Организация деятельности  в органах государственной власти на примере Государственного Собрания Республики Марий Эл(диплом)

Содержание

 

Введение. 5

1. Организация и принципы деятельности  законодательной власти в субъекте Российской Федерации.. 11

1.1. Понятие и основы статуса органа законодательной власти  субъекта Российской Федерации. 11

1.2. Основные полномочия законодательного органа государственной власти субъекта Федерации Российской. 19

1.3. Порядок принятия законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов. 31

2. Организация деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл.. 49

2.1. Характеристика Государственного Собрания Республики Марий Эл. 49

2.2.  Анализ и организация деятельности законодательного органа  субъекта Российской Федерации -  Государственного Собрания  Республики  Марий Эл. 73

2.3. Проблемы законотворческой деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл. 92

3. Совершенствование деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл.. 100

3.1. Концепция развития и деятельности законодательных органов, Государственного Собрания Республики Марий Эл. 100

3.2. Совершенствование качества принимаемых законов на уровне законодательных инициатив. 105

Заключение. 112

Список использованных источников. 116

Приложения.. 122

Введение

Актуальность исследования. Проблема власти является одной из центральных в политической науке. Уяснение сущности, потребности и механизма власти имеет важное значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политические отношения из всей гаммы общественных отношений.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию как федеративное государство, состоящее из субъектов. Сторонами-участниками федеративных отношений выступают Российская Федерация и ее субъекты в лице их государственных органов.

В России законодательная ветвь власти представляет собой две относительно обособленные структуры законодательных органов государственной власти Российской Федерации и законодательных органов субъектов Российской Федерации, которые характеризуются особым механизмом взаимодействия.

Органы законодательной власти занимают центральное место
в структуре государственного аппарата. Основным назначением этих органов является законодательная деятельность. Выделяя особую роль органов законодательной власти в политической жизни общества и государства, конституции отдельных стран специально указывают не только на то, что "парламент является высшим органом государственной власти", но и на
то, что он является "единственным законным органом государства" [26, С. 17].

Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей [44].

Построение в России гражданского общества и правового государства немыслимо без совершенствования законодательного процесса.

В условиях развития в Российской Федерации федеративных отношений, особую актуальность приобретает совершенствование форм участия законодательных органов государственной власти субъектов РФ в законодательном процессе.

Критерием эффективности законодательного процесса является принятие актуальных законов, которые действительно обеспечивают развитие и укрепление общественных отношений, решение задач построения демократического федеративного правового и социального государства. На проблему дальнейшего развития российского законодательства обращали внимание многие правоведы, подчеркивая необходимость развития и регионального законодательства, исходя из новой социально-экономической и политической ситуации.

Главенствующее положение законодательных органов в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных
в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов,
с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции [26, С.21].

Следует отметить, что, несмотря на монопольное положение в области правотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских республиках, подвержен довольному эффективному воздействию со стороны правительства. Нередко правительство сосредотачивает в своих руках всю или почти всю законодательную инициативу и оказывает влияние на все направления деятельности парламента.

Что же касается президентских республик, то в них парламент
в формально-юридическом плане более независим. Законодательная инициатива в данном случае принадлежит в основном депутатам, однако
и в этом случае исполнительная власть в лице президента имеет много путей воздействия на парламент [44].

В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции РФ, право законодательной инициативы на федеральном уровне принадлежит законодательным (представительным) органам субъектов РФ наравне с Президентом РФ, Советом Федерации, членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, Правительством РФ. Законодательные органы субъектов РФ могут вносить законопроекты по любым вопросам, являющимся предметом федерального законодательного регулирования.

На федеральном уровне многие инициативы субъектов Федерации не всегда находят решение и понимание, а также рассмотрение. Анализ деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе, проведенный с 1994 года, позволяет говорить о том, что эффективность участия субъектов Федерации в законотворчестве на федеральном уровне крайне низкая. Так, за прошедшие 11 лет регионами было выдвинуто более 2000 инициатив, и только около 2,5 % из них приобрели форму закона. Региональные инициативы — это своеобразный показатель, характеризующий политическое и социально-экономическое положение в субъектах Российской Федерации. Кроме того, некоторые новации регионов действительно опережают федеральное законодательство и могут послужить хорошей основой для будущих федеральных законов [42].

Осуществление региональными парламентами своего конституционного права законодательной инициативы осложняется как недостатками федерального регулирования, так и низким качеством подготовленных законопроектов.

Особый интерес представляет как в научном плане, так и с практической стороны возможность субъекта Федерации как можно полнее реализовать свой законотворческий потенциал, восполнить правовой вакуум на местах путем собственной законодательной деятельности. Поэтому исследование проблем правового регулирования и тактической реализации законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации представляется необходимым и актуальным.

Объект исследования: организация и деятельность Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Предмет исследования составляют содержащиеся в федеральных и региональных нормативных правовых актах материальные и процессуальные нормы, регулирующие осуществление законодательной инициативы в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации – Государственное собрание Республики Марий Эл.

Целью данной работы является изучение организации деятельности
в органах государственной власти на примере Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить организацию и принципы деятельности законодательной власти в субъекте Российской Федерации, порядок принятия законодательным органом  государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов;

2) определить понятие, сущность и принципы законодательной власти  на примере Республики Марий Эл и изучить практическую деятельность Государственного Собрания Республики Марий Эл;

3) выявить проблемы осуществления законотворческой деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл;

4) предложить различные варианты совершенствования организации деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл, как органа законодательной власти и пути совершенствования порядка осуществления законодательной деятельности Государственным Собранием Республики Марий Эл.

Вопросам законотворчества на федеральном и региональном уровнях Российской Федерации посвящено значительное количество исследований. Наукой конституционного права детально изучены объект законодательного процесса, механизм правового регулирования процесса, даны рекомендации по написанию и оформлению законов. Кроме того, специалистами выдвинуты отдельные предложения по совершенствованию нормативной базы законотворчества. Также проанализирован механизм участия отдельных государственных органов и депутатов в законодательном процессе в субъектах Федерации (С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, М.В. Еаглай, И.Л. Бачило, Д.Н. Бахрах, Н.А. Бобров, Н.С. Бондарь, Р.Ф. Васильев, И.В. Гранкин, Б.Л. Железнов, Б.Л. Елисеев, Т.Д. Зражевская, Д.А. Керимов, С.Д. Князев, Е.И. Козлова, А.Н. Кокотов, Д.А. Ковлчев, И.А. Кравец, П.В. Крашенинников, Б.С. Крылов, О.Е. Кутафин, В.А. Лебедев, А.А. Ливеровский, Б.О. Лучин, А.Ф. Малый, М.А. Митюков, В.В. Невинский, Ж.И. Овсепян, В.В. Полянский, А.С. Пиголкин, С.В. Поленина, А.Е. Постников, Ф.М. Раянов, М.С. Саликов, В.К. Самигуллин, А.С. Саломаткин, В.А. Савицкий, И.А. Старостина, Д.Л. Сурков, Ю.А. Тихомиров, И.А. Умиоза, Г.Л. Чеботарев, В.Е. Чиркин, В.А. Шеловцев, Б.С. Эбзеев и др.).

Теоретическую основу исследования составили положения и концепции, сформулированные в трудах ученых по теории государства и права, конституционному, административному и муниципальному праву, а также материалы научных и научно-практических конференций, совещаний, «круглых столов» по различным аспектам исследуемой проблемы.

Методологическая основа исследования. При проведении комплексного исследования для анализа законодательных и иных нормативных актов, обобщения проблем, формулировки определений, предложений и выводов применялись общенаучные методы познания – диалектический; — системный, формально-логический, метод анализа и синтеза, метод восхождения от абстрактного к конкретному, а также специальные правовые методы — сравнительно-правовой, формально-юридический, нормативно-логический и др. Кроме того, в ходе работы автором были использованы методы теоретико-правового моделирования и научного прогнозирования.

Нормативную и эмпирическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской. Федерации, Регламенты Палат Федерального Собрания Российской Федерации, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, судебная практика высших судебных органов государственной власти Российской Федерации, итоги деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл четвертного созыва и его комитетов (2004-2010 г.г.), статистические данные о результатах регионального законодательного процесса, представленные как в систематизированных сборниках, так и в автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности Республики Марий Эл.

Научная новизна исследования. В работе представлены итоги исследования проблем осуществления законодательной деятельности в Государственном Собрании Республики Марий Эл. На основе анализа и обобщения законодательной практики предложены рекомендации по совершенствованию законодательной инициативы в Государственном Собрании Республики Марий Эл.

Структура работы. Дипломный проект состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложений.

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Приор, 2003. - 23 с.
  2. Конституция Республики Марий Эл. Принята Конституционным Собранием Республики Марий Эл 24 июня 1995 года (с учетом поправок закона Республики Марий Эл от 10 июня 2010 г. N 26-З [Текст] // Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 1997. - N 11. – Ст.402, 1998. - N 1. - Ст.1, 2000. - N 3. - Ст.64. - N 7. - Ст.186, 2001. - N 1. - Ст.1, 2.
  3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 6 октября 1999 г. (с послед. изм. на 27 июля 2010 г. № 184-ФЗ)  // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 42. — Ст. 5005.
  4. Регламент Государственного Собрания Республики Марий Эл
    (с изменениями, внесенными на 26 бюджетной  сессии  15 ноября 2007 года) [Электронный ресурс]. – СПС «Гарант».
  5. О государственном собрании Республики Марий Эл: Закон РМЭ
    от 28.11.2001 г. [Электронный ресурс]. – СПС «Гарант».
  6. О местном референдуме и голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования в Республике Марий Эл [Текст]: закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 г. № 71-З  // Собрание законодательства Республики Марий Эл. — 2009. — № 1 (часть II). — Ст. 11.
  7. Авакьян, С. А. Федеральное Собрание России: перспективы совершенствования организации и деятельности [Текст] / С.А. Авакьян // Вестник Московского университета. — Сер. 11. — Право. 2007. — № 2. — С. 3–16.
  8. Апт, Л.Ф. Теоретические вопросы правовой экспертизы федеральных законов [Текст]  / Л.Ф. Апт // Журнал российского права. — 2008. — № 2. — С. 56.
  9. Баранов, В.М. Идея законопроекта: сущность, практическая ценность, технико-юридическое оформление [Текст]  / В.М. Баранов // Журнал российского права. — 2008. — № 2. — С. 18–22.
  10. Боброва, Н.А. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов Российской Федерации [Текст]  / Н.А. Боброва // Государство и право. — 2009. — № 11. — С. 43–48.
  11. Бошно, С.В. Законодательная инициатива: внесение законопроектов в Государственную Думу [Текст] / С.В. Бошно // Право и образование. — 2004. — № 2. — С. 153.
  12. Виноградов, А.С. Роль законодательных инициатив субъектов Российской Федерации в формировании федерального законодательства [Текст]  / А.С. Виноградов // Научные труды Московского гуманитарного ун-та. — 2006. — Вып. 66. — С. 49–53.
  13. Власть и общество [Текст]: методическое пособие.- М.: НГТУ, 2009. – 15 с.
  14. Воеводин, Л.Д. Юридическая техника в конституционном праве [Текст] / Л.Д. Воеводин // Вестник Московского университета. — Сер. 11. — Право. — 2007. — № 3. — С. 20.
  15. Воробьев, Н.И. Региональное законодательство как фактор правового обеспечения приоритетных национальных проектов [Текст]  / Н.И. Воробьев // Социальное и пенсионное право. — 2007. — № 1. — С. 44–47.
  16. Гранкин, И.В. О принципах формирования деятельности законодательной власти субъектов федерации [Текст] / И.В. Гранкин // Журнал российского права. - 2008. – №2. - С. 25-40
  17. Гузнов, А.Г. Современный законодательный процесс: основные институты [Текст] / А.Г. Гузнов, Л.А. Капенов. — Смоленск, 2010. — 170 с.
  18. Законодательные органы субъектов РФ: Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы [Текст] / В.И. Васильев, Павлушкин А.В., Постников А.Е. - М.: Городец-издат, 2002. - 228 с.
  19. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: науч.-практ. пособие [Текст] / отв. ред. Р.Ф. Васильев. — М.: Юриспруденция, 2000. — 140 с.
  20. Иванюк, О.А. Качество закона и проблемы юридической техники [Текст] / О.А. Иванюк // Журнал российского права. — 2008. — № 2. — С. 14–17.
  21. Игнатьева, М.Н. Теоретико-правовые основы законотворчества республик, входящих в состав федерации [Текст]  / М.Н. Игнатьева // Журнал росс. права. — 2010. — № 3. — С. 43–47.
  22. Из опыта работы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Текст]. — М.: Юриспруденция, 2006. — 231 с.
  23. Исаков, В.Б. Приемы юридической техники на начальных стадиях законодательного процесса [Текст]  / В.Б. Исаков // Юридическая техника. — 2007. — № 1. — С. 172–178.
  24. Итоги деятельности Государственного Собрания республики Марий Эл четвертого созыва: 2005–2010 годы [Текст]. — Йошкар-Ола, Изд. Аппарата Государственного Собрания Республики Марий Эл, 2011. — 190 с.
  25. Комментарии к Методическим рекомендациям по юридико-техничес­кому оформлению законопроектов [Текст]. — М.: Юриспруденция, 2007. — 177 с.
  26. Конституционное право Российский Федерации / под ред.: М.В. Баглая, Б.И. Габричидзе [Текст]. — М.: Юрист, 1996. — 680 с.
  27. Конституционное право субъектов Российской Федерации [Текст]; отв. ред. В.А. Кряжков. - М.: ООО «Городец-издат», 2002. – 864 с.
  28. Кравец, И.А. Конституционность нормативных правовых актов: понятие, критерий, последствия проверки актов на соответствие Конституции [Текст]  / И.А. Кравец // Проблемы права: Международный правовой журнал. — 2009. — № 4. — С. 10.
  29. Кудрина, К.Ю. Правовые факторы, влияющие на законотворчество
    в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. [Текст]  / К.Ю. Кудрина. — Воронеж, 2010. — 305 с.
  30. Кудряшов, А.В. Взаимодействие субъектов права законодательной инициативы в законотворческом процессе [Текст]  / А.В. Кудряшов // Юридическая мысль. — 2007. — № 6. — С. 77–89.
  31. Кудряшов, А.В. Способы повышения эффективности законотворческого процесса // Политика. Власть. Право. Межвузовский сборник научных статей: выпуск XI. Часть 1: материалы международной научно-теоретической конференции (Москва, 24–25 мая 2007 г.) [Текст]  / под ред. С.А. Комарова. — М.; СПб.: Изд-во Юрид. ин-та, 2007. — 66 с.
  32. Курманов, М.М. Гарантии депутатской деятельности депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации: законодательство и практика [Текст] / М.М. Курманов// Конституционное и муниципальное право. - 2010. - №2.- С.22-25.
  33. Курманов, М.М. Участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в федеральном законодательном процессе [Текст]  / М.М. Курманов // Государство и право. — 2009. — № 10. — С. 52.
  34. Лебедев, В.А. Реализация права законодательной инициативы субъектов Российской Федерации [Текст]  / В.А. Лебедев // Конституционное и муниципальное право. — 2010. — № 5. — С.65.
  35. Лукин, Д.Г. Право законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российский Федерации: дис. … канд. юрид. наук [Текст]  / Д.Г. Лукин. — Казань, 2005. — 211 с.
  36. Надев, Р.К. Законотворческие ошибки [Текст] / Р.К. Надев // Российская юстиция. — 2010. — № 5. — С. 16.
  37. Научно-практический комментарий к Конституций Российской Федерации / отв. ред. В.В.Лазарев [Электронный ресурс] // Система «ГАРАНТ», 2009.
  38. Платонов, В.М. Законодательный процесс в Российской федерации: дис. … канд. юрид. наук [Текст] / В.М. Платонов. — Нижний Новгород, 1999. — 135 с.
  39. Поленина, С.В. Законотворчество и Российской Федерации [Текст] / С.В. Поленина. — М.: БЕК, 1996. — 180 с.
  40. Рахманина, Т.Н. Нормотворчество субъектов Российской Федерации: Типология актов и законодательные программы [Текст] / Т.Н. Рахманина, М.С. Студеникина // Законы области как субъекта Российской Федерации. — Воронеж, 2006. — С. 34–35.
  41. Савельева, Е.М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на региональном уровне [Текст] / Е.М. Савельева // Государство и право. — 2010. — № 9. — С. 5.
  42. Свинарев, В. Закон по всеобщему согласию [Электронный ресурс] / В. Свинарев. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/04
  43. Сивицкий, В.А. Закон: понятие и место и системе нормативных правовых актов [Текст] / В.А. Сивицкий, И.Ю. Терюкова // Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии / отв. ред. Р.Ф. Васильев. — М.: Юрист, 2000. — 142 с.
  44. Теория государства и права [Текст]; под ред. М.П. Марченко. — М.: БЕК, 2000. — 432 с.
  45. Теория государства и права: учебник [Текст] / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2002. – 264 с.
  46. Тихомиров, Ю.А. Теория закона [Текст] / Ю.А. Тихомиров. — М.: БЕК, 2002. — 440 с.
  47. Толмачева, Н.Н. К вопросу о соблюдении принципа верховенства закона и других принципов законности в законодательстве субъектов Российской Федерации [Текст] / Н.Н. Толмачева // Журнал российского права. — 2008. — № 2. — С. 88.
  48. Толмачева, Н.Н. Мониторинг закона — от практики к теории [Текст]  / Н.Н. Толмачева // Право и экономика. — 2006. — № 7. — С. 5.
  49. Упоров, И.В. Законодательная процедура должна быть закреплена в законодательном порядке // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт [Текст];  ред. С.А. Авакьяна. — М.: Юриспруденция, 2009. — С. 254–255.
  50. Фархуллина, Н.Н. К вопросу о противоречии федеральному и региональному законодательству муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ (практический аспект) [Текст] / Н.Н. Фархуллина // Конституционное и муниципальное право. — 2010. — № 2. — С. 73–76.
  51. Фатеев, А.Н. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: общее и особенное [Текст] / А.Н. Фатеев // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт. — М.: Юриспруденция, 2010. — С. 349.
  52. Филиппов, Н.К. Российский федерализм и конституционная власть республик [Текст]  / Н.К. Филиппов, В.Н. Николаев. — Чебоксары, 2008. — С. 36.
  53. Хабибуллина, Г.Р. Субъекты права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации (на примере республик в составе РФ) [Текст] / Г.Р. Хабибуллина // Казанский федералист. — 2004. — № 19. — С. 22.
  54. Шаклеин, Н.И. Динамика и качество законотворческого процесса в Российской Федерации [Текст] / Н. И. Шаклеин // Журнал российского права. — 2008. — № 9. — С. 89.
  55. Шумаков, А.И. Понятие и существенные элементы «качества законотворчества» [Текст] / А.И. Шумаков // Гражданин и право. — 2007. — № 10. — 12.

Заказать диплом

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить