Малый бизнес как материальная основа местного самоуправления (курсовая)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК МАТЕРИАЛЬНОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ    5
1.1. Понятие бизнеса как материальной основы местного самоуправления    5
1.2. Методы и формы поддержки малого бизнеса    11
1.3. Нормативно-правовое регулирование полномочий органов местного самоуправления по вопросам развития малого бизнеса    17
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК МАТЕРИАЛЬНОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ    28
2.1. Анализ развития малого бизнеса на территории городского округа «...»    28
2.2. Основные элементы инфраструктуры поддержки малого бизнеса на территории городского округа «...»    34
2.3. Проблемы развития малого бизнеса и политика муниципальной власти  по его поддержке    40
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ И ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК МАТЕРИАЛЬНОЙ ОСНОВЫ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ    49
3.1. Систематизация основных направлений в сфере поддержки малого бизнеса    49
3.2. Мероприятия по развитию финансово-кредитного регулирования    53
малого бизнеса    53
3.3. Совершенствование регулирования налогообложения и лизинговой деятельности в целях развития малого бизнеса    57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ    66
ПРИЛОЖЕНИЯ    71

ВВЕДЕНИЕ

 

Без финансовой и экономической базы местные органы власти не могут претворять в жизнь стоящие перед ними задачи: оказывать населению необходимые общественные услуги, обустраивать территорию муниципального образования, выполнять другие функции. Только достаточные материальные и денежные ресурсы могут обеспечить нормальное ведение муниципального хозяйства и содержание социальной сферы [21, c.3].

Все большее распространение в России получают методы муниципально-частного партнерства, когда органы местного самоуправления создают благоприятные условия для развития бизнеса на своей территории. Развитие малого предпринимательства – это дополнительные рабочие места, выпуск необходимой для местных нужд продукции и оказание услуг, налоговые платежи в местный бюджет.
В условиях автоматизации и сокращения количества рабочих мест на крупных предприятиях малый бизнес становится главным фактором поддержания жизни во многих муниципальных образованиях.
Сегодня малое предпринимательство представляет собой наиболее динамично развивающийся сектор экономики и играет значительную роль в социально-экономическом развитии на территории городского округа «...».

Наибольшую долю в общем количестве субъектов малого предпринимательства занимают предприятия оптовой и розничной торговли (42,0%), предприятия, занимающиеся обрабатывающим производством (22,5%), предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг (15,0%), а также предприятия, занимающиеся строительством (8,1%).
Международный опыт показал, что эффективное развитие субъектов малого и среднего предпринимательства возможно при наличии целенаправленной государственной политики в данном направлении.

В связи с этим, основной задачей муниципальных органов власти на территории городского округа «...» в настоящее время становится содействие дальнейшему развитию малого бизнеса, увеличению вклада субъектов малого предпринимательства в экономику города, а также формированию инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Объектом исследования является малый бизнес.

Предметом исследования выступает муниципальная политика поддержки малого бизнеса.

Целью исследования является изучение развития и поддержки малого бизнеса на территории муниципального образования на примере городского округа «...».

Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты малого бизнеса как материальной основы местного самоуправления;

- провести анализ развития и поддержки малого бизнеса как материальной основы местного самоуправления;

- разработать мероприятия по развитию и поддержке малого бизнеса как материальной основы  местного самоуправления.

Теоретической и методической базой работы стали научные труды Н.Г. Агурбаша, М.Г. Лапусты и Ю.Л. Старостина, И.А. Ляшевича, М.А. Сажиной и Г.Г. Чибрикова, муниципальная целевая долгосрочная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе «...» на 2009-2011 годы», а также статданные о развитии малого предпринимательства в ....

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК МАТЕРИАЛЬНОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1. Понятие бизнеса как материальной основы местного самоуправления

 

 

Малый бизнес - важнейшая составляющая современного предпринимательства во всей мировой экономике, он также выступает в качестве материальной базы расширения места и усиления роли производственного и территориального самоуправления во всех странах, где он занимает прочные позиции.

Такое его положение и роль вполне объяснимы, ибо его экономической основой является индивидуальная (семейная) или коллективная (кооперативная) собственность на средства производства. А эти формы собственности не могут реализоваться иначе как через производственное самоуправление. Чем больше развито производственное самоуправление, тем шире базы для территориального самоуправления [47, c.6].

Во всем мире развитие сектора малых предприятий рассматривается не как самоцель, а как важное стратегическое направление оптимальной структуризации производства, его размещения и эффективности. Однако в России пока не удалось полностью мобилизовать и привести в действие колоссальный созидательный потенциал, который заключает в себе малый бизнес.
Число малых предприятий на 1 тыс. жителей в странах ЕС и Японии составляет 45-40, в США - более 79, а в России - 6. Доля работающих на малых предприятиях в общем числе занятых в европейских странах равняется 70%, в России - 11%, доля вклада малых предприятий в ВВП, соответственно, более 50% и менее 10% [39, c.543].

Таким образом, уровень развития малого предпринимательства в нашей стране по всем параметрам недостаточен, так же, как и его влияние на формирование рациональной структуры рыночной экономики и решение задач обеспечения занятости.

В то же время, мировой опыт свидетельствует о том, что в системе предпринимательства малый бизнес является динамичным элементом преобразования современной рыночной экономики, определяющим ее гибкость и адаптивность. От умелого сочетания малого, среднего и крупного корпорационного бизнеса зависят как эффективность  функционирования  экономической системы, так и экономический рост, структура и качество ВВП [47, c.8].

Малый бизнес может активно участвовать в разрешении целого комплекса экономических и социальных проблем. Он активизирует структурную перестройку экономики, насыщает рынок товарами и услугами, формирует конкурентную среду, содействует развитию регионов, рыночной инфраструктуры, решению проблем занятости, выравниванию условий и повышению уровня жизни населения, формированию новых субъектов собственности и становлению среднего класса общества.

Особая роль малого бизнеса определяется снижением социальной напряженности, преодолении привычного социального иждивенчества за счет государства. В конечном итоге развитие малого бизнеса является серьезным фактором преодоления кризиса: спада производства, роста безработицы, снижения потребительского спроса, замедления научно-технического прогресса.

В условиях России малый бизнес - основа социально-экономических преобразований, нацеленных на создание рыночной экономики, в основе которой лежит критерий социальности. Именно это предопределило поиски новой парадигмы, новых социально-экономических моделей для этапа постиндустриального развития мировой системы в XXI в.

Пересмотру подлежит не только научное наследие многих столетий, но и догматическая, унифицированная трактовка законов, закономерностей, моделей и механизмов развития отдельных стран, континентов и человеческого сообщества в целом. При этом предстоит определить новое содержание, новые роль и функции предпринимательства в жизнедеятельности человека и общества, включая и малое предпринимательство, малый бизнес, которые охватывают собой в ряде стран более 50% занятого населения и существенно влияют на социальную структуризацию общества и экономики, а также на внешнеэкономические и межрегиональные связи.

Опыт показывает, что наиболее распространенным критерием малого предприятия является численность занятых. При этом и 10, и 100 человек - это все малое предприятие. Есть предприятия с числом занятых 5-10 человек. Их можно отнести к микропредприятиям семейного типа [36, c.98].

Такая категория малых предприятий в условиях переходной экономики формируется ускоренными темпами, образуя наиболее массовый сектор малого бизнеса, поскольку их создание не требует существенных капиталовложений и в основном направлено на обеспечение выживания их участников.

Они более уязвимы в социальном, правовом и финансово-экономическом отношениях и поэтому нуждаются в особой государственной поддержке. Значимость и проблемы таких предприятий рассматриваются на примере двух его основных форм: семейного бизнеса и ремесленного предпринимательства. Это то, что особенно важно для России традиционно.

Для семейного бизнеса характерны [47, c.9]:

-  двойственная природа семейного предприятия, которое, с одной стороны, является домашним хозяйством, первоначально имевшим натуральный характер, а с другой, - по мере развития и технической оснащенности, приобретает товарный вид и включается в систему общественного производства, формируя мелкотоварный уклад;

- условный характер разделения труда в сфере семейного бизнеса, в рамках которого наблюдается взаимозаменяемость работников, вынужденных выполнять широкий комплекс работ и функций;

- финансирование семейного бизнеса в основном за счет собственных финансовых накоплений и производственных ресурсов;

- особая ценность микросреды, в которой происходит обучение занятых принципам рыночной экономики, испытание практикой, передача жизненного опыта старшего поколения подрастающему;

- возможность для работника и предпринимателя наиболее ярко проявить индивидуальные качества, раскрыть творческий потенциал и самореализоваться как личность. Для многих из них семейный бизнес может явиться необходимым этапом в развитии более крупных форм бизнеса.

Для семейного бизнеса на региональном и местном уровнях следует создавать специальные целевые фонды его поддержки с привлечением частного капитала. При фондах целесообразно организовывать информационно-методические центры, оказывающие консалтинговые, обучающие, организационные и другие услуги.

Не менее важное значение для российской экономики имеет развитие ремесленного производства, определяемого как вид предпринимательской деятельности, которому присущи такие черты, как [47, c.10]:

- собственность ремесленника (мастера) на средства производства;

- личное участие ремесленника-собственника в процессе труда по изготовлению продукта и оказанию услуг с использованием ограниченного законодательством числа наемных работников и учеников;

- высокая доля ручного труда;

- низкий уровень функционального и производственного разделения труда на предприятии;

- создание в единичном экземпляре или мелкими партиями продуктов, имеющих особенности индивидуального изготовления, свойственные мастеру или ремесленному коллективу.

Для развития ремесленного дела в России необходимо в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства предусмотреть комплекс мер, включающий разработку и принятие закона о ремесленничестве, активизацию деятельности местных органов власти по формированию инфраструктуры ремесленничества, в том числе центров ремесел, различных объединений субъектов ремесленничества (палаты, цехи, гильдии).

Особую значимость имеют социальные функции малого бизнеса в условиях переходной экономики. Усиление социальной ориентации экономики является важнейшей характерной чертой стратегии социально-экономического развития России, в которой социальное измерение должно пронизывать все элементы экономических структур и экономической политики.

Главным аргументом в пользу такой стратегии является недавний кризис, который во многом стал результатом недостаточного внимания или игнорирования социальной сферы и потребительского сектора экономики, систематически приносившихся в жертву потребностям экстенсивной и расточительной экономики.

Немалую роль в процессах становления материальной основы должен сыграть малый бизнес, социальная роль которого сводится к решению таких важных задач, как [29, с.35]:

-  возрождение объектов социальной защиты, оздоровление населения и прежде всего детей;

- снижение социальной напряженности благодаря созданию новых рабочих мест и расширению занятости, повышению уровня жизни населения и сокращению на этой основе значительных и неоправданных различий в уровнях доходов, разрешению социально-трудовых конфликтов, где они происходят на неформальном уровне и не приводят к текучести рабочей силы;

- преодоление «социального иждивенчества», развитие предпринимательских и творческих способностей не только предпринимателей и бизнесменов, но и рядовых работников, которые в рамках малого предприятия осваивают рыночное мышление и обучаются законам рыночной экономики;

- формирование нового слоя собственников и предпринимателей, составляющего основу зарождающегося среднего класса, который выполняет роль социального стабилизатора и является естественной опорой социально ориентированного рыночного хозяйства и демократического общества.

Необходимость развития малого бизнеса требует, чтобы государственная и муниципальная политика поддержки малого бизнеса и малого предпринимательства рассматривалась как одно из важнейших направлений экономической реформы. Речь должна вестись не просто о разовой поддержке, а о системной организационной опеке.

В странах с развитой рыночной экономикой малые и средние предприятия, которые обладают значительной структурой и организационной гибкостью, повышенной восприимчивостью к различным нововведениям и являются важнейшим резервом развития хозяйства, сталкиваются с немалыми трудностями.

Среди них: недостаток собственных средств, осложненный доступ к финансовому рынку и банковскому кредитованию, ограниченность организационного и управленческого опыта, невозможность использовать


Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить