Методы управления муниципальным имуществом (курсовая)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА    5

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ    17

3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ    26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    38

 

Введение

 

Муниципальная собственность признается и защищается государством, наравне с государственной, частной и иными формами собственности. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] конкретизирует состав муниципального имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов.

По закону в муниципальной собственности должно находиться только имущество, необходимое для выполнения полномочий органов местного самоуправления как публичной власти. Имущество, предназначенное для коммерческого использования (извлечения прибыли), должно быть передано другим собственникам.

Муниципальное имущество, в зависимости от его назначения, может быть разделено на две основные группы: имущество, позволяющее вести хозяйственную деятельность, производить товары и оказывать услуги, и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления.

Имущество первой группы закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Оно позволяет хозяйствующим субъектам функционировать, а в ряде случаев - извлекать прибыль и платить в бюджет налоги и сборы. Имущество второй группы, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет (вместе с финансовыми средствами) казну соответствующего муниципального образования [17, c.34].

Муниципальное управление – это комплексная наука, включающая элементы ряда дисциплин: экономики, права, политологии, социологии, демографии, теории управления и многих других. Это отражает многогранный характер самой муниципальной деятельности.

Актуальность исследования определяется важнейшим значением, которое уделяется муниципальному управлению в современной России, что обусловлено пониманием того, что становление и развитие системы муниципального управления является неотъемлемым условием формирования процветающего российского государства и гражданского общества. В этой связи совершенствование эффективности управление муниципальным имуществом становится одной из важнейших задач муниципального управления.

При написании работы использовались труды российских ученых-теоретиков и практиков по проблемам государственного и муниципального управления. Среди них: Р.В. Бабун, А.Н. Кириллова, Е.Г. Коваленко, Л.А. Кузнецова, З.З. Муллагалеева, Н.Н. Мусинова, О.М. Рой и другие.

Объектом исследования является муниципальное имущество.

Предметом исследования выступает система управления муниципальным имуществом.

Целью работы является изучение методов управления муниципальным имуществом.

Соответственно, задачами работы стали:

- дать понятие и изучить структуру муниципального имущества;

- исследовать нормативно-правовые основы управления муниципальным имуществом;

- проанализировать зарубежный опыт управления муниципальным имуществом.

 

1. Понятие и структура муниципального имущества

 

Муниципальная собственность выполняет две основные функции. Первая состоит в том, что муниципальная собственность служит основой экономической самостоятельности местного самоуправления, обеспечивает управляемость хозяйством соответствующей территории как единым целым. Это имеет и правовую основу, которая разграничивает государственную власть и местное управление [12, c.23].

Так, Ст. 12 Конституции РФ гласит, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» [1, c.7]. Все законодательные акты, принятые за последние годы в России, также трактуют местное управление исключительно как самоуправление, при этом данные термины употребляются не как синонимы, а в них вкладывается принципиально противоположное содержание.

При обосновании  негосударственного характера органов местного самоуправления приводятся аргументы того, что в системе этих органов отсутствует строгая иерархия и соподчиненность, характерные для построения государственного механизма, и того, что муниципальные органы власти действуют не от имени государства, а в интересах населения соответствующей территории, а также то, что материально-финансовую базу местных органов самоуправления составляют муниципальная собственность и муниципальный бюджет.

Местное самоуправление определяется как признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность «деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

Следовательно, местное самоуправление, выведенное за рамки системы государственной власти, обеспечивает наиболее полный, адекватный учет интересов местного населения, приоритетность этих интересов по сравнению с интересами государства, а также ограничивает вмешательство всех вышестоящих уровней государственной власти в деятельность местных органов по управлению муниципальной собственностью.

Наличие муниципальной собственности закрепляет за местным самоуправлением исключительное право монопольного производства  некоторых продуктов и услуг и выполнения работ именно для данного территориального сообщества. Обеспечение населения товарами и услугами через муниципальный сектор экономики осуществляется часто по более низким ценам, для частных предприятий, а иногда и на бесплатной основе. Причем непосредственное производство муниципальных благ опосредуется регулирующей ролью социальных институтов, что и позволяет говорить об общественной природе данной формы собственности [12, c.24].

Наличие муниципальной собственности способствует укреплению позиций местного самоуправления и позволяет сформировать для жителей данного территориального сообщества тот набор доступных благ и льгот, который не будет ущемлять их гражданские свободы и поддерживать приемлемый уровень жизни на данной территории.

Вторая функция муниципальной собственности заключается в том, что она служит основным инструментом социальной защиты и поддержки населения территории. Обеспеченность муниципальным жильем, функционирование детских и образовательных учреждений, местные льготы при оплате коммунальных услуг, целевая поддержка нуждающихся и малообеспеченных позволяют поддерживать определенные социальные стандарты жизни людей на данной территории.

Следовательно, наличие муниципальной собственности выступает необходимым условием защищенности отдельных членов территориальной общности и выступает гарантом демократически организованного государства [12, c.25].

Признание и защита муниципальной собственности наравне с государственной и частной провозглашена в ст. 8 Конституции РФ [1]. Статья 212 ГК РФ [2] закрепляет, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, права всех собственников защищаются равным образом.

Это свидетельствует о юридическом равенстве указанных лиц, в том числе при приобретении и осуществлении права собственности на имущество. Однако особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество для отдельных типов субъектов могут устанавливаться только законом, т.е. предполагается, что законом могут устанавливаться особые основания и способы приобретения права собственности отдельными субъектами.

Муниципальная собственность представляет собой форму собственности, существующую параллельно с государственной. По своему характеру и юридической природе она находится в одном ряду с правом государственной собственности. В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, т.е. имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Управляют муниципальной собственностью согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления [26, c.15].

Имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на следующие группы:

1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на режиме права хозяйственного ведения и права оперативного управления. Оно имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение;

2) имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего поселения или иного муниципального образования. Оно призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории муниципального образования, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления [18, c.15].

Система имущества и финансовых ресурсов муниципального образования представлена на рисунке 1.

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить