Изучение взаимодействия государства и гражданского общества на примере межнациональных отношений (отчет)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СООТНОШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА    5

1.1. История взаимодействия гражданского общества и государства    5

1.2. Эволюция гражданского общества и государства    11

1.3. Воздействие государства на общество и обратная связь    20

2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ...    24

2.1. Общая характеристика государственной политики в сфере межнациональных отношений    24

2.2. Оценка эффективности государственной политики в сфере межнациональных отношений    33

2.3. Оценка основных проблем государственной политики в сфере    43

межнациональных отношений    43

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА  В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ    53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    64

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На протяжении всей истории существования человечества в социальной и государственно-правовой сферах жизни общества возникало множество различных теорий и идей, отражавших весьма актуальные на время их возникновения и функционирования жизненные реалии и выражавших определенные взгляды, ценности и интересы.

Одни (к ним относится подавляющее большинство), выполнив «заложенные» в них целевые установки и исчерпав себя, стали достоянием истории. Другие, наполняясь каждый раз (по мере развития общества и государства) новым содержанием и облекаясь в новые семантические и иные формы, продолжают не только существовать, но даже становятся «модными» в самых различных исторических условиях.

К числу таких теорий (а точнее: совокупности сходных между собой, но относительно самостоятельных идей, касающихся одного и того же объекта, в качестве которого выступают общество и составляющие его компоненты) принадлежит ставшая модной за последние десятилетия концепция «гражданского общества» [6, c.5].

Ее появление повлекло за собой череду самых разных теоретически и практически значимых вопросов, касающихся понятия гражданского общества, его сущности и содержания, причин его возникновения, форм развития и др.

Одним из них, неизбежно выступающих на первый план, был и остается довольно сложный, многовекторный вопрос о соотношении гражданского общества и государства, о характере их взаимоотношений, а также об уровне и пределах на различных исторических этапах их автономного развития и функционирования.

Государственная политика является важным регулятором общественных отношений, в том числе и этнических. Такие тенденции, как ксенофобия, антисемитизм, проявления национализма в одной из жесточайших его форм - фашизма, обусловливают стремление противопоставить этим негативным тенденциям в области этнических отношений рациональную политику, направленную на снижение напряженности межнациональной конфронтации, защиту интересов этноса, блокирование негативных процессов развития рассматриваемых общественных отношений.

Важным элементом государственной политики в сфере межнациональных отношений является участие молодежных и иных политических партий, общественных объединений и СМИ в решении вопросов, касающихся национальной, этнической идентичности, с учетом исторической особенности и современных тенденций для минимизации негативных проявлений в области национальных отношений, которым в настоящее время подвержено мировое сообщество. Все это определяет актуальность темы исследования.

Объектом исследования являются государство и гражданское общество.

Предметом исследования выступает  взаимодействие государства и гражданского общества в области межнациональных отношений.

Целью работы является изучение взаимодействия государства и гражданского общества на примере межнациональных отношений в Республике ....

Соответственно, задачами работы стали:

- изучить теоретические основы соотношения гражданского общества и государства;

- провести анализ государственного регулирования межнациональных отношений в Республике ...;

- предложить основные направления совершенствования взаимодействия государства и гражданского общества в сфере межнациональных отношений.

 

1.3. Воздействие государства на общество и обратная связь

 

Говоря о прямом воздействии государства на общество, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

1. Государство может оказывать на общество не только положительное, но и негативное влияние. Обособление государственной силы дает возможность государственной власти оказывать дурное влияние на общество: органы власти могут сознательно усиливать классовую, национальную и вероисповедную вражду, чтобы в борьбе одной части общества против другой истощались те силы, которые иначе могли бы в полном единстве направиться против них.

Органы государственной власти в состоянии ставить препятствия народному образованию, развитию общественности, подавлять личную инициативу, отбрасывать мужественные, стойкие единицы и вызывать самых злых духов на служение себе против общественных сил.

2. Вопреки широко распространенному мнению о сужении сферы деятельности государства и, соответственно, - расширению сферы ответственности гражданского общества, область и объем воздействия государства на общественную жизнь во многих направлениях не только не сужается, а, наоборот, еще больше расширяется и возрастает.

Это связано, в частности, с тем, что неолиберальное государство вынуждено брать на себя все больше ответственности за осуществление ряда социальных программ (социальное государство и т.п.) с усложнением внешнеполитических, экономических и иных процессов, связанных с регионализацией и глобализацией, с изменением представления о частной собственности и расширением так называемого корпоративного или менеджериального капитализма, предполагающего усиление присутствия государства в экономической сфере, и т.д.

3. В своих взаимоотношениях с обществом государство все чаще воздействует не только на весь социальный массив, но и на его от дельные, обладающие определенной институциональной, функциональной спецификой, сегменты. В качестве одного из многочисленных примеров можно сослаться на установление весьма жесткого со стороны ряда государств демократического контроля над профсоюзам» и постоянную работу государственных органов с этими институтами гражданского общества.

4. По мере развития человеческой цивилизации и усложнения взаимоотношений между государством и обществом неизбежно расширяются пути и конкретные формы воздействия первого на второе.

Государство не поглощает в прямом смысле слова общество, не стремится проникнуть во все сферы общественной жизни (как это было, например, в тоталитарных государствах фашистской Германии или Италии 30-40-х гг. XX столетия, или как это делает «самое демократическое государство современности» - США, пытаясь проникнуть, путем прослушивания телефонных разговоров, вскрытия почтовых отправлений и контроля за характером читаемой литературы, в сферу личной и духовной жизни своих граждан, а также в сферу сознания и умонастроения всего американского общества) [8].

Правовое государство, если оно является таковым «на деле», а не на словах, рассчитанных на самого легковерного обывателя, не отказываясь от традиционных, свойственных любому государству принудительных средств, широко использует также и другие - экономические, финансовые, организационные и им подобные рычаги воздействия на общество.

Используя различные средства, государство должно поддерживать порядок в обществе; издавать суровые законы против захватнических войн, ибо обширные завоевания могут явиться причиной гибели любой свободной системы правления; принимать меры против религиозных исступлений или каких-либо других из ряда вон выходящих движений человеческого духа, которые могут довести людей до пренебрежения всяким порядком и общественным благом [25, c.170].

Правовое государство, подчеркивают современные исследователи, в отношении гражданского общества не только осуществляет регулятивные функции, создавая обязательные для всех правила поведения, но и поддерживает порядок, организует общество, сплачивает его и защищает извне.

Оказывая прямое воздействие на общество, государство, в свою очередь, подвергается обратному влиянию со стороны общества.

Несомненно, что небольшое число людей, имея в своих руках государственный механизм, в состоянии глубоко деморализовать общественные силы. Государство способно разрушать работу общества, но бесспорно и то, что общество, в свою очередь, оказывает сильнейшее влияние на государство и что силой, которой оно действует, является общественное мнение. Государственная власть, - особо подчеркивал ученый, - должна быть сильнее всякой другой в обществе. Но когда она становится сильнее самого общества - это опасная гипертрофия.

Основными путями влияния общества на государство и, соответственно, основными формами выражения общественного мнения являются референдумы, плебесциты, всеобщие выборы, собрания, проводимые на различных уровнях социологические опросы, печать, радио, телевидение, электронные средства связи и др.

Гражданское общество в отличие от традиционного общества, согласно сложившемуся о нем представлению, должно иметь несравнимо большее влияние на государство в целом, а также на его различные органы и организации.

Весьма важную роль гражданское общество призвано сыграть в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности правового государства. Однако для этого необходимо как минимум само существование данных феноменов - гражданского общества и правового государства, - причем не только в индустриально развитых странах, где давно существует их подобие, выдаваемое за оригинал, но и в других, теоретически претендующих как «новые демократии» на строительство правового государства и гражданского общества, странах, не исключая и постсоветской России.

 

 

Заказать отчет

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить