Материальная база функционирования системы муниципального менеджмента (курсовая)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА    5

1.1. Сущность системы муниципального менеджмента    5

1.2. Понятие и сущность материальной базы муниципального  менеджмента    17

2. АНАЛИЗ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ... РАЙОНА    24

2.1. Общая характеристика района    24

2.2. Формирование бюджета муниципального образования    30

3. ПРОГНОЗ  ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ... РАЙОНА    37

3.1. Прогноз налоговых поступлений    37

3.2. Прогноз неналоговых доходов    41

3.3. Определение финансовой помощи бюджету района    43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    49

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ    51

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государство заинтересовано в развитом институте местного самоуправления. Оно в силу своей природы выступает связующим звеном между населением и государственными структурами, эффективным инструментом региональной политики. Через укрепление института местного самоуправления возможно формирование реального механизма взаимодействия общества и государства. Развитие местного самоуправления содействует укреплению российского государства и в том числе в отношении: его территориальной целостности: снижению вероятности возникновения социальных напряжений и национальных конфликтов; формированию адаптированной к местным особенностям экономики и др.

Объективный интерес государства основан на том, что местное самоуправление - это реальный механизм реализации населением гражданских прав и свобод, решения широкого круга наиболее близких населению социальных проблем и удовлетворения наиболее важных потребностей населения, решения государственных задач силами местных органов самоуправляемых территорий путем передачи им отдельных государственных полномочий.

Закрепленная в Конституции России модель местного самоуправления как самостоятельного уровня публичной власти и элемента гражданского общества предполагает в качестве обязательного условия четкую и подробную правовую регламентацию всех видов отношений, возникающих в этой сфере [23, с.76].

Сегодня в России происходит сложнейший процесс, в ходе которого одновременно идет реформирование старых и формирование принципиально новых институтов местного самоуправления. При этом проведение муниципальной реформы в Российской Федерации должно строиться с учетом общих тенденций развития гражданского общества и формирования правового государства. Вместе с тем, очевидно, что ряд нерешенных до сегодняшнего дня проблем, вызванных экономическими трудностями, политической нестабильностью в России и забвением международного опыта, значительно снижают эффективность проведения реформы местного самоуправления и реализации его прав.

Таким образом, местное самоуправление — фундамент системы народовластия и одна из основ любого демократического строя. Это уровень власти, наиболее приближенный к населению и ответственный перед людьми. Процесс возрождения и развития местного самоуправления в Российской Федерации идет непросто.

Хотя в основном создана законодательная база на федеральном уровне и в большинстве регионов сформированы муниципальные органы власти, явно отстает самое существенное - формирование экономических основ и материальной базы, необходимой для нормального функционирования муниципального менеджмента, что обуславливает актуальность темы исследования.

Объектом исследования является муниципальное образование «... район».

Предметом исследования выступает материальная база муниципального менеджмента ... района.

Цель работы состоит в изучении материальной базы функционирования системы муниципального менеджмента.

Для достижения цели в работы были поставлены задачи:

- изучить теоретические аспекты материальной базы системы муниципального менеджмента;

- провести анализ материальной базы муниципального менеджмента ... района;

- дать прогноз формирования материальной базы муниципального менеджмента ... района.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Сущность системы муниципального менеджмента

 

По содержанию выделяют следующие методы муниципального управления [26, c.31]:

1. Экономические методы. Существуют прямые и косвенные экономические методы. Прямые экономические методы муниципального управления - бюджетное финансирование, централизованные капиталовложения, установление тарифов и цен на услуги и товары (например, на услуги жилищно-коммунального хозяйства, муниципального транспорта и т.д.). К косвенным экономическим методам муниципального управления относятся - местные налоги, платежи за пользование природными ресурсами, аренда муниципальной собственности.

2. Организационно-административные методы управления. Организационно-административное воздействие в системе муниципального управления осуществляется в нескольких основных формах.  Прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам (решение представительного органа власти, приказ, распоряжение главы администрации, регламент деятельности администрации, должностные инструкции).
Наиболее категоричной регламентирующей формой административного воздействия является приказ (распоряжение). Он обязывает подчиненных (руководителей муниципальных предприятий и организаций, а также руководителей структурных подразделений и отдельных работников) точно и в установленный срок выполнять принятое решение [27, c.43].

К числу других методов прямого административного воздействия следует отнести также указания, рекомендации, советы. Эти методы позволяют исполнителям самостоятельно выбирать способы реализации задания.

К числу косвенных методов административного воздействия относятся способы регулирования деятельности работников посредством введения определенных правил (нормативное регулирование), конкретизирующих деятельность работников, а также при помощи стандартизации форм документооборота (должностные инструкции, положение об отделах, комиссиях, управлениях и т.д.) [17, c.45].

Итак, управление на территории муниципального образования требует использования различных методов регулирования (рис. 1).


Рис. 1. Методы регулирования на территории муниципального образования

Экономическая политика муниципального образования может изменяться в зависимости от многих факторов: географического положения, отраслевой структуры градообразующей сферы и соответствующего типа муниципального образования (административный центр, транспортный узел, промышленный или ресурсодобывающий, научный, культурный центр и т.д.), социально-демографического состава населения, уровня квалификации его трудоспособной части и т.п. Выбор наиболее эффективных в конкретной ситуации направлений и методов экономической политики муниципального образования является одним из важнейших условий его развития [15, c.44].

Тенденции современной экономической политики государства связаны с четким разграничением властных и хозяйственных функций и сокращением вмешательства всех уровней публичной власти, включая муниципальную, в сферу экономики. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], установлен исчерпывающий перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. Из него исключены объекты, не предназначенные для исполнения функций местного самоуправления как органа публичной власти.

Земля является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость.

В зарубежных странах платежи за пользование землей составляют значительную долю финансовых ресурсов муниципалитетов. В России отношение к земле как к стоимости пока только формируется, а доля доходов от ее использования (земельный налог и арендная плата) не превышает 4-5% доходов местных бюджетов [3, c.30].

К муниципальной собственности относятся:

- земли особо охраняемых природных территорий местного значения, водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

- земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;

- земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, не приобретенные собственником имущества в установленном порядке;

- земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления;

- земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.

Законодательство разграничивает по формам собственности (федеральной, региональной, муниципальной) земельные участки в границах населенных пунктов, принадлежащие приватизированным предприятиям, в зависимости от того, какому уровню публичной власти принадлежало предприятие до приватизации.

Такой подход лишает органы местного самоуправления права голоса при решении вопросов землепользования в промышленных зонах населенных пунктов. Представляется необходимым изменить эту норму и отнести все указанные земельные участки к муниципальной собственности [4, c.54].

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит к вопросам местного значения поселений и городских округов в сфере землепользования утверждение правил землепользования и застройки, резервирование и изъятие земельных участков в соответствующих границах для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление контроля использования земель [2, c.11].

На муниципальные районы аналогичные функции возложены в отношении земель межселенных территорий. Земельный кодекс РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Однако управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно Конституции РФ, земли поселений могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Они могут быть объектом купли-продажи. Предпочтительной формой собственности на землю является такая, при которой собственник объекта недвижимости является одновременно собственником соответствующего земельного участка [1, c.13].

Однако работа по реальному разграничению земель поселений по формам собственности далека от завершения. Установление муниципальной собственности на земли поселений позволит создать предпосылки для превращения муниципального образования в полноценного собственника и равноправного участника земельных отношений, сделать город единым имущественным комплексом, наследующим судьбу своего земельного участка, сформировать новую систему налоговых отношений, проводить активную имущественную и земельную политику [16, c.51].

Муниципальная власть заинтересована в том, чтобы максимальное количество земель поселений было отнесено в процессе разграничения к муниципальной форме собственности. Право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить