История развития государственного регулирования экономики России (курсовая)

Содержание

 

Введение.. 3

1. Теоретические аспекты исследования истории развития государственного регулирования экономики России.. 9

1.1. Понятие государственного регулирования экономики. 9

1.2. История развития государственного регулирования в России. 17

1.3. Государственное регулирование в области финансов. 36

2. Анализ бюджетной политики в органах казначейства  по Республике Марий Эл. 49

2.1. Общая характеристика Отделения Федерального казначейства по г.Йошкар-Ола Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл. 49

2.2. Анализ исполнения бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" 65

3.  Меры совершенствования государственного регулирования экономики в деятельности органов федерального казначейства   72

Заключение.. 75

Список использованных источников.. 77

Приложение.. 81

 


Введение

 

Вопрос государственного регулирования экономики с начала существования рынка был актуальным и остаётся таковым и по сей день, так как только государство имеет такую власть, способную изменить развитие экономики в макромасштабе.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Современная экономика,  как свидетельствует практика всех без исключения стран мира, предполагает активное участие в ней государства как субъекта рыночных экономических отношений, а также как регулирую­щего и управляющего органа. В разных странах мира неодина­ковым образом, сообразно традициям и накопленному опыту строятся отношения между правительством и основными эко­номическими субъектами (предпринимателями и домохозяйствами). В разной мере реализуется и государственное вмеша­тельство в экономические процессы. Но общая линия такова, что роль государств в экономике становится с ходом времени все более сложной и требует от правительственных органов все большей квалификации. И о государственном влиянии на эко­номику ныне требуется говорить не в количественных оценках ("больше — меньше"), а с точки зрения качественной эффек­тивности государственного регулирования.

Особенно сложными, по существу комплексными, становят­ся экономические функции государства в странах, которые по­добно России взялись в исторически короткие сроки трансфор­мировать свою экономическую систему, освоить методы совре­менного рыночного хозяйствования. Именно на этой стороне дела и сосредоточивают авторы основное внимание.

Экономические функции современного государства сложились в процессе длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. Активизация экономических функций государства способствовала изменению ранее сложившихся представлений о причинах его возникновения. На смену идее о том, что в основе государства лежит общественный договор (Ж. - Ж. Руссо), пришло представление о нем как о «большом акционерном обществе».

Общественные потребности и общественные интересы индивидов, с одной стороны, и масштабы ограничения индивидуальных свобод и индивидуальных интересов, с другой, - анализ именно этого фундаментального противоречия лежит в основе многих теорий о государстве, о его экономических и социальных функциях, о формах и особенно пределах государственной вовлеченности в экономическую жизнь и, следовательно, о соотношении рынка и государственного регулирования экономики.

В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал.

Россия обладает уникальным опытом построения и поддержания в течение долгих лет такой системы хозяйствования, в которой государство стремилось контролировать практически все стороны экономической жизни - от планирования производства до распределения готовой продукции.

К началу XXI века российская эконо­мика оказалась на крайне неблагоприятной стартовой позиции. В итоге небывало глубокого для мирного времени и затяжного кризиса экономика отброшена на несколько десятилетий назад по объему производства, конкурентоспособности продукции, уровню и качеству жизни, эффективности управления. При этом объективные причины и факторы сочетались с крупными стратегическими ошибками, просчетами и другими субъектив­ными факторами.

ГРЭ направленно на решения различных задач, например, стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.

Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. В связи с чем актуализируется изучение исторического развития государственного регулирования экономики России.

Одной из важнейших областей государственного регулирования является область финансов. В рыночной экономике госу­дарственный бюджет обеспечивает финансовыми ресурсами реализацию функций государства и является основным инстру­ментом регулирующего воздействия власти на экономическую систему общества.

Федеральный бюджет является важным звеном как бюджетной системы Российской Федерации, так и финансовой системы страны в целом. Он необходим государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, предназначенном для выполнения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Через федеральный бюджет перераспределяются валовой внутренний продукт и национальный доход, концентрируются финансовые ресурсы на приоритетных направлениях социального и экономического развития страны, перераспределяются средства между субъектами Российской Федерации с целью выравнивания их социально-экономического развития, регулируется внешнеэкономическая деятельность, а также отношения государства с юридическими и физическими лицами.

Процесс использования средств федерального бюджета должен сопровождаться эффективным контролем за их законным, целевым и рациональным использованием. Это приводит к необходимости усиления ответственности со стороны Правительства РФ за принятие и реализацию финансовых решений, а также ужесточения финансового контроля за правильностью расходования и целевым использованием бюджетных средств.

В этой связи весьма также актуальной является задача разработки системы и методов госрегулирования для исполнения федерального бюджета, позволяющих выработать Правительству РФ мероприятия, направленные на обеспечение прозрачности и эффективности процесса исполнения федерального бюджета, в целях его оптимального использования в качестве важнейшего фактора развития экономики.

В настоящее время в Российской Федерации исполнение федерального бюджета — формирование доходов и осуществление расходов — возложено на единую систему органов Федерального казначейства.

Создание единой централизованной системы органов федерального казначейства является частью проведения государственной бюджетной политики, повышения оперативности в финансировании государственных программ и усилением контроля за поступлением, целевым использованием государственных средств.

Органы федерального  казначейства представляют руководству страны достоверную информацию  о состоянии федерального бюджета на конкретную дату и в принципе должны обладать информацией о финансовом состоянии государства, что способствует сосредоточению внимания руководства страны на коренных проблемах развития государства, помогает в принятии важнейших управленческих решений.

Вопросы о роли и месте государства в экономике, формах и границах его регулирующих функций широко исследованы в экономической литературе. В зарубежной научной литературе эти вопросы рассматриваются в работах Л. Бальцеровича, Дж. Робинсона, М. Голдмана, Дж. Гэлбрейта, Дж. М. Кейнса, Я. Корнаи, Д. Котца, К. Маркса, Л. Мизеса, В. Ойкена, Д. Рикардо, Дж. Сакса, П. Самуэльсона, А. Смита, Дж. Стиглица, С. Фишера, М. Фридмена, Ф. Хайека, С. Харриса, П. Хейне, Й. Шумпетера, Д. Эллермана, Л. Эрхарда и др.

Существенный вклад в разработку данной проблемы внесли отечественные ученые: Л. Абалкин, А. Аганбегян, А. Ахмедуев, О. Белокрылова, О. Богомолов, А. Бузгалин, С. Витте, Е. Гайдар, С. Глазьев, М. Делягин, Э. Дунаев, А. Илларионов, Н. Кетова, В. Кушлин, В. Колесов, А. Лившиц, Д. Львов, В. May, А. Некипелов, В. Овчинников, Ю. Ольсевич, И. Осадчая, Б. Плышевский, А. Пороховский, Н. Симония, Л. Ходов, В. Черковец, Н. Шмелев, Е. Ясин и многие другие.

Анализируя накопленный научно-теоретический потенциал, можно рассматривать проблему механизмов формирования и реализации государственной политики, опираясь, прежде всего на разработки отечественных исследователей. В первую очередь следует назвать В.М. Анисимова, А.И. Горбачёва, И.П. Литвинова, В.И. Лукьяненко, B.C. Нечипоренко, В.И. Никонова, Б.Т. Пономаренко, В.Г. Смолькова, В.А. Сулемова, В.В. Черепанова и других.

И все же, несмотря на столь пристальное внимание к вопросам об оптимизации экономической роли государства и степени его воздействия на социально-экономические процессы, данную проблему нельзя считать исчерпанной и окончательно решенной.

Целью данной работы является рассмотрение истории развития государственного регулирования экономики России, а так же роль государства в современной экономике России.

Задачи работы:

провести теоретический анализ исследования исторических этапов государственного регулирования экономики России;

изучить стратегии бюджетной политики и бюджетного регулирования в России ;

провести анализ государственного регулирования в сфере исполнения бюджета на примере отделения Федерального казначейства по г.Йошкар-Ола Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл;

предложить мероприятия по совершенствованию госрегулирования в области исполнения бюджета в отделении Федерального казначейства по г.Йошкар-Ола Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл.

Объект – отделение Федерального казначейства по г.Йошкар-Ола Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл.

Предмет исследования – анализ исполнения бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» на примере деятельности отделения Федерального казначейства по г.Йошкар-Ола Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл.

Методы исследования – экономико-математические, графические, статистические, аналитические.

Проблема роли государства в экономике занимает важное место в экономической теории и в реальной хозяйственной практике. Для России научный и практический интерес к анализу экономических функций государства связан с поиском оптимальной роли государства, как в трансформационных процессах, так и в становлении новой модели национального развития. Россия находится на этапе модернизации своей экономики и перевода ее на преимущественно инновационный путь развития. В трансформационной экономи­ке рыночные преобразования в решающей степени зависят от государства. В основе социально-экономической модернизации лежат идеи оптимального соче­тания рынка и государства.

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция РФ. 12.12.1993 // РГ.-1993.-№237
  2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 (ред. от 30.04.2010)  // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 31. - Ст. 3823
  3. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 27.01.2009) «О Федеральном казначействе» // Собрание законодательства РФ .-  2004. - N 49. - Ст. 4908
  4. Закон Республики Марий Эл от 4 августа 2008 г. N 28-З "Об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2007 год" // Собрание законодательства Республики Марий Эл от 26 сентября 2008 г. N 9 (часть I) ст. 448
  5. Закон Республики Марий Эл от 14 июля 2009 г. N 35-З "Об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл за 2008 год" // Марийская правда" от 18 июля 2009 г. N 126
  6. Закон Республики Марий Эл от 27 ноября 2009 г. N 58-З "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" // Марийская правда" от 5 декабря 2009 г. N 220 (23102)
  7. Постановление Главы администрации г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл от 29 августа 2005 г. N 2148 "Об утверждении Порядка взаимодействия финансового управления Министерства финансов РМЭ по г. Йошкар-Оле, распорядителей и получателей средств бюджета муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в условиях казначейского исполнения бюджета" // СПС Гарант. 2009
  8. Решение Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл от 28 апреля 2009 г. N 721-IV "Об утверждении отчета об исполнении бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" за 2008 год" // "Йошкар-Ола" от 5 мая 2009 г. N 17 (962)
  9. Решение Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл от 25 декабря 2007 г. N 518-IV "О Положении о бюджетном процессе в городском округе "Город Йошкар-Ола" // СПС Гарант. 2009

10. Александров, И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. / И.М. Александров. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2007. - 486 с.

11. Балацкий, Е.В. Проблемы оценки масштабов и эффективности государственного участия в экономике / Е.В. Балацкий // Вестник Моск. ун-та. Серия 6. Экономика. — 2007. — №6. — с. 24.

12. Бараховский А. С.и др. / Основы внедрения методов бюджетирования, ориентированного на результат, в условиях казначейской системы исполнения бюджета / М.: РОХОС / 2004.

13. В Авангарде бюджетных реформ// Финансы.- 2008.- №8.- 3-8 с.

14. Варга, В. Роль государства в рыночном хозяйстве / В. Варга. // МЭиМО. – 2009. –N 11.- С. 131

15. Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд., испр. и доп. / П.И. Вахрин. — М.: Издателы торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. — 344 с.

16. Верхотуров Д. Сталин. Экономическая революция / Д. Верхотуров. М., 2006

17. Воскобойников, И. Тенденции к усилению роли государства в экономике проявились в России задолго до 1917 года / И. Воскобойников // http://ricolor.org/history/rt/pr/14/

18. Горинов, М.М. Советская история 1920—30-х гг: от мифов к реальности // Исторические исследования в России. Тенденции последних лет / М.М. Горинов.- М., 2006

19. Государственное регулирование экономики /Под общ. ред. Н.Б.Антоновой. – Мн.: Изд-во БГЭУ: ООО "Мисанта", 2006.

20. Гусейнов, Р.М. Государство и экономика в России: особый случай / Р.М. Гусейнов // http://www.sifbd.ru/files/magazin/2006-4

21. Исторические особенности российской национальной экономики. / http://www.allpravo.ru/library/doc6996p0/instrum6997/item7073.html

22. Казначейская система. Сборник нормативных актов Российской Федерации по исполнению федерального бюджета. / Под ред. А.В. Смирнова, Е.С. Суконникова, Москва, 2006. – 290 с.

23. Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е.А. Киселева. – К.: АСА, 2010. – 473 с.

24. Лившиц, И.   Государство в рыночной экономике / И. Лившиц // Российский экономический журнал.- 2009. - №1.

25. Люкс Л. История России и Советского Союза: от Ленина до Ельцина / Л. Люкс. - М. 2009.-120 с.

26. Мазаев, А.К. Формы экономической деятельности государства: проблемы оптимизации // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО / Академия труда и социальных отношений – Электрон. журн. – М.: АТиСО, 2006 -.- № гос. регистрации 0420600008. – Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2006/Mazaev.pdf,

27. Матвеева, Т. Ю. Основы экономической теории / Т. Ю. Матвеева, И. Н. Никулина. — М.: Дрофа, 2009. — 448 с.

28. Мерзляков, И. П.О становлении рыночной экономики / И.П. Мерзляков // Финансы.- 2009. - №1

29. Общая теория финансов./ Под. ред. А.А.Дробозиной. - М. : Банки и биржи : ЮНИТИ, 2005.

30. Попов, В.В. Роль государства в современной экономической системе / В.В. Попов // Вопросы экономики. – 2009 .- №11.

31. Пороховский, А.А. Вектор экономического развития / А.А. Пороховский. – М.: ТЕИС, 2002. – 277 с.

32. Пуртов, В.А. Бюджет и налоговая служба / В.А. Пуртов //Финансы.- 2007. - №1.

33. Сулемов, В.А. Проблемы формирования региональной кадровой политики и механизм её реализации. М.: БЕК, 2001. – 57 с.

34. Финансовое право России: альбом схем / под ред. проф. А.Н. Козырина. - Система ГАРАНТ, 2008.

35. Ханин Г.  Десятилетие триумфа советской экономики: годы пятидесятые / Г.И. Ханин. // http://www.portal-slovo.ru

36. Ханин, Г.И. Динамика экономического развития СССР / Г.И. Ханин. - Новосибирск, 2009. – 146 с.

37. Цакунов, С.В. В лабиринте доктрины / С.В. Цакунов. - М. 2004.

38. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория. В 2 кн. Кн. – 1 / А.Ф. Шишкин. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 656 с.

39. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 592с.

40. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой – М.: Инфра. - М, 2010 – 714 с.

41. Яковец Ю.В. Экономика России: перемены и перспективы / Ю.В. Яковец. - М., 2006. С. 238-271.

42. Яковец, Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы / Ю.В. Яковец. - М.: Наука, 2009. С. 110-111.

43.  Яремчук, Н. В. Экономическое развитие современной России / Н.В. Яремчук. - М. 2005

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить