Методы, средства и формы муниципального управления (курсовая)


Содержание

Введение    3
1. Методы муниципального управления    5
2. Правовые основы местного самоуправления в контексте средств муниципального управления    17
2.1. Понятие и состав правовой базы местного самоуправления    17
2.2. Система муниципальных правовых актов    21
3. Организация местного самоуправления в контексте форм муниципального управления    25
3.1. Территориальная организация местного самоуправления    25
3.2. Принципы и практика территориальной организации    26
местного самоуправления    26
Заключение    32
Список использованных источников и литературы    34

 

Введение

 

Муниципальное управление - относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности муниципальное управление появилось в стране лишь в 90-х годах XX века вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно Конституции России, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В силу этого муниципальное управление имеет свою специфику, отличающую его от других видов управленческой деятельности, в том числе от государственного управления.

Определенные разночтения имеются в терминологии. Термины "муниципальное управление", "муниципальный менеджмент" или "городское управление" часто употребляются как идентичные или взаимозаменяемые. Они действительно близки, но не синонимичны. Так, в английском языке термин management (менеджмент) используется только применительно к корпоративному (хозяйственному, производственному) управлению. Для обозначения публичного (государственного или муниципального) управления употребляется термин government. Тем самым понятие "муниципальный менеджмент" в определенной степени лишается смысла. Однако в России он широко применяется. Термин "городское управление" распространился в литературе как обобщающий, поскольку во многих странах муниципалитетами считаются только города, а для сельских самоуправляемых территорий существуют другие названия. В таком контексте городское управление равно муниципальному. Однако в России муниципальными образованиями являются не только города, но и сельские поселения, административные районы и иные территории.

В научном смысле муниципальное управление можно рассматривать как составную часть общей науки об управлении в сложных социально-экономических системах и одновременно как составную часть муниципальной науки - о местном самоуправлении. Это комплексная наука, включающая элементы ряда дисциплин: экономики, права, политологии, социологии, демографии, теории управления и многих других. Это отражает многогранный характер самой муниципальной деятельности [1, с. 8]. Тема данной работы является актуальной и значимой, поскольку методы, средства и формы муниципального управления представляют не только теоретический, но и большой практический интерес в контексте продолжающейся  дискуссии о роли местного самоуправления в России.

Объектом исследования является система муниципального управления в Российской Федерации.

В качестве предмета исследования выступают методы, средства и формы муниципального управления.

Целью работы является исследование методов, средств и форм муниципального управления в Российской Федерации.

Соответственно для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

- исследовать методы муниципального управления;

- изучить правовые основы местного самоуправления в контексте средств муниципального управления;

-  изучить организацию местного самоуправления в контексте форм муниципального управления.

Для достижения поставленной цели и задач использовались исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, а также другие общепринятые в науке методы. При написании работы использовались труды российских ученых-теоретиков и практиков по проблемам местного самоуправления и муниципального управления. Среди них: Т.Т. Авдеева, А.Е. Балобанов, С.В. Вобленко, А.Г. Воронин, В.А. Лапин, Ю.В. Филиппов, В.Б. Зотов, Р.В. Бабун и другие.

Работа состоит из трех глав, что в полной мере отвечает предмету исследования. Вторая и третья главы разбиты на два пункта.

 

1. Методы муниципального управления

 

По содержанию выделяют следующие методы муниципального управления:

1. Экономические методы. Существуют прямые и косвенные экономические методы. Прямые экономические методы муниципального управления - бюджетное финансирование, централизованные капиталовложения, установление тарифов и цен на услуги и товары (например, на услуги жилищно-коммунального хозяйства, муниципального транспорта и т.д.). К косвенным экономическим методам муниципального управления относятся - местные налоги, платежи за пользование природными ресурсами, аренда муниципальной собственности.

2. Организационно-административные методы управления. Организационно-административное воздействие в системе муниципального управления осуществляется в нескольких основных формах.  Прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам (решение представительного органа власти, приказ, распоряжение главы администрации, регламент деятельности администрации, должностные инструкции). Наиболее категоричной регламентирующей формой административного воздействия является приказ (распоряжение). Он обязывает подчиненных (руководителей муниципальных предприятий и организаций, а также руководителей структурных подразделений и отдельных работников) точно и в установленный срок выполнять принятое решение [2, c. 43].

К числу других методов прямого административного воздействия следует отнести также указания, рекомендации, советы. Эти методы позволяют исполнителям самостоятельно выбирать способы реализации задания. К числу косвенных методов административного воздействия относятся способы регулирования деятельности работников посредством введения определенных правил (нормативное регулирование), конкретизирующих деятельность работников, а также при помощи стандартизации форм документооборота (должностные инструкции, положение об отделах, комиссиях, управлениях и т.д.). Итак, управление на территории муниципального образования требует использования различных методов регулирования (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Методы регулирования на территории муниципального образования

 

Экономическая политика муниципального образования может изменяться в зависимости от многих факторов: географического положения, отраслевой структуры градообразующей сферы и соответствующего типа муниципального образования (административный центр, транспортный узел, промышленный или ресурсодобывающий, научный, культурный центр и т.д.), социально-демографического состава населения, уровня квалификации его трудоспособной части и т.п. Выбор наиболее эффективных в конкретной

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить