Исследование этики деловых отношений и делового общения в практике госуправления (диплом)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  форм делового общения.. 8

1.1. Понятие, признаки, структура и особенности делового общения. 8

1.2. Этические принципы делового общения в государственном управлении. 22

1.3. Профессиональные качества государственных служащих как основа эффективного общения. 32

1.4. Культура речи в деловом общении государственных служащих. 39

2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  администраци г.Йошкар-Ола.. 50

2.1. Общая характеристика  администрации г. Йошкар-Ола. 50

2.2. Анализ деятельности администрации г. Йошкар-Ола. 70

2.3. Оценка эффективности этики делового общения организационного отдела администрации г. Йошкар-Ола. 81

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА  этики делового общения В государственном УправлениИ.. 92

Заключение.. 107

Список используемой литературы... 112

Приложения.. 117

Введение

Деловые (служебные) отношения являются разновидностью со­циальных отношений. Они формируются под влиянием технико-экономи­ческих, организационных и социальных факторов, каждый из которых весьма значим. Но поскольку деловые контакты - это преимуществен­но отношения между конкретными людьми, они выступают в виде нрав­ственно-психологичских. Ни один человек, работающий в коллективе, не может устраниться от них. А сложившиеся деловые отношения оп­ределяют тот нравственно-психологический климат, который не прос­то способствует повышению или понижению работоспособности, но и определяет общее настроение людей, их оценки значения своего тру­да, условий труда, мнение о товарищах, руководителях и т.д. В трудовых коллективах, где сложилась атмосфера доброжелательности, открытости, подавляющее большинство работающих удовлетворены ра­ботой, там же, где этого нет, таких людей значительно меньше. При этом нельзя забывать, что последствия деловых отношений в коллек­тиве выходят далеко за рамки производственной деятельности. Не­редко оценки социальной действительности, поведение человека во внепроизводственном общении формируются под прямым воздействием отношений, сложившихся в коллективе.

Деловое общение - вид общения, имеющий целью вне себя и служащий способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

В деловом общении предметом является дело. Любое общественное дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности.

Деловая этика, этика служебных отношений включает в себя множество важных аспектов.

Деловой этикет - результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствует успеху в деловых отношениях. Прежде всего следует помнить, что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, ко­торая предполагает в первую очередь глубокое уважение человечес­кой индивидуальности.

Человек, желающий быть преуспевающим менеджером, должен прежде всего развивать свои способности в работе с людьми. Он должен уметь выбрать нужных для работы людей, обучить и заинтере­совать их. И это не разовый акт, а бесконечный процесс дея­тельности, процесс деловых этичных взаимоотношений. Его отношения с сотрудниками будут меняться. Каждый человек имеет свои потребности и интересы, свою точку зре­ния, свой подход к выполнению работы, свои проблемы. Руководитель должен учитывать это, стараться и уметь помогать людям успешно работать и решать свои проблемы.

Деловое общение - это общение не только между руководителем и подчиненными, но и между членами группы. Эффективность работы коллектива, его способность решать поставленные задачи во многом зависит от этики отношений, а также от господствующего в группе "настроя" сотрудников, который, при прочих равных условиях, обусловлен, во-первых, качественным составом персонала и, во-вторых, особенностями неформальных отношений между руко­водителем и подчиненным. Это актуальная проблема, поэтому она рассматривается в данной работе.

Целью данной работы является исследование этики деловых отношений и делового общения в практике госуправления.

В связи с вышеизложенным задачами работы стали:

определить понятие, структуру делового общения;

выявить значение знания этики делового общения;

определить уровень развития этики делового общения в конкретном коллективе государственных служащих;

разработать способы совершенствования форм делового общения государственных служащих.

Объект исследования – Администрация г. Йошкар-Олы.

В ходе исследования использованы разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по психологии, предпринимательству, менеджменту; наблюдения; опытно-экспериментальная работа; математические методы обработки результатов.

По результатам исследования сделаны выводы и даны рекоменда­ции.

Методологическую базу исследования составляют труды отечес­твенных и зарубежных ученых в области психологии и менеджмента. Эта тема довольно обширна, ей посвящены множество различных трудов. Я ос­тановлюсь на нескольких самых важных, на мой взгляд моментах, де­лового этикета, основываясь на таких монографиях, как Миникес Л. «Hесколько советов не только деловым людям»; Николаева Т., Илла­рионов С. «Этикет и мы»; Яновский А., М. Яновская «Этика предпри­нимательства»; Зенович М. «Этика предпринимательства: можно ли блефовать в бизнесе ?»; Емельянов О. «В бизнесе нет мелочей: этика рынка»; Стародобинский Э.Е. «Как управлять персоналом»; Ксенчук Е.В., Киянова М.К. «Технология успеха»; Дашков Л.П. и др. «Предпри­нимательство и бизнес» и др. Данные авторы достаточно много внима­ния уделяют деловому этикету, и на основе этих трудов ниже пред­ложены рекомендации деловым людям в различных ситуациях, особенно необходимых в сегодняшнем современном управлении.

Практическая значимость исследования состоит в том, что по­лученная информация может использоваться в практике кадровой ра­боты в государственных учреждениях.

Заключение

Таким образом, проведя анализ исследования особенностей форм делового общения в государственном управлении, можно сделать следующие выводы.

1. Анализ литературы свидетельствует, что при всей значимости имеющихся исследований, в них далеко не исчерпаны теоретические и практические проблемы, связанные с познанием взаимодействия в общении.

Наблюдающийся в настоящее время повышенный интерес к проблеме общения не случаен. Круг лиц, испытывающих потребность в совершенствовании коммуникативных навыков, постоянно увеличивается. И тому много причин: урбанизация населения, а стало быть, увеличение потребности межличностных контактов; расширение числа интернациональных связей, а значит — взаимопроникновение различных культур с их наследием и устоявшимися традициями; рост политической активности разных слоев населения и как следствие — потребность владеть искусством ведения дискуссий; наконец, наметившаяся тенденция перехода к активным групповым методам обучения: деловым играм, тренингам и диалого-дискуссионным занятиям. Все это требует знаний, а главное — навыков и умений по поддержанию корректных отношений в личной и общественной жизни миллионов людей.

2. Особую роль взаимодействие в общении играет на деловом  уровне. Деловое общение — это прежде всего коммуникация, т.е. об­мен информацией, значимой для участников общения.

Успех общения зависит от того, в какой степени удается вызвать в партнере желательные переживания и виды поведения. На улыбку, как правило, отвечают улыбкой, на приветствие — приветствием, на вопрос — ответом. Смысл коммуникативного взаимодействия заключается как раз в том, чтобы непринужденно вызвать в другом действия, поддерживающие общение. Самая большая трудность — сохранять естественность поведения. Любое отклонение от этого принципа к конечном счете ведет к нарушению коммуникативного взаимодействия, разочарованию партнеров друг в друге, взаимной неудовлетворенности.

С момента, как мы делаем объектом наблюдения собственную технику общения, внимательно всматриваясь в нюансы своих поступков, мы достигаем более глубокого понимания самих себя и создаем благоприятные условия для управления и самоконтроля поведения. Надо анализировать свои влечения, установить изъяны в технике общения, которые могут обескуражить партнера и вызвать напряженность в наших контактах с ним.

Уметь вчувствоваться в человека, в эмоциональные состояния партнера по общению, знать писаные и неписаные правила поведения в различных ситуациях взаимодействия людей, уметь выбрать соответствующую форму обращения к ним, убедить собеседника в справедливости своих аргументов и многое-многое другое — вот далеко не полный перечень умений, которыми должны обладать современный цивилизованный человек.

3. Государственная служба как организационно-управленческий институт представляет собой профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и выступает в роли социального механизма реализации функций государства.

Для реализации задач государственной службы и организации ее деятельности, система органов государственной власти обеспечивается персоналом, принимаемым для исполнения государственной должности.

На сегодняшний день пристального внимания требуют некоторые аспекты, присущие государственной службе:

нехватка квалифицированных кадров;

несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности;

недостаточная регламентированность деятельности государственных органов;

недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих;

недостаточная ресурсная обеспеченность государственной службы.

4. Противоречие между этикой и работой, весьма остро проявляется в деловом общении, причем на самых разных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции.

Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в работе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего,- любыми доступными средствами максимизировать прибыль, увеличивать эффективность труда, всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях.

С этой позиции, которую можно назвать «деловой макиавелизм», этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности.

Крайним случаем неэтического поведения государственных служащих, сотрудников является нарушение закона. Но неэтическим поведением следует также считать различного рода действия компаний, не предпринимающих различных мер для устранения решений суда, различных делопроизводств которые могут привести к вредным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики делового общения входит и забота госслужащих о качестве своей работы, ответственность за тот вред, который она может нанести населению.

Сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несовместимости делового общения моральным ценностям. Примером может служить решение суда, контрактов на постройку экологически вредных предприятий.

Вторая позиция по отношению к противоречию между этикой и организацией состоит в том, что соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности людей перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство, помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Думается, что этот подход является более цивилизованным и в конце концов более эффективным, так как Служба судебных приставов – компонент общества, и утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается для работы. Вместе с тем неэтическое поведение и общение рано или поздно обернется, если и не прямыми экономическими убытками, то во всяком случае социальными и нравственными издержками как для данной организации, так и для социальной среды.

5. В результате проведенных исследований особенностей делового общения в коллективе организационного отдела администрации г.Йошкар-Олы, было выявлено следующее.

Анализ основных показателей работы за 2003-2006 гг. показывает, что меры, предпринятые администрацией города, направленные на повышение эффективности социально-экономического развития, достигли определенного результата. Наблюдается положительная динамика роста основных показателей.

В городе ведется большая работа по стабилизации социально-экономического положения, по решению проблем социальной защиты населения, развития образования, здравоохранения, содействия занятости населения.

Результаты исследования показали, что большинство членов исследуемого коллектива организационного отдела администрации г. Йошкар-Олы умеют общаться по-деловому (62,5%), однако в коллективе имеются и личности, которые не хотят общаться со своими сослуживцами благоприятно, они агрессивны, нетерпимы, неуравновешенны, создают конфликтные ситуации (12,5%). Кроме того, в коллективе имеются госслужащие, которые также слабо используют приемы делового общения ввиду нерешительности, неуверенности в себе.

Начальник  отдела обладает всеми качествами, необходимыми эффективно руководить и хорошо знает основы делового общения. По оценкам коллектива, он умеет правильно построить свои отношения с подчиненными, обладает приемами искусства делового общения, проводит коллегиальный стиль управления. Следовательно, у него имеется потенциал устранить негативные отношения в коллективе, наладить взаимоотношения сотрудничества и установить стиль эффективного делового общения среди сотрудников коллектива. Для этого можно воспользоваться рекомендациями, предложенными в работе.

 

Список используемой литературы

 

  1. Конституция РФ. 12.12.1993 // РГ.-1993.-№237
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 N 79-ФЗ   (ред. от 06.07.2006) «О государственной гражданской службе Россий­ской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 2004.- N 31.- Ст. 3215.
  3. Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ.- 2005.- N 6.- Ст. 437
  4. Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 (ред. от 20.03.2007) «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»// Собрание законодательства РФ.- 2002.- N 33.- Ст. 3196.
  5. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 29.11.2004 N 255 (ред. от 29.12.2005) "Об утверждении Республиканской Программы "Реформирование государственной службы Республики Марий Эл (2005 - 2006 ГОДЫ)"// Собрание законодательства Республики Марий Эл.- 2004.- N 12.- Ст. 398.
  6. Атаманчук Г.В. Основные положения концепции развития государственной службы в Российской Федерации // Вестник государственной службы. М., 2002. Июнь
  7. Атватер И. Я вас слушаю. советы руководителю, как правильно слушать собеседника. — 2-е изд./ И. Атватер, М.: Экономика, 1988.- 144 с.
  8. Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы.//Государство и право.- 2006.- №12.-С.109
  9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М.: Знание, 2005.-109 с.
  10. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. - 2-е изд./ А.А. Бодалев. - М.: Международ. пед. академия, 1995.- 420 с.
  11. Бороздина Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина.- М.: Инфра-М.-1998.-224 с.
  12. Буева Г.А. Человек: деятельность и общение / Г.А. Буева. — М.: Общество, 2001. — 132 с.
  13. Государственная служба в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы. (Аналитический обзор направлений и содержания реформирования госслужбы в РФ). Автор – А.Г. Барабашев. http://www.pareform.ru/mgu/reports/reform.asp
  14. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов.— М.: Наука.- 2003.- 98 с.
  15. Григорьева Т.Г. Основы продуктивного общения / Т.Г. Григорьева. - Новосибирск: Со­вершенство, 2007.-116 с.
  16. Граждан В.Д, Государственная служба как профессиональная деятельность. М.: Юрист, 1997.-190 с.
  17. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. Екатеринбург: Издательский дом УРГЮА, 2005. С. 245.
  18. Данкел Жаклин  Деловой этикет / Данкел Жаклин. - Феникс. - Ростов-на-Дону. - 2007.- 202 с.
  19. Добрович  А.Б. Общение:  наука и  искусство / А.Б. Добрович. - М.: Искусство, 1984.- 230 с.
  20. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спец практикум в социальной психологии / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. — М.:Изд-во Моск. уни-та, 2000.- 189 с.
  21. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением / Д.А. Зарайский. - М.:ИНФРА.-2007.- 189 с.
  22. Зигерт В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. - М.: Знание, 2000.- 229 с.
  23. Кайдапов Д.П. Психология единоначалия и колле­гиальности: Вопросы теории и практики взаимодействия руководителя и коллектива / Д.П. Кайдапов, Е.И. Суименко.- М.:Мысль,1999. - 254  с.
  24. Коломинский Я.Л. Психология общения / Я.Л. Коломинский. – М.: Знание, 1989.- 440 с.
  25. Крижанская Ю.С. Грамматика общения / Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков.-Л.:Изд-во Л Г У, 2005.- 209 с.
  26. Курбанов В.И. Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону.: Феникс.- 2005.- 416 с.
  27. Лабунская В.А. Невербальное поведение / В.А. Лабунская. — Ростов-на-Дону, 2006.- 122 с.
  28. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии / А.А. Леонтьев. — М.: Знание, 1975.-240 с.
  29. Личность. Общение. Групповые процессы. Современные  направления  теор. и  приклад.  исслед. в зарубеж.  психологии.: Сб. обзоров.-М.: ИНИОН, 2001.- 169 с.
  30. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии . Методологические проблемы социальной психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1995.-240 с.
  31. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулиро­вание. М.: Юрайт, 1997.-650 с.
  32. Наумов С. Ю., Масленникова Е. В. Совершенствование системы профессионального образования государственных и муниципальных служащих // Власть. - 2002. - N 6. - С. 40-45
  33. Николаева Т. Этикет и мы / Т. Николаева, С. Илларионов. - М.: Наука, 2003.-120 с.
  34. Оболонский А.В. Реформа государственной службы // Государственная служба (комплексный подход). – М., 2006. С. 311.
  35. Оболонский А.В. Реформа российской государственной службы: концепция и стратегия // ОНС. -2007. - № 3.- С. 11.
  36. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации.М.: БЕК,1999.-420 с.
  37. Омаров А.М. Управление: искусство общения / А.М. Омаров. - М.: Знание, 2003.- 190 с.
  38. Пашин В.П. Кадровая политика властных структур: история и современность//Государственная власть и местное самоуправление.-2003.-№3.-С.11-14
  39. Правила хорошего тона./Сост. И.М.Лом. М., 2003
  40. Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований. Дисс.доктора психологических наук / В.Н. Панферов.- Л.: ЛГУ, 1983. – 300 с.
  41. Петровская Л. А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. — М.: Знание, 2004.-180 с.
  42. Пиз А. Язык жестов : Увлекательное пособие для деловых людей (пер. с англ.) / А. Пиз.- Воронеж.: Н П О "ПОДЕК", 1993.-202 с.
  43. Потеряхин А.Л. Психология управления / А.Л. Потеряхин. -Киев, 1999.- 383 с.
  44. Психология и этика делового общения./Под ред. В.И. Лавриненко/ М.: Культура и спорт, «Юнити», 2007.- 320 с.
  45. Рахматшаева        В.А. Грамматика общения / В.А. Рахматшаева.- М.: Семья и школа, 2005.-145 с.
  46. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы // Организация государственной службы. Тематический сборник статей. Вып. 10. – М., 2007. С. 19-27
  47. Речевые общения: проблемы — перспективы. Сб. науч. обзоров. — М, ИННОН, 2003.- 123 с.
  48. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. / Е.В. руденский.- М.-Новосибирск.: Инфра-М.-1998.-202 с.
  49. Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов / Д.Г. Склотт. - Киев.: "Верзилин и К,ЛТД".- 2001.- 117 с.
  50. Слепцов Н.С. Проблемы формирования государственной региональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих//Социологическое обеспечение государственной службы. — М.: РАГС. — 2005. — № 10.
  51. Старилов Ю.Н. Государственная служба  в  Российской  Федерации.Воронеж, 1996.-569 с.
  52. Старилов Ю.Н. Служебное право. М.: БЕК, 2006.-460 с.
  53. Умеете ли вы общаться.: Кн. для учащихся.  -М.: Просвещение, 2001.- 220 с.
  54. Федоренко Е.Г. Профессиональная этика / Е.Г. Федоренко.- М.: Наука, 2003.- 200 с.
  55. Хаббард Л.Р. Дианетика / Л.Р. Хаббард. - М.:Воскресенье.- 2003.- 190 с.
  56. Чернышова М.А. Этика деловых отношений / М.А. Чернышова. - Л.:Знание.- 2004.- 302 с.
  57. Черданцева А.Ю. ,  Порошин С.А.  Аттестация государственных и муниципальных служащих // Опыт. – 2007. - № 31. – С. 15-25.
  58. Шайхатдинов В.Ш. «Подготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих» («Опыт», № 32).
  59. Шаров А.В. Правовые и организационные проблемы регулирования государственной службы: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / РАГС. – М., 2007. С. 59-60
  60. Шевалье Ж. Государственная служба / Пер. с франц. - М.: Изд-во «Композит», 2006. С. 99.
  61. Широкова И.Г., Этика / И.Г. Широкова. - М.: ПРИОР, 2000. – 162 с.
  62. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания / И.М. Юсупов. -Казань: Тат.  кн.  из­д-во, 2007. - 170 с.
  63. Ягодинский В.Н. Наш этикет / В.Н. Ягодинский.- М.: Знание, 2006. – 190 с.

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить