Понятие, основных черты, принципы и цели государственного управления (курсовая)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ    5

1.1. История развития науки  государственного управления    5

1.2. Черты государственного управления    10

2. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ    15

2.1. Походы к определению принципов и целей государственного управления    15

2.2. Соотношение этой понятий «государственное управления» и «исполнительная власть»    19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    26

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблемы государственного управления освещались в трудах ученых-юристов XIX - начала XX в., широко рассматривались в советской юридической литературе, исследуются и в настоящее время. Получили свое отражение вопросы государственного управления в работах зарубежных юристов. При этом было высказано множество мнений и суждений, высказывались различные теоретические позиции, в том числе и по вопросу сущности категорий «управление», «государственное управление» и «исполнительная власть» и их соотношению [12, c.26].

Подход к рассмотрению государственного управления как юридической категории определяется тем, что в рамках этого подхода государственное управление рассматривается с позиций наук теории государства и права, конституционного и административного права в неразрывной связи с осуществлением функций государства и понимается как один из видов государственной деятельности по их реализации [4, c.7].

В юридической науке анализ государства обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики его деятельности. В теории государства и права под функциями государства понимаются основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

Управленческая, исполнительная деятельность (государственное управление) представляет собой основанную на законах реализацию исполнительными органами государственной власти (исполнительно-распорядительных функций) в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д.

Помимо своего содержания государственное управление отличается от законодательной и судебной деятельности еще тем, что осуществляется особыми органами в особых формах. Законодательная деятельность осуществляется в конституционных государствах законодательными органами (парламентом). Проявляется названная деятельность в издаваемых законах. Осуществление правосудия также осуществляется особыми органами - судами и проявляется в судебных приговорах (решениях).

Государственное управление осуществляется прежде всего органами исполнительной власти и проявляется в разнообразных формах. Так, органами исполнительной власти издаются подзаконные нормативные правовые акты, направленные на реализацию их функций. Эти акты не должны противоречить законам и могут быть издаваемы лишь в том случае, если закон уполномочит к тому те или другие органы исполнительней власти.

Цель работы состоит в изучении понятия, основных черт, принципов и целей государственного управления.

Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

- изучить понятие и сущность государственного управления;

- исследовать принципы и цели государственного управления.

 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1. История развития науки  государственного управления

 

Понятие государственного управления как одной из форм государственной деятельности начало формироваться в юридической науке в ХVII в. в рамках так называемых камеральных наук в Германии. В XVII-XVIII вв. в европейских государствах усиливается центральная власть и создается многочисленный полицейский аппарат, призванный оперативно и профессионально осуществлять борьбу с преступностью и охранять от нарушений общественный порядок.

Рост и усложнение административных дел и развитие полицейского законодательства сделали необходимой создание управленческой теории. Результатом этой назревшей потребности явилось создание так называемой «науки о полиции», которая непосредственно предшествовала науке административного права и теории государственного управления [13, c.25].

Основателями науки полицейского права считаются такие юристы, как де-ля-Марр, И. Юсти и М. Зонненфельс. Они отграничили ее от других наук о государстве, в частности, от внешней и финансовой политики. Ее задачами стало исследование условий, ведущих к безопасности и благосостоянию государства.

Вместе с тем начало научной разработки теории государственного управления как категории юридической науки во многом связано с именем немецкого юриста Л. Штейна. Характеризуя сущность учения Л. Штейна о государственном управлении, необходимо отметить, что под управлением он понимал такую сферу государственной деятельности, посредством которой государственная воля (закон) осуществляется в государственной жизни.

Таким образом, по мысли Л. Штейна, управление призвано для осуществления государственной воли, закрепленной в законодательных актах законодательными учреждениями. Сущность и понятие управления состоят в том, что благодаря ему воля государства - закон - получает осуществление в объективно существующих отношениях действительной жизни через посредство силы и деятельность государства. Управление осуществляется в самостоятельных областях государственной жизни, которые представляют собой самостоятельные сферы и для законодательства, и для исполнительной деятельности. Л. Штейн называл их областями управления [16, c.43].

Важные методологические выводы о природе, сущности и организации государственного управления содержались и в трудах российских ученых-юристов XIX - начала XX в., таких как А.А. Алексеев, А.Д. Градовский, В.Ф. Дерюжинский, А.И. Елистратов, В.В. Сокольский, М.Н. Коркунов, М. Рейснер и ряда других. В теории российского государственного и административного права в рассматриваемый период делается определенное различие в характере государственного управления в России и в западных конституционных государствах.

На основе анализа законодательства западных государств в этих работах делается вывод о том, что государственное управление в демократическом конституционном государстве является самостоятельной сферой государственной деятельности, направленной на реализацию законов в различных областях государственной жизни [2, c.37].

А.И. Елистратов указывал, что законность деятельности государственной власти достигается благодаря возможности обособить законодательную функцию государства от прочих функций государственной деятельности. Государственное управление становится правомерным и подзаконным по мере того, как законодательная функция (задача издания законов) различается и обособляется от задачи государственного управления.

Признавая право регулятором публичных отношений, возникающих между органами власти и обывателями, государственная власть этим самым нисколько не ограничивает себя в своей законодательной функции. Она не изменит началу законности, если отменит новым законом любой из ранее изданных ею законов. Но верная началу законности власть должна подчиняться закону в делах государственного управления.

A.И. Елистратов отмечал, что если законодательство и управление обособить только логически, только мысленно, этим самым еще не обеспечивается господство закона в публичных отношениях. Необходимо, чтобы законодательная деятельность и управление взаимно обособились в самом своем устройстве, в своей организации [9, c.7].

Связанность государства правом требует такой именно организации государственной власти, при которой издание закона и подзаконное управление осуществлялись бы различными органами. Пока законы издает тот же орган, который и правит, его управление правомерным стать не может: если орган правящей власти является вместе с тем и органом власти законодательной, он всегда сможет узаконить свои отступления от закона в делах государственного управления.

B.В. Сокольский писал, что под государственным управлением в конституционных демократических государствах понимается правительственная деятельность, отличающаяся от законодательной. Это различие объясняется принципиальным различием в самом характере органов законодательства и управления [14, c.66].

Вместе с тем он отмечает, что в России это различие не носит принципиального характера, поскольку все функции верховенства содержались в руках самодержавного государя. При этом государственное управление в российском государстве в обширном смысле есть решение государством поставленных им для себя целей.

Сюда относятся и законодательная, и полицейская, и финансовая, и судебная деятельность государства, а также деятельность государства по отношению к церкви. Для российского государственного права более важным является деление государственного управления на верховное и подчиненное. Верховное управление есть область непосредственной деятельности монарха, управление подчиненное есть область деятельности установленных монархом органов, которым передается известная степень власти и которым вверяется выполнение определенных задач управления, на основании издаваемых монархом законов и учреждений.

Он отмечал, что все учение об управлении может быть разделено на учение об органах управления, заключающее в себе систематическое изложение совокупности юридических норм, определяющих организацию и компетенцию органов управления, и на учение о самой деятельности управления, содержащее систематическое изложение юридических норм, определяющих меры и способы управления [14, c.223].

А.А. Алексеев также характеризовал государственное управление в конституционном государстве как деятельность, осуществляемую правительством и направленную на реализацию предписаний законов [3, c.303].

А.Д. Градовский, рассматривая категорию государственного управления, отмечал, что в государствах конституционных учение о государственной власти не может быть подведено под общее понятие управления, поскольку оно отличается от деятельности законодательной. Определяя содержание государственного управления, он анализировал административную деятельность государства и отмечал, что эта деятельность не может состоять только в применении закона. Законодатель дает исполнительной власти и определенные полномочия, указывая цели ее деятельности и порядок использования ее полномочий.

Говоря об административных функциях государственной власти, А.Д. Градовский делил их на два больших отдела. Один включает в себя исполнение требований законодательства, направленных на осуществление функций, необходимых для государственной жизни (налоги, безопасность и т.п.). Другой отдел связан с осуществлением задач, которых нельзя достигнуть путем осуществления частной деятельности, таких как почта, транспорт, телеграф [8, c.21].

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить