила принятия Федеральной службой по тарифам решений по определению (установлению) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий» [7, c.29].

Одновременно в постановление Правительства «Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам» включена норма об образовании в ФСТ России правления для принятия решений, связанных с определением тарифов и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий. Введение данных положений должно придать более организованный характер взаимоотношениям между участниками в сферах деятельности естественных монополий.

В специальной литературе отмечается негибкий характер ценового регулирования. Так, Ю.А. Метелева указывает на отсутствие разнообразия методов ценового регулирования, что не позволяет государственному регулятору гибко подбирать инструментарий с учетом конкретной экономической ситуации [24, c.7] Основу существующего регулирования составляют ценовые методы в форме прямого (жесткого) ценового регулирования.

Необходимость сохранения присутствия государства в регулировании рассматриваемых отношений обусловлена следующими целями:

1) обеспечить, путем перераспределения материальных ресурсов, доходы и условия жизни некоторым категориям населения;

2) посредством служб общественного назначения предоставлять населению услуги на доступных условиях (образование, медицинское обслуживание, вода, электроэнергия) [28, c.33].

Государственное регулирование деятельности естественных монополистов имеет целью достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий и учет социальных факторов при установлении или изменении тарифов.

Таким образом, одной из целей рассматриваемого вида регулирования, является обеспечение равнодоступности реализуемого субъектами естественной монополии товара (услуги) для потребителей.

Учитывая то, что определяющей доминантой в административно-правовом регулировании топливно-энергетического комплекса является устанавливаемый государством режим естественной монополии, дальнейшая законодательная регламентация в этой области должна осуществляться с учетом особенностей, связанных с действием указанного режима. Необходимость государственного контроля ценообразования в сфере субъектов естественных монополий вызвана также стратегическим значением отраслей, входящих в топливно-энергетический комплекс [22, c.13].

Проблема публичности цен (тарифов) и правил их определения относится к основным направлениям государственной политики в сфере регулирования топливно-энергетического комплекса.

Задачи метода ценового регулирования в сфере естественных монополий на современном этапе развития экономики заключаются в:

- создании четкого правового регулирования правил перехода от естественно-монопольных рынков к конкуренции;

- поиске и правовой регламентации альтернативных методов ценообразования, позволяющих хозяйствующим субъектам действовать в зависимости от конкретно сложившейся экономической ситуации;

- законодательной регламентации пределов компетенции органов государственного регулирования тарифов (в отношении установления тарифов или их предельных уровней), с одной стороны, и участников по договорам (в отношении определения свободной цены) - с другой стороны.

 

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить