Местное самоуправление в сельской местности (курсовая)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ    6

1.1. Понятие местного самоуправления в сельской местности    6

1.2. Нормативно-правовые основы местного самоуправления в сельской местности    10

1.3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере жизнеобеспечения сельских поселений    14

2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

«... МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»    20

2.1. Анализ управления земельными ресурсами сельскохозяйственного назначения  на территории муниципального района    20

2.2. Анализ эффективности использования земельных ресурсов в ... муниципальном районе    27

3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «... МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»    37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    49

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ    52

ПРИЛОЖЕНИЯ    57

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Общие принципы, цели и задачи муниципального управления в сельской местности аналогичны городским и направлены на повышение качества жизни населения. В то же время, сельские населенные пункты по многим параметрам существенно отличаются от городских, что оказывает сильное влияние на систему муниципального управления.

Сельское поселение, как и городское, представляет собой сложную социально-экономическую систему, которая функционирует и развивается в рамках государственной и региональной стратегий социально-экономического развития, государственной и региональной политики, изменяющегося законодательства [40, c. 310].

Сельские поселения образуются, как правило, в непосредственной близости от объектов трудовой деятельности работников сельского хозяйства - продуктивных земельных угодий и источников питьевой воды, необходимой для жизнеобеспечения и ведения хозяйственной деятельности. Существенное влияние на образование и развитие сельских населенных пунктов оказывает комплекс природно-климатических условий.

Определяющим обстоятельством в развитии сельских населенных пунктов является конъюнктура рынка сельскохозяйственной продукции. От успеха экономической деятельности основных отраслей сельского хозяйства зависят все другие стороны сельской жизни. В крупных сельских поселениях развиваются отрасли агропромышленного комплекса. Их предприятия по своей роли могут быть отнесены к разряду градообразующих, т.е. определяющих жизнеспособность крупных сельских населенных пунктов.

Изменение социально-демографической ситуации в сельской местности характеризуется рядом негативных тенденций. В результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли в 90-е годы прошлого века инженерная инфраструктура и социальная сфера на селе оказались в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни, ухудшилась демографическая ситуация. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30-34 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности [14, c. 29].

Для преодоления кризисной ситуации необходим комплекс мероприятий системного характера. Важно формирование нового образа жизни российского села в рамках принципиально новых представлений, понятий, системы оценок, перспективных моделей и особых традиций, обеспечение устойчивого социально-экономического развития и эффективного функционирования агропромышленного производства, активизация человеческого потенциала. Значительная роль в решении этих задач принадлежит организации муниципального управления в сельской местности, что определило выбор темы работы и ее актуальность.

Целью работы является исследование феномена сельской местности в муниципальном управлении.

Соответственно, задачами работы стали:

-  изучить теоретические и нормативно-правовые основы местного самоуправления в сельской местности;

- провести анализ особенностей муниципального управления в  Сернурском муниципальном районе;

- определить пути повышения эффективности использования земельных ресурсов в Сернурском муниципальном районе.

В связи с тем, что наука государственного и муниципального управления в Российской Федерации имеет недолгую историю, проблема особенностей муниципального управления  в сельской местности недостаточно разработана. В процессе исследования были использованы труды таких авторов, как Р.В. Бабун, А.Г. Воронин, Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин, В.И. Кнорринг, Э. Маркварт, О. Савранская, И.М. Стародубровская, А.И. Радченко, В.Б. Зотов, С.А. Батчиков, С.Ю. Глазьев.

Объектом исследования является муниципальное управление в сельской местности.

Предметом исследования выступает управление земельными ресурсами сельскохозяйственного назначения в МО «... муниципальный район».

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

1.1. Понятие местного самоуправления в сельской местности

 

Основные задачи муниципального управления в сельской местности показаны на рисунке 1. Главной социально-демографической особенностью сельской местности является рассредоточенность населенных пунктов и малая (по сравнению с городскими) численность жителей. В экономической географии принято разделять сельские населенные пункты в зависимости от числа жителей на следующие группы: крупные - свыше 5 тысяч; большие - от 1 до 5 тысяч; средние - от 200 до 1000; малые - до 200 жителей [34, c. 57].

 

Рисунок 1.- Основные социально-демографические особенности сельской местности

 

В сельских поселениях России проживает 38,7 миллионов человек, или 27% населения России. Число сельских населенных пунктов и жителей в них [30, c. 152] показано в таблице 1.

 

Таблица 1. - Число сельских населенных пунктов и жителей в них

 

Как видно из таблицы 1, свыше 13 тысяч населенных пунктов не имеют постоянного населения (заброшены) и в более чем 34 тысячах населенных пунктов проживает менее 10 жителей в каждом. Больше половины сельских жителей проживает в больших и крупных сельских населенных пунктах с числом жителей более 1 тысячи. Социально-демографическая ситуация в сельской местности всегда характеризовалась своими специфическими особенностями [28, c. 72], представленными на рисунке 2.

 

Рисунок 2.- Специфические особенности сельских поселений

 

После распада СССР в различных субъектах РФ сложились разные системы местного самоуправления в сельской местности, опирающиеся на одну из трех моделей (территориальную, поселенческую или двухуровневую). В соответствии с этими моделями сложились следующие типы организации местного самоуправления на сельских территориях [36, c. 55]:

- сельские административные районы, являющиеся муниципальными образованиями;

- сельские административные районы, входящие в состав объединенного муниципального образования «город-район»;

- сельские административные районы, в которых функционируют территориальные органы государственной власти субъекта РФ;

- сельские округа (волости, сельсоветы и т.п.) или отдельные крупные сельские населенные пункты, входящие в состав административных районов и являющиеся муниципальными образованиями. Статус этих территорий мало зависит от того, какой тип власти (местное самоуправление или государственная) существует на уровне района. Многие такие муниципальные образования существовали формально, не имели объектов муниципальной собственности, местных бюджетов и финансировались по сметам расходов;

- сельские округа (волости, сельсоветы и т.п.), не являющиеся муниципальными образованиями. Как правило, на таких территориях действовали администрации, являющиеся территориальными органами районных администраций; их главы назначались главой администрации района. Финансирование деятельности территориальных администраций осуществлялось по сметам расходов;

- сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, входящие в состав сельских округов (волостей, сельсоветов) и не имеющие органов административного управления. Среди них необходимо особо выделить малочисленные (менее 100 жителей) населенные пункты и населенные пункты, находящиеся в удаленных или труднодоступных местностях. В них обычно избираются старосты и могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.

Возможности населения перечисленных сельских территорий при осуществлении местного самоуправления различаются весьма существенно. Наибольшая эффективность самоуправления и наибольшая степень ресурсной самообеспеченности достигается именно в малочисленных, удаленных и труднодоступных сельских населенных пунктах, однако на крайне низком, иногда примитивном уровне [39, c. 81].

Серьезной ошибкой при реформировании системы управления в сельской местности были попытки сселения сельских жителей из малочисленных населенных пунктов в крупные, пусть даже более благоустроенные. Опыт показал, что в этом случае начинался процесс крестьянской деквалификации, запустения плодородных земельных участков, разрушения личных подсобных хозяйств, невосполнимой потери природной связи сельского жителя с сельским ландшафтом и желания вести сельский образ жизни.

Важное место в системе местного самоуправления в сельской местности занимают районные центры - города (особенно малые), рабочие поселки, крупные села. В них располагаются основные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и объекты социальной инфраструктуры (школы, больницы, библиотеки, кинотеатры и т.п.) [37, c. 39].

Они объединяют органы государственной власти субъектов РФ с сельским населением. Наличие городов и рабочих поселков на сельской территории требует учета эффекта урбанизации и оттока сельских кадров в другие отрасли народного хозяйства, часто с невозможностью обратной адаптации к сельскому труду. В этом случае важно обеспечить комплексное, пропорциональное развитие социальной сферы как районного центра, так и более мелких сельских населенных пунктов.

Органы местного самоуправления в сельской местности (в основном районного уровня) участвуют в осуществлении как местных, так и ряда важных государственных функций [40, c. 317] (рисунок 3).

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить