Организация кадровой работы с государственными гражданскими служащими на примере Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические и нормативно-правовые основы кадровой работы с государственными гражданскими служащими. 10
1.1. Понятие, сущность, типы и виды работы с кадрами. 10
1.2. Организация кадровой работы с государственными гражданскими служащими  17
1.3. Нормативно-правовые основы организации кадровой работы с государственно-гражданскими служащими органов социальной защиты населения. 21
Выводы по главе 1. 34
2. Анализ эффективности организации кадровой работы в министерстве социальной защиты населения и труда РМЭ.. 37
2.1. Общая характеристика Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл. 37
2.2. Организация кадровой работы в Министерстве социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл. 53
2.3. Проблемы организации работы с кадрами в Министерстве социальной защиты населения и труда РМЭ.. 77
Выводы по главе 2. 83
3. Совершенствование организации кадровой работы в органах социальной защиты   86
3.1. Основные направления совершенствования кадровой работы в МСЗиТ РМЭ   86
3.2. Повышение мотивации служащих Министерства социальной защиты населения и труда РМЭ.. 89
3.3. Организация работы с кадровым резервом. 92
3.4. Совершенствование оценочных процедур и аттестации сотрудников. 96
Выводы по главе 3. 113
Заключение. 114
Список использованных источников и литературы.. 118
Приложение. 125

Введение

 

Социальная сфера является истинно общечеловеческой ценностью. Человек трудится, учится, укрепляет здоровье для того, чтобы жить. И государство, общество, сам человек должны делать все возможное, чтобы эта жизнь была счастливой, нормально обеспеченной.

Главные задачи социальной политики состоят в гармонизации общественных отношений, выработке путей создания социально гарантированных условий для жизнедеятельности граждан, методов воздействия социальных факторов на экономику, ускорение научно-технического прогресса. Однако вышеперечисленные факторы недостаточно учитывались разработчиками государственной экономической и социальной политики на этапе рыночной модернизации постсоветской России.

В условиях социально-экономических реформ государственная социальная политика претерпела существенные изменения. В процессе реализации социальных программ выяснилось, что необходимы новые подходы для решения проблем. Переход к рыночной экономике обострил вопросы материального положения большинства граждан. Советский опыт разрешения социальных проблем оказался неэффективным в новых условиях. Это привело к необходимости формирования новой системы социальной защиты, социального обслуживания граждан и организации социальной сферы в целом.

Деятельность людей, обеспечивающих функционирование системы государственного управления, осуществляется в рамках особой службы, поступая на которую, они вступают с системой в особые правовые отношения. Эту службу в РФ традиционно именуют государственной.

При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает кадровый аспект государственных служащих, осуществляющих социальную защиту населения России. Основу организации кадровой работы с госслужащими должны составить современные кадровые технологии, такие как: назначение на должность государственной гражданской службы по итогам проведения конкурса; содействие должностному росту государственных служащих на конкурсной основе; формирование и использование кадрового резерва для замещения должностей государственной гражданской службы; оценка результатов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих посредством проведения аттестации и квалификационного экзамена; ротация служащих и другие.

В современных условиях в российском обществе кадровая политика становится всё более важным фактором эффективного социального управления. Её роль постоянно возрастает вместе с ростом влияния человеческого фактора на решения государственных проблем. В настоящее время начинают складываться необходимые объективные предпосылки, которые обусловливают потребность в разработке социальной модели механизмов реализации государственной кадровой политики. В Указе Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)"  как одна из первоочередных поставлена задача «разработки эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы Российской Федерации в целях оптимизации состава государственных служащих» [4].

Создание механизмов реализации государственной кадровой политики в условиях модернизации общества - весьма сложная теоретическая и практическая проблема, Цель таких механизмов состоит в достижении нового, более высокого качества государственного управления. Являясь средством государственных органов, механизмы реализации государственной кадровой политики непосредственно реализуют кадровый потенциал государственной службы, превращают кадровый корпус в мощный эффективный ресурс государства. Их эффективность во многом определяется степенью научной обоснованности кадровых процессов, образующих контур данного механизма.

Любые государственные решения воплощают в жизнь конкретные люди и от того, насколько они профессиональны, независимы и порядочны, насколько они преданы интересам своей страны, насколько соизмеряют трудности сегодняшней жизни граждан России со своими собственными проблемами, зависит "качество" власти, её способность к позитивным преобразованиям, готовность служить обществу. Это относится и к работникам Министерства социальной защиты населения.

Анализируя накопленный научно-теоретический потенциал, можно рассматривать проблему механизмов формирования и реализации государственной кадровой политики, опираясь, прежде всего на разработки отечественных исследователей. В первую очередь следует назвать В.М. Анисимова, А.И. Горбачёва, И.П. Литвинова, В.И. Лукьяненко, B.C. Нечипоренко, В.И. Никонова, Б.Т. Пономаренко, В.Г. Смолькова, В.А. Сулемова, В.В. Черепанова и других. В содержательном плане они проанализировали состояние кадров, стиль управления персоналом, уровень их профессионализма.

Анализ литературы свидетельствует о том, что в настоящее время пока не выработано целостного и системного представления о механизмах реализации государственной кадровой политики, в том числе и в системе государственных учреждений социальной защиты. Нет научно обоснованной социальной модели этих механизмов, системы их нормативно-правового обеспечения. Различные, зачастую альтернативные взгляды, идеи, позиции, связанные с механизмами реализации государственной кадровой политики, нуждаются в переосмыслении и систематизации. Это направление только и многие принципиально новые теоретические и методологические проблемы нуждаются в разработке.

Актуальность исследования проблемы работы с кадрами в органах социальной защиты населения также обусловлена:

- во-первых, увеличением нагрузки на кадры социальной работы по предоставлению социальных услуг населению. Это связано, прежде всего, с увеличением удельного веса нуждающихся в услугах органов социальной защиты граждан;

- во-вторых, возрастанием потребности в высококвалифицированных специалистах по социальной работе, потому что увеличилось количество социальных программ, социальных услуг реализацию которых обеспечивают органы социальной защиты населения;

- в-третьих, потребностью выявления существующих проблем в области управления персоналом в органах социальной защиты населения. Выявление проблем необходимо для того, чтобы предотвратить их усугубление и выяснить какие мероприятия необходимо провести для более эффективной работы персонала в социальной сфере.

Все вышеизложенное определило актуальность и выбор темы работы – «Организация кадровой работы с государственными гражданскими служащими на примере Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл.

Объект исследования – кадровая работа с государственными служащими.

Предмет исследования – организация кадровой работы в Министерстве социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл.

Целью работы является исследование организации кадровой работы с государственными гражданскими служащими на примере Министерства социальной защиты населения и труда РМЭ.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1. Определить основные задачи, принципы и сущность кадровой политики и государственной кадровой политики, кадровой работы с государственными служащими;

2. Провести краткий анализ эффективности деятельности и кадровой политики в Министерстве социальной защиты населения  РМЭ.

3. Предложить направления совершенствования кадровой политики в государственных учреждениях, а именно – в Министерстве социальной защиты населения РМЭ.

Методы исследования – экономико-математические, графические, статистические, аналитические.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных различными аспектам кадровой работы с государственными служащими, в том числе в области  социальной сферы.

Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, среди которых следует отметить таких, как В.Роик, Г.В.Васильев, З.А.Короткова, В.И.Наумов, И.А.Краснова, Г.В.Сулейманова, Б.Косырев, К.С.Батыгин, Г.С.Симоненко, Е.И.Родионова, А.А.Романов, Е.П.Фролова, Л.А.Егорова и др.

Реализация государственной кадровой политики неразрывно связана со становлением, развитием и реформированием института государственной службы. Юридическое закрепление института государственной службы в Конституции РФ 1993 г. и становление российского служебного законодательства способствовали активной разработке проблем правового обеспечения государственной службы и кадровой политики. Здесь следует отметить работы А.Ноздрачева, Ю.Старилова, В.Манохина, Д.Овсянко, Д.Бахраха, В.Шкатуллы, Н.Казанцева и ряда других исследователей.

Различным аспектам подготовки кадров для государственных органов Российской Федерации посвящены работы В.К. Бабаева, А.П. Коренева, В.М. Кукушина,  В.М. Морозова, Г.М. Мякишева, В.М. Позднякова, Ю.П. Пузанова, С.Г. Реброва, Ю.Н. Старилова, Г.А. Туманова, В.П. Федорова и ряда других ученых.

Анализу зарубежного опыта подготовки кадров посвящен ряд работ таких известных ученых, как: А.В. Буданов, И.Ф. Колонтаевская, В.М. Морозов, В.А. Сергевнин, A.M. Столяренко, И.И. Щушкевич и др. Однако выбор зарубежных моделей отбора кандидатов на службу, профессиональной подготовки кадров государственных органов может быть использован только с учетом особенностей национального, государственного и общественного устройства, менталитета и исторических традиций населения России.

Вопросы управления персоналом в социальной сфере в настоящее время относятся к числу малоразработанных. В трудах А.Н.Аверина, О.Н.Баевой, А.В.Вязигина, В.И.Жукова, В.Н.Иванова, В.А.Никитина, Г.И.Осадчей, В.И.Патрушева, Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной затрагиваются лишь некоторые аспекты указанной проблемы, в частности вопросы подготовки специалистов и руководителей для социальной сферы. Комплексный подход к формированию кадров в такой специфической сфере, как социальная защита населения, практически пока не стал объектом подробного рассмотрения. Это создает предпосылки, с одной стороны, для более глубокого теоретического изучения данного вопроса, а с другой стороны, для анализа фактического состояния кадровой обеспеченности организаций социальной защиты населения и условий формирования руководителей.

Новизна исследования: как уже отмечалось, профессия «социальный работник» достаточно молодая и в настоящее время в российском обществе не разработано еще четких нормати­вов, регулирующих многие аспекты организации их труда в аспекте социального менеджмента в органах государственной власти. Поэтому наше исследование является новым и актуальным: предложены мероприятия совершенствования кадровой политики и развития социального менеджмента на уровня региона, а также направления для развития профессионально важных качеств в деятельности социальных работников.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в практической работе социальных работников и в органах государственной власти, формирующих социальную политику государства.

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации: Принята 12 декабря 1993 г.- М.: Юрист, 2003.-56 с.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации Российской Федерации [Текст]. – М.: Юникс, 2010. – 126 с.

3. О государственной гражданской службе Россий­ской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 N 79-ФЗ   (ред. от 29.03.2008) // Собрание законодательства РФ.- 2004.- N 31.- Ст. 3215.

4. О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы): Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. N 261  // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 11. - Ст. 1277

5. О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 110 // Собрание законодательства РФ.- 2005.- N 6.- Ст. 437

6. О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации [Текст]: указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 № 1474 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1 (часть I). - Ст. 203.

7. Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации [Текст]: постан. Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 362 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 19. - Ст. 2194.

8. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на 2010 год [Текст]: распоряж. Правительства РФ от 23 марта 2010 г. N 389-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 13. - Ст. 1530.

9. Об утверждении Республиканской Программы "Реформирование государственной службы Республики Марий Эл (2005 - 2006 годы): Постановление Правительства Республики Марий Эл от 29.11.2004 N 255 (ред. от 29.12.2005) // Собрание законодательства Республики Марий Эл.- 2004.- N 12.- Ст. 398.

10. О государственной службе в Республике Марий Эл [Текст]: закон Республики Марий Эл от 23 февраля 1995 г. N 194-III  // Собрание законодательства Республики Марий Эл. – 1995. - № 3. - Ст.176.

11. О республиканской программе "Развитие государственной гражданской службы Республики Марий Эл (2010-2013 годы) [Текст]: указ Президента Республики Марий Эл от 26 февраля 2010 г. N 28 // Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2010. - № 3. - Ст. 122.

12. О структуре органов исполнительной власти Республики Марий Эл [Текст]: указ Президента Республики Марий Эл от 1 декабря 2005 г. N 230 // Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2006. - № 1 (2). - Ст.23.

13. Об утверждении Положения об управлении государственной гражданской службы, кадровой работы и государственных наград Президента Республики Марий Эл и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Марий Эл [Текст]: указ Президента Республики Марий Эл от 25 января 2007 г. N 17 // Собрание законодательства Республики Марий. - 2007. - № 2. - Ст.89.

14. О республиканской программе  «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Республики Марий Эл (2009-2013 годы)» [Электронный ресурс]: постан. Правительства Республики Марий Эл от 16 июня 2009 г. N 140. – Документ не опубликован. – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

15. Об утверждении Концепции активизации внедрения инновационных подходов к обучению государственных гражданских служащих Республики Марий Эл (2010-2012 годы) [Текст]: распоряж. Президента Республики Марий Эл от 2 марта 2010 г. N 41-рп // Собрание законодательства Республики Марий Эл. - 2010. - № 4. - Ст. 172.

16. Анисимов, В.М. Сущность механизма формирования и реализации государственной кадровой политики // Государственная кадровая политика и механизмы её реализации. Материалы методологического семинара. 30 октября 2001 года / В.М. Анисимов. - М., 2002. – 67 с.

17. Архангельская О.  Модель оценки качества профессионального обучения государственных служащих / О. Архангельская // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2011. - N 4, апрель

18. Атаманчук, Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы/ Г.В. Атаманчук. М.: Профессия, 2000. – 300 с.

19. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атаманчук. - М.: Юрист, 1997. – 340 с.

20. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации: учебное пособие./ Т.Ю. Базаров.- М.: Вэлби.- 2006.- 398 с.

21. Об утверждении Положения об управлении социальной защиты населения администрации г.Йошкар-Олы: Постановление Мэра города Йошкар-Олы от 22.01.2002 N 118 //СПС Гарант, 2009

22. Васютин, Ю.С. Профессиональное образование кадров государственной службы и местного самоуправления / Ю.С. Васютин. Орел, 1998. – 220 с.

23. Вершигора, Е.Е. Основы управления./ Е.Е. Вершигора.- Минск: Высшая школа.- 2005.- 348 с.

24. Веснин, В.Р. Менеджмент. Учебник, 3-е издание./ В.Р. Веснин.- М.: Проспект.- 2006.- 503 с.

25. Галькович Р.С. Основы менеджмента / Р.С. Галькович, В.И. Набоков. – М.: ИНФРА-М, 2008.-230 с.

26. Горбачёв АИ. Системность государственной кадровой политики//Государственная кадровая политика: проблемы формирования и реализации. Материалы «круглого стола», М., РАГС, Сыктывкар СРАГСиУ, 2001

27.  Государственная кадровая политика и механизмы её реализации. Материалы методологического семинара. 30 октября. М, 2002. – 89 с.

28. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. / А.В Гусев.- Екатеринбург: Издательский дом УРГЮА, 2005. – 245 с.

29. Дмитриев М.Э. Финансовый кризис и социальная защита / М.Э. Дмитриев //Общественные науки и современность, - 2008. - № 3. – с.16-32

30. Денисова А. Эффективность обучения: как правильно ее оценить? / А. Денисова // URL: http://www.hr-portal.ru/article/effektivnost-obucheniya-kak-pravllno-ee-o tsenit.

31. Егоршин, А.П. Управление персоналом./ А.П. Егоршин.- Н. Новгород: НИМБ.- 2007.- 782 с.

32. Информация о работе Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, городских, районных отделов социальной защиты населения и территориальных центров социального обслуживания пенсионеров и инвалидов в 2008-2010 гг. Йошкар-Ола, 2011

33. Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы / Н.М. Каханцев. М.: БЕК, 2000. – 202 с.

34. Киселев, А. В. Административно-правовой статус государственных
учреждений: Понятие, элементы, особенности /А. В. Киселев. //Законы России. -2007. - № 6. - С. 108 – 115

35. Киселев С.Г. Государственная гражданская служба /А. В. Киселев. - М.: "ТК Велби", "Изд-во Проспект", 2010. – 290 с.

36. Лукин В.       Необходима государственная программа единой образовательной и кадровой политики /В. Лукин, В. Лукин // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2008. - N 8, август

37. Лукьяненко В.И. Принципы государственной кадровой политики / В.И. Лукьяненко//Служба кадров.  - 2002. - №7. – С.24-27

38. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулиро­вание. / В.М. Манохин. - М.: Юрайт, 2003.-650 с.

39. Матирко В.И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате / В.И. Матирко. М.: Юрист, 1996. – 190 с.

40. Мельников В.П. Государственные органы и государственная служба в России: опыт организации и функционирования. / В.П. Мельников, Новгород, 1995. – 180 с.

41. Минашкин, А. В. Основы административно-правового статуса государственных учреждений /А. В. Минашкин. //Право и экономика. - 2009. - № 1. - С. 20 – 29

42. Муниципальный менеджмент: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- 263 с.

43. Нечипоренко B.C. Кадровый потенциал России: состояние и основные тенденции изменении // Государственная кадровая политика и механизм её реализации. М., 2002. – С.23

44.  Ноздрачев А.Ф. Государственная служба / А.Ф. Ноздрачев. М.: Юрист, 1999. – 340 с.

45. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации / Д.М. Овсянко. - М.: БЕК,1999.-420 с.

46. Огнева В.В. Политический анализ процессов демократизации общества и государства в постоветский период развития / В.В. Огнева. М.: Знамя, 1997. – 200 с.

47. Пашин, В.П. Кадровая политика властных структур: история и современность / В.П. Пашин // Государственная власть и местное самоуправление.- 2003. - №3.-С.11-14

48. Пономаренко Б.Т. Профессионализм как основа государственного регулирования кадрового потенциала Российской Федерации // Государственная кадровая политика и механизма её реализации. М, 2002. – С.25

49. Программа и механизмы реализации государственной кадровой политики в Российской Федерации. Отчёт о научно-исследовательской работе. Заключительный. ВТК №Б-14-02 М 2002.

50. Попова Т.     Политика и стратегия обеспечения персоналом государственной службы /Т.  Попова // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2010. - N 12, декабрь

51.  Резник, С.Д. Управление персоналом. Учебное пособие по курсу «Управление персоналом»./ С.Д. Резник.- Пенза: ПГАСИ.- 2006.- 339 С.

52. Родин, С.Г. Где и как учат управленцев?/ С.Г. Родин.- М.: ФБК-Пресс.- 2005.- 349 с.

53. Самыгин, С.И. Менеджмент персонала./ С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко.-Ростов-н-Д: Феникс.- 2007.- 380 с.

54. Слатинов В.Б. Кадровая политика в условиях социальных трансформаций / В.Б. Слатинов. Орел, 1998. – 220 с.

55. Столярова В.         Квалификационные требования при приеме кандидатов на государственную службу по конкурсу / В. Столярова // Кадровик. Рекрутинг для кадровика. – 2010. - N 12, декабрь

56. Старилов Ю.Н. Государственная служба  в  Российской  Федерации / Ю.Н. Старилов. - Воронеж, 1996.-569 с.

57. Сулемов В.А. Механизм кадрового обеспечения государственной службы // Государственная служба Российской Федерации: становление, кадровое обеспечение. М., 2002. – С.27

58. Сулемов В.А. О социальной природе и целеустремлённости государственной кадровой политики // Государственная кадровая политика: проблемы формирования и развития. Материалы «круглого стола». - М., Сыктывкар, 2001. – С.15-20

59.  Сулемов В.А. Проблемы формирования региональной кадровой политики и механизм её реализации. М.: БЕК, 2001. – 57 с.

60. Терещенко, В.И. Курс для высшего управленческого персонала./ В.И. Терещенко.- М.: Экономика.-2007.- 807 с.

61.  Турчинов А. И. Профессионализация и кадровая политика  / А.И. Турчинов. М.: БЕК, 1998. – 180 с.

62. Управление персоналом/Под ред. Б.Ю. Сербиновского и С.И. Самыгина. М.: “Издательство Приор”, 2008. – 432 с.

63. Хохлов А.А. Кадровые процессы в системе государственной власти. М.: Право, 2000. – 170 с.

64. Цветаев, В.М. Кадровый менеджмент / В.М. Цветаев. М.:Проспект, 2004.-160 с.

65. Черепанов В.В. Основные механизмы реализации государственной кадровой политики//Государственная кадровая политика и механизм её реализации. Материал методологического семинара. 30 октября 2001 г. / В.В. Черепанов. - М., 2002.

66. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики / В.В. Черепанов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2007. - 575 с.

67. Шарин В.  Социальное обслуживание: проблемы, пути развития  / В. Шарин // Социальное обеспечение. – 2008. -№ 1. – с.12-15.

68.  Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации./ С.В. Шекшня.- М.: Интел-Синтез.- 2007.- 336 с.

Яблокова Е.А. Подготовка кадров государственной службы: методические и дидактические основы повышения эффективности / Е.А. Яблокова. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 164 с.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить