Модели местного самоуправления (курсовая)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ    5
1.1. Зарубежный и отечественный опыт формирования моделей местного самоуправления    5
1.2. Нормативно-правовые основы формирования модели местного самоуправления в России    17
2. АНАЛИЗ МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ    26
2.1. Анализ формирования российской модели местного самоуправления    26
2.2. Анализ модели местного самоуправления в г. Йошкар-Оле    33
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ    46
3.1. Организационно-правовые мероприятия по развитию модели местного самоуправления в России    46
3.2. Мероприятия по совершенствованию модели местного  самоуправления в г. Йошкар-Оле    54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    68

 

Введение

 

Становление и развитие местного самоуправления в России и за рубежом имеет богатую историю. Исторически местное или муниципальное самоуправление возникло из родовой общины - первичной ячейки человеческого общества, откуда возникли определенные правила организации совместной жизни, ограничивающие интересы каждого человека во имя общих, групповых интересов. Объединение диктовалось также необходимостью передачи знаний и навыков от поколения к поколению. В таких условиях власть получили старейшины родов (общин), обладающие знаниями и жизненным опытом. Подобная организация людей и есть своеобразный зачаток самоуправления. Соответственно, самоуправление, община старше, чем государство.

С развитием цивилизации усложнялись формы самоорганизации людей, иерархия интересов. По мере совершенствования способов ведения хозяйства численность "производственного коллектива" постепенно уменьшалась: от большой общины до размера семьи, число первичных ячеек общества возрастало, появилась необходимость во властных структурах, регулирующих межобщинные и межсемейные отношения. Так возникло государство. Роль общины в государстве в разных странах и в разные исторические эпохи то уменьшалась, то возрастала. Предшественниками современного местного самоуправления можно считать демократии античного мира, сельские общины и особенно средневековые вольные города, имевшие собственные административную и судебную власть и внешнеторговые связи, а также высокую степень финансовой самостоятельности [19, c.10].

В зарубежных странах накоплен значительный опыт формирования  различных моделей местного самоуправления. Эти модели отличаются по порядку формирования органов местного самоуправления, предметам ведения местного самоуправления, характеру и особенностям взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти и т.п. Знание и обобщение зарубежного опыта организации местного самоуправления объективно помогает выработать рекомендации по повышению эффективности организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Таким образом, проблема, заявленная в работе, актуальна, что и определило тему исследования.

Объектом исследования являются модели местного самоуправления.

Предметом исследования являются модели местного самоуправления в России и, в частности, муниципального образования «Город Йошкар-Ола».

Целью исследования является сравнительный анализ формирования моделей местного самоуправления.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты формирования моделей местного самоуправления;

- провести анализ формирования модели местного самоуправления в России (в том числе, муниципального образования «Город Йошкар-Ола»);

- исследовать перспективы формирования модели местного самоуправления в России (в том числе, муниципальном образовании «Город Йошкар-Ола»).

Методологическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации,  Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ  "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Устав муниципального образования "Город Йошкар-Ола".

Теоретическую базу исследования составили труды следующих авторов в области организации местного самоуправления: Н..А. Игнатюк, А.В. Павлушкин, М.А. Герасимова, С.А. Хлебунова, В.Б. Зотов и др.

 

1. Теоретические аспекты формирования моделей местного самоуправления

1.1. Зарубежный и отечественный опыт формирования моделей местного самоуправления

 

Рассматривая модели местного самоуправления зарубежных стран, отечественные ученые первоначально определяющим и единственным признаком выдвигали только тип правовой системы, к которому принадлежит государство. В.Е. Чиркин, например, выделяет три базовые модели местного самоуправления:

- англосаксонскую (США, Великобритания, Канада, Австралия и др.), романо-германскую, или континентальную (Франция, Италия, Бельгия и др.) и иберийскую (Испания, Португалия, Бразилия и др.) [22, c.92]. Н.А. Емельянов, используя тот же подход, приводит несколько другую классификацию. Он выделяет англосаксонскую; континентальную, или французскую; смешанную, или гибридную (Германия, Австрия, Япония), и «советскую» (КНДР, Китай, Куба) модели местного самоуправления [9, c.10].

Два этих примера свидетельствуют о том, что зарубежный мир в своей практике чаще всего использовал две модели: англосаксонскую и континентальную. Смешанная и иберийская модели выступают их своеобразными производными. Однако не стоит забывать о крупнейшем в прошлом государстве СССР с его «советской» моделью, которая имеет прямое отношение не только к становлению новой российской модели местного самоуправления, но и по настоящее время действует в ряде зарубежных стран.

Между тем при детальном сопоставлении модели местного самоуправления разных стран, отнесенные к различным видам, имеют больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Например, американская модель «сильный мэр — совет», при которой вся полнота власти в пределах муниципального образования концентрируется в руках мэра, избранного непосредственно населением, напоминает модель «южногерманского совета», а именно «обербургомистр – совет», распространенную в землях Баварии и Баден-Вюртемберг. В то же время в Германии на окружном уровне осуществляется прямое государственное управление, что является отличительной чертой французской модели местного самоуправления [20, c.47].

Все это свидетельствует о том, что вышеобозначенный признак несовершенен, носит условный характер и не может являться единственным. Он раскрывает только один вид явления, по которому могут квалифицироваться модели местного самоуправления. Поэтому в последнее время наметились тенденции к разностороннему подходу к данной проблеме, что привело к появлению новых видов классификации модели местного самоуправления. Как показывает практика формирования тех или иных моделей местного самоуправления, все они сочетают в себе общественные и государственные начала. Сравнительные характеристики (отличия) формирования моделей местного самоуправления представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.- Сравнительные характеристики моделей местного  самоуправления

 

Следует иметь в виду, что в современных демократических государствах происходит сближение муниципальных систем (англосаксонской и континентальной), однако сочетание в них местного (государственного) управления и местного самоуправления остается, независимо от того, присутствуют ли представители центральной власти на местах или местное самоуправление осуществляется выборными органами власти. В любом случае в той или иной стране местное самоуправление осуществляется на основании собственных полномочий в интересах местного населения, тогда как местное управление функционирует в рамках обязательных или делегированных полномочий для удовлетворения государственного интереса.

В основе действия модели местного самоуправления всегда лежит проявление встречной инициативы: со стороны населения, которое поручает органам местного самоуправления исполнение ряда функций, существенных для данного местного сообщества, и со стороны государства, поручающего местным органам власти решение ряда вопросов, представляющих интерес с точки зрения не только конкретного муниципального коллектива, но и

 

Заказать курсовую

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить